Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:30, статья
После распада СССР и последовавших за ним мучительных поисков элементарного физического выживания научное сообщество нашей страны поте-ряло целое десятилетие для интенсивной творческой активности. Разумеется, это касалось не только раз-вития нанотехнологий и наноматериалов, но прежде всего именно их, поскольку визуализация и контро-лируемый синтез нанопродуктов требовали крайне дорогостоящего оборудования, которым отечествен-ные исследователи не располагали тогда, а многие не располагают и поныне.
При всех условиях развитию
нанотехнологии и наноиндустрии
должны предшествовать фундамен-тальные
научные исследования (Ж.И. Алферов),
ко-торые непредсказуемы по последствиям.
Попытки детерминировать
В этом смысле за рубежом ситуация кажется, не-сомненно, более благоприятной. В США, в Японии и в Южной Корее частный бизнес инвестирует нано-разработки в объеме, не уступающем бюджетным расходам, и только за пять лет, с 1999 до 2004 г., размеры частных инвестиций в наноиндустрию воз-росли в 10 раз.
Но вернемся к особенностям
бизнеса в условиях так называемого
нанобума. Как уже отмечалось вы-ше,
участниками бизнеса являются как
крупные (Merk, IBM, DOW), так и малые
компании, нередко создаваемые
Бюджет одного Гарвардского университета в два с лишним раза превышает бюджет всех институтов РАН.
Эффективность крупных проектов как основной формы развития нанобизнеса была поставлена под сомнение исходя из зарубежного, в первую очередь американского, опыта. Малые частные компании обычно более мобильны и, судя по опыту развития информационных технологий, Интернета, персо-нальных компьютеров, нередко добиваются больше-го успеха. Однако нанобизнес отличается от интер-нет-бизнеса тем, что он, благодаря крайне высокой наукоемкости, базируется на более защищенной ин-теллектуальной собственности, которую легко запа-тентовать, но крайне трудно скопировать, не распола-гая лицензией. И далее, чем сложнее и оригинальнее нанопродукт (к получению которого в конечном счете следует стремиться), тем труднее окупить расходы на его разработку. С этой точки зрения гораздо более привлекательны относительно простые нанопродук-ты, такие как оксидные нанопорошки или наносенсо-ры на основе металлических сплавов или полимеров.
Есть мнение, что малый
бизнес должен разви-ваться вокруг крупных
компаний. Однако указанная выше специфика
зарубежного нанобизнеса свиде-
Американский опыт показывает,
что нанотехно-логический бизнес не
может быть успешным, если не привлекать
в качестве консультантов высококвали-
Долгосрочные прогнозы развития
нанотехноло-гий и
Идеологические установки деятельности в облас-ти научно-технического прогноза были сформулиро-ваны в статьях, опубликованных в первом номере журнала «Форсайт» (Я.И. Кузьминов. Перспективы Форсайта в России безграничны и Л.М. Гохберг. Бу-дущее как стратегическая задача).
Не отрицая целесообразности
прогнозирования научно-
Наибольшим опытом разработки научно-техноло-гических прогнозов с использованием метода Дель-фи, по-видимому, располагает Япония. Особенно-стью метода Дельфи, который применили в япон-ском прогнозе, является многораундовый характер 17
экспертных опросов. Опрос экспертов проводится в два последовательных раунда, причем в ходе второго раунда экспертам сообщаются интегрированные ре-зультаты первого раунда. Такой подход позволил уточнить обобщенное мнение экспертной группы и повысить согласованность итоговых оценок.
Восьмой японский прогноз, завершенный
в 2005 г., является характерным примером
национального Форсайт-проекта, в
котором нанотехнологии рас-сматриваются
в качестве одного из приоритетных
направлений инновационного развития.
В ходе ис-следования экспертами были
проанализированы 858 тем, сгруппированных
в 13 тематических разделов. Общее число
экспертов, которые приняли участие
во втором туре опроса, составляло 2239 человек,
при-чем нанотехнологическая
1) моделирование наноматериалов;
2) наноизмерения и наноанализ;
3) нанотехнологии в
4) нанотехнологии для получения новых мате-риалов и веществ;
5) управление структурой материалов на нано-уровне;
6) наноприборы и сенсорные наноустройства;
7) наноэлектромеханические системы (НЭМС);
8) нанотехнологии для экологии и энергетики;
9) нанобиологические устройства;
10) нанотехнологии и качество жизни.
