Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа
Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.
В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.
Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене.
Введение
1. Значение топливно-энергетического комплекса в мировом хозяйстве
2. Организация маркетинговой деятельности
3. Маркетинг в электроэнергетике
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Значение топливно-
2. Организация маркетинговой деятельности
3. Маркетинг в электроэнергетике
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.
В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.
Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене.
Все процессы добычи и переработки топлива, производства, транспортировки и распределения электроэнергии охватывает один из важнейших межотраслевых комплексов - топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Он состоит из двух главных частей: топливной промышленности и электроэнергетики, а также инфраструктуры. Своеобразной особенностью ТЭК России является то, что он целиком базируется на отечественных ресурсах, по запасам которых страна занимает одно из первых мест в мире.
Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России ТЭК имеет особое значение, так как наша страна - северная (2/3 ее территории относится к зоне Севера) и поэтому значительная часть производимой энергии тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий. Учитывая огромную протяженность России с востока на запад (почти 8 тыс. км), можно прогнозировать проблемы в организации работы транспортного хозяйства, где грузовые и пассажирские перевозки требуют огромных расходов энергии. В связи с этим затрачиваемое количество энергии на душу населения в России в 2-3 раза больше, чем в странах Европы.
Основная
цель данной работы – рассмотреть
механизм реализации маркетинговой
стратегии предприятиями
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важнейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продукции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. Мировой спрос на первичные энергетические ресурсы (ПЭР) (к первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энергии) в 1995—2015 гг. будет расти медленнее, чем в 80-е годы (без учета бывшего СССР), и эта тенденция сохранится в последующие десятилетия XXI в. Одновременно будет повышаться эффективность их использования, особенно в промышленно развитых странах.
Как считают специалисты, в период 1995—2015 гг. общее потребление всех видов ПЭР в мире может возрасти примерно в 1,6—1,7 раза и составит около 17 млрд. т условного топлива (у. т.). При этом в структуре потребления доминирующее положение сохранится за топливно-энергетическими ресурсами органического происхождения (более 94%). Доля энергии атомных электростанций (АЭС), гидроэлектростанций (ГЭС) и других не превысит 6%. В общем, объеме производства и потребления ПЭР лидирующую роль сохранит нефть, на втором месте останется уголь и на третьем — газ.
Как считают эксперты, производство и потребление энергии атомных и гидроэлектростанций недостаточно, их роль в топливно-энергетическом комплексе мировой экономики еще невысока, а доля в топливно-энергетическом балансе мира не превышает 5,5%.
Географически потребление энергии в мировом хозяйстве складывается следующим образом:
-развитые страны — 53%;
-развивающиеся — 29%;
-СНГ и страны Восточной Европы — 18%.
Объем производства, и потребления первичных энергоресурсов в мировой экономике имеет тенденцию к росту.
2. Организация
маркетинговой деятельности
Организация маркетинговой деятельности предприятия предполагает установление четкой последовательности и взаимосвязи действий, процедур, которая вытекает из определенных связей структурных подразделений предприятия. Целью деятельности является достижение коммерческого успеха фирмы.
Система маркетинга предусматривает в качестве обязательного элемента разработку комплексной программы деятельности организации на 5-10, а иногда и более лет. Программа охватывает все этапы подготовки производства и сбыта соответствующих товаров.
Компании разрабатывают как долгосрочные (более 5 лет), так и краткосрочные программы. Годовые и квартальные программы производства и сбыта являются составной частью долгосрочных программ. Обязательное условие разработки и выполнения программ маркетинга – их регулярная корректировка с учетом изменения условий и перспектив развития рынка соответствующего товара.
Маркетинговые решения включают:
- выбор конкретного товара;
- ценовую политику;
- место торговли;
- систему формирования спроса и стимулирования сбыта товаров.
На основе анализа информации о внутренних и внешних факторах создается представление о наиболее целесообразных стратегиях деятельности организации.
Для того чтобы добиться успеха на рынке, фирмы должны активно использовать такой метод, как анализ потребителей. Изучение потребителей товаров производственного и потребительского назначения имеет определенные особенности, связанные с характеристиками покупателей и спецификой продукции. Существуют общие методические подходы к проведению исследований рынка: сегментация рынка; изучение мотивов спроса; оценка наиболее общих для данной группы потребителей способов приобретения товара и его использования; определение причин, побуждающих приобретать именно этот товар; оценка тенденций и причин изменения потребностей.
