Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах. Структура содержания образования включает в себя: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыт осуществления известных способов деятельности
Введение
Наука и инновации должны
быть органически включены в широкий
контекст содержания и структуры
профессионального образования
с целью повышения уровня обучения
профессиональным навыкам, овладения
специальными знаниями, приобщения учащегося
к культуре в разных ее видах и
аспектах. Структура содержания образования
включает в себя: опыт познавательной
деятельности, фиксированной в форме
ее результатов – знаний; опыт осуществления
известных способов деятельности –
в форме умений действовать по
образцу; опыт творческой деятельности
– в форме принимать
Активный процесс формирования
инновационных систем, во всем мире, определяет
необходимость умения оценивать качественную
готовность экономических систем к восприятию
инноваций. Результаты существующих исследований
методов оценки инновационных систем
подтверждают, что инновационную восприимчивость
необходимо рассматривать как важнейшую
характеристику, отражающую способность
территории к осуществлению всех процессов
жизненного цикла инноваций. Восприимчивость
системы к инновационному развитию определяется
спецификой территории как элемента макроэкономической
системы, обладающей целостной ресурсно-территориальной,
институциональной, производственно-
Цель данной курсовой работы изучить основные методы повышения инновационной деятельности и инновационной восприимчивости.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1 Определение инновационной деятельности и инновационной восприимчивости
1.1 Основные понятия инновационной деятельности
Инновационный процесс - совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс охватывает создание новой техники, ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя.
Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом.
Инновационная деятельность – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов.
Также можно сказать, что инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.
Следует различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.
Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой синтез слов investio (одеваю) и novatio (обновляю).
Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Научно-техническое
Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном, фирменном, бытовом. Она может быть межотраслевой и отраслевой.
Результатами своей
Законы, постановления, административные
и экономические решения
Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя инновационная среда
- дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда)
окружение, составляющее внешнюю среду
любого участника инновационного процесса,
оказывающее либо косвенное (макросреда)
либо прямое (микросреда) влияние на
условия инновационной
В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы.
Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования, бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.
Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.
Знание внутренней инновационной среды дает возможность оценить инновационный потенциал фирмы. Знание внешней - инновационный климат. Знание среды в целом - инновационную позицию фирмы.
Таким образом, инновационный
процесс характеризуется
- базируется на процессе создания новой техники;
- включает создание новшества, его распространение (диффузию) и потребление (рутинизацию);
- состоит из регулирующих,
основных и вспомогательных
- реализуется в виде
инновационных целей,
- имеет организационную форму в виде инновационного предприятия или подразделения;
- сопровождается инвестиционным процессом.
1.2 Виды инноваций
Различают следующие виды инноваций:
1. По степени радикальности (новизны):
- базисные инновации,
которые реализуют крупные
- улучшающие инновации,
обычно реализующие мелкие и
средние изобретения и
- псевдоинновации, направленные
на частичное улучшение
2. По характеру применения:
- продуктивные инновации,
ориентированные на
- технологические инновации,
нацеленные на создание и
- социальные, ориентированные
на построение и
- комплексные, представляющие
единство нескольких видов
- рыночные, позволяющие реализовать
потребности в продуктах,
3. По стимулу появления (источнику):
- инновации, вызванные развитием наукой и техники;
- инновации, вызванные потребностями производства;
- инновации, вызванные потребностями рынка.
4. По роли в воспроизводственном процессе:
- инновации потребительские;
- инновации инвестиционные.
5. По масштабу:
- инновации сложные (
- инновации простые.
Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
1.3 Определение инновационной восприимчивости
Под инновационной восприимчивостью принято понимать наличие и способность экономических систем осуществлять и реализовывать инновационные процессы, исходя из имеющихся условий и ресурсов, в рамках проводимой территориальной инновационной политики. Основополагающей особенностью современной инновационной модели является возможность организационной автономности процессов потребления инновационных продуктов, научных исследований и производства инноваций от основного пути создания нововведений. В подобных случаях инновационная восприимчивость трактуется, как способность создавать и применять пионерные технологические новшества, либо как готовность и способность экономической системы воспроизвести готовую новацию. Однако данное определение не содержит упоминания о способности организации потреблять, создавать и применять продуктовые и организационные новшества, в определении дается упор на воспроизводство готовых новаций. После возникновения идеи новшества, продиктованной потребительским спросом, и анализом его технологической исполнимости инновационно-восприимчивой экономической системой, существует возможность внедрения данной идеи в производство, минуя этап фундаментальных научных исследований и заменяя его локальными научными исследованиями.
Рассмотрение факторов, определяющих инновационную восприимчивость, обуславливается еще и тем, что уровень технологического развития пропорционален масштабу внедряемых в производство инноваций. Следовательно, при низких показателях технологической эффективности невозможно говорить о высоком уровне инновационного развития даже при значительной инновационной активности, а технологические индикаторы являются результирующими параметрами инновационной восприимчивости.
Задачи, решаемые экономическими
подсистемами, могут существенно
различаться, а их инновационная
деятельность может развиваться
в любом из выделенных, либо нескольких
направлениях одновременно. Это позволяет
определить инновационную восприимчивость
экономической системы как
Рис. 1. Факторы, определяющие
уровень инновационной
Таким образом инновационная восприимчивость - это способностью к быстрому и эффективному освоению новшества, к созданию и внедрению новаций, к восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса.
2 Методы стимулирования. Инновационная восприимчивость в образовании
2.1 Методы стимулирования инновационной деятельности
Важнейшим направлением совершенствования
мировых экономических систем является
признание приоритетности инновационного
варианта развития и использование
для этого накопленного производственного,
научно-технического и человеческого
потенциала. В связи с тем, что
экстенсивные факторы роста производства
приближаются к максимальному уровню
использования, прогрессивная роль
науки, инноваций и технологий в
экономике развитых стран в XXI веке
становится ведущей. Дальнейшее развитие
инновационных процессов
В России инновационная составляющая входит в программные установки развития национальной экономики и получает от государства финансовую и организационную поддержку. Однако, по данным федеральной службы государственной статистики, инновационная деятельность в Российской Федерации характеризуется низкими показателями инновационной активности.
Информация о работе Методы стимулирования инновационной деятельности и инновационной восприимчивости