Прогноз позволил оценить
сроки получения принципиально
значимых нанотехнологических ре-шений,
которые в дальнейшем могут найти
практи-ческое применение. Что же касается
регулярного коммерческого
При использовании метода
Дельфи сотрудника-ми Высшей школы
экономики для участия в опросе
были отобраны эксперты из числа ведущих
специа-листов в области науки, образования,
промышленно-сти, бизнеса, представителей
органов государствен-ного управления.
Опрос проводился более чем в
40 российских регионах. В первом туре
опроса приняло участие свыше
двух тысяч человек, представлявших
около тысячи научно-исследовательских
центров и производственных предприятий
по всем важнейшим направлениям развития
науки, технологий и техни-ки. Во втором
туре опроса анкеты были получены от 1435
экспертов. Круг задаваемых экспертам
вопро-сов включал оценку важности
отдельных научно-
Проведенное исследование позволило рассчитать обобщающий показатель, отражающий совокупное экспертное мнение относительно значимости от-дельных инновационных разработок − так называе-мый индекс важности. Согласно экспертным оцен-кам, его наибольшее значение характерно для техно-логий создания мембран и каталитических систем − средний индекс важности в этой области равен 87.0 при максимальном значении 100. При этом техноло-гии создания биосовместимых материалов, создания и обработки полимеров и кристаллических материа-лов отстают от лидирующей области лишь на 1.2 и 1.3 пункта соответственно.
Однако есть основания
сомневаться в достовер-ности
такого прогноза, поскольку чисто
статистиче-ские оценки кажутся нам
неприменимыми в данном конкретном
случае. Проблема развития нанотехно-логий
и наноматериалов исключительно
сложна, междисциплинарна и требует
привлечения высоко-
Другим важным методом Форсайта являются технологические дорожные карты, разработанные, в частности, сотрудниками Высшей школы экономи-ки по заказу Госкорпорации РОСНАНО.
Технологическая дорожная карта − это направ-ленный в будущее взгляд на выбранный круг про-блем, представляющий собой продукт коллективного знания и предвидения наиболее авторитетных спе-циалистов. Она дает комплексное, взаимосвязанное представление о перспективах развития технологий в конкретных сферах деятельности, позволяя взаимно увязать программы научных исследований, создания промежуточных и конечных продуктов, а также по-казать их связь с намеченными целями развития.
Дорожные карты имеют
ряд отличий от других методов
прогнозирования. Существенная особен-ность
метода заключается в том, что
он не только позволяет сформировать
определенное видение бу-дущего, но
и способствует вовлечению научного,
образовательного и бизнес-сообществ
в процесс дос-тижения
Отличительной чертой дорожных
карт является детальный учет фактора
времени. Этапы инноваци-онного цикла
для различных продуктов и
технологий отображаются на единой линии
времени, при этом делается акцент на
согласовании временных коорди-нат
действий и событий. Такой подход
позволяет связать воедино
развития рынка. Благодаря
этому, например, можно оценить необходимость
фундаментальных исследо-ваний
Еще одна важная особенность дорожных карт − представление результатов исследования в четкой и понятной форме. Ядром дорожной карты является визуальная схема движения к намеченной цели, ко-торая интегрирует другие компоненты исследования.
Метод дорожных карт может реализовываться различными способами, делая упор как на техноло-гические («technology push»), так и на рыночные («market pull») аспекты. В зависимости от постав-ленных целей исследования могут применяться раз-ные типы дорожных карт − продуктовые карты (product planning), карты для планирования программ (program planning) и процессов (process planning). Дорожные карты нашли широкое применение в биз-несе.
В числе известных
Проблема Форсайта дорожных карт и индикаторов в области нанотехнологий и наноиндустрии была предметом детального обсуждения на Втором между-народном Нанофоруме, проведенном ГК РОСНАНО в октябре 2009 г.
А.Наумов (Минобрнауки РФ) отметил, что сово-купный объем бюджетных вливаний для реализации программ развития наноиндустрии РФ до 2015 г. должен составить 318 млрд руб., причем уже на пер-вом этапе (до 2011 г.) запланировано создать около 20 тыс. новых рабочих мест.
Майкл Холман (Lux Research, США) подчеркнул, что существенного экономического эффекта стоит ожидать лишь от революционных разработок на их основе, а не от усовершенствования отдельных свойств существующей нанопродукции. В 2015 г. влияние нанотехнологий на промышленный сектор будет кардинально иным, чем сегодня. К этому вре-мени общий объем доходов в мире по всей цепочке создания нанопродуктов должен составить около 2,5 трлн долларов.
Информация о работе Нанотехнологии и наноматериалы в прошлом, настоящем и будущем