Под сегментацией рынка понимается выделение групп потребителей, объединенных какими-либо характерными особенностями при выявлении спроса на определенный товар (услугу). Рынок рассматривается не как нечто однородное, а как совокупность различных сегментов, характеризуемых спецификой спроса различных групп потребителей.
При сегментации потребителей товаров личного спроса критериями сегментации являются: уровень доходов; социальное положение; образование; возраст; место проживания и др.
При
сегментации покупателей
Управление процессом сегментации состоит в принятии решений о количестве сегментов, их конкретном перечне, маркетинговых стратегиях, направленных на завоевание прочных позиций фирмы на определенном сегменте рынка. К проблеме сегментации существуют несколько подходов:
1.
Массовый маркетинг
2.
Дифференцированный маркетинг
3.
Целевой маркетинг
4. Концентрированный маркетинг сосредоточен на одном сегменте рынка.
В маркетинге важно не только определить для себя сегменты рынка, но и отыскать в них нишу (место, не занятое или недостаточно используемое конкурентами).
Выбор ниши и определение места товара по отношению к другим товарам называется позиционированием.
3. Маркетинг в электроэнергетике
Топливно-энергетическая промышленность, как отрасль, имеет специфические особенности, накладывающие свой отпечаток на маркетинговые исследования. Следует заметить, что маркетинговым исследованиям в топливо- и электроэнергетике по разным причинам не уделяется должного внимания.
Одной из причин является монополия организаций ТЭК в продаже электрической и отчасти тепловой энергии и монополия электроэнергии как товара (силовые процессы, электрофизические и электрохимические процессы, освещение и другие).
В связи с реформированием электроэнергетики монополизм предприятий отрасли уменьшается, развиваются новые технологии, возникают альтернативные варианты электроснабжения и теплоснабжения. Поэтому можно говорить о внутриотраслевой конкуренции предприятий электроэнергетики и о конкуренции альтернативных видов энергии и альтернативных источников электрической и тепловой энергии, создаваемых вне отрасли.
Таким образом, усиливается необходимость развития маркетинга на предприятиях ТЭК.
Предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечивают потребителям электроэнергии присоединение к электрическим сетям их электроустановок, продажу электрической энергии и мощности.
Для возможности присоединения к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций потребителям приходится нести собственные затраты на присоединение.
Предметом маркетинговых исследований предприятий ТЭК должно быть изучение возможных затрат потребителей по подключению к питающим сетям, т.к. экономически необоснованные затраты вынудят потребителей прибегнуть к альтернативным решениям, что приведет к потере потенциальных покупателей.
В теплоснабжении возможно применение других видов энергоносителей, например газа.
При том же самом объеме электропотребления предприятия электроэнергетики заинтересованы в уменьшении потребляемой мощности и ее использовании вне пиковых нагрузок и особенно в ночное время. Этой цели можно достичь при оптимальном установлении и применении системы тарифов. В этой связи изучение особенностей электропотребления групп потребителей и отдельных крупных потребителей с целью согласования экономических интересов потребителей электроэнергии и энергоснабжающих организаций должно стать важнейшим направлением маркетинга в электроэнергетике.
Экономия тепло- и электроэнергии при ее потреблении представляет экономический интерес не только для потребителей, но и для предприятий ТЭК, т.к. развитие энергетических мощностей требует больших затрат, чем мероприятия по экономии электроэнергии при ее потреблении. Это направление работы маркетинговых подразделений в топливно-энергетической отрасли.
Предприятия
электроэнергетики с целью
Группы потребителей и конкретные потребители имеют различную платежеспособность и по-разному могут реагировать на изменение тарифов на электроэнергию. Изучение платежеспособного спроса на электроэнергию и изучение эластичности спроса еще одно направление маркетинговых исследований в электроэнергетике.
Сегментацию рынка электроэнергии можно проводить по разным направлениям, определяя их конкретными условиями.
Информация о работе Механизм реализации маркетинговой стратегии предприятия ТЭК