Научно-технический прогресс на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Научно-технический прогресс - использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями. Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить роль научно-технического потенциала. Задача состоит в определении самого научно-технического процесса, рассмотрении классификации инновационной деятельности, как достижения научно-технического прогресса, выявление путей реализации научно-технического потенциала в виде научных разработок и технологий и их место в экономике страны.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 3
Глава 1. Научно-технический прогресс и его развитие . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4–16
§ 1 Понятие и сущность НТП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4-15
§ 2 Роль и формы НТП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 15-16

Глава 2 Направления научно-технического прогресса, его экономическая и социальная эффективность . . . . . . . . . . . . . . .с. 16–24
§ 1 Характеристики основных направлений НТП . . . . . с. 17–22
§ 2 Экономическая и социальная эффективность НТП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 22–23
§ 3 Прогнозирование и планирование НТП на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 23–24

Глава 3 Научно-технический прогресс в экономике России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 25–32
§ 1 Организационная структура инновационной сферы России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 25
§ 2 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 25–32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 33

Список литературы . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Научно-технический прогресс.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Инновация - конечный результат внедрения новшества (новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов) в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), таки для продажи. На «входе» предприятия как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» предприятия будут только новшества как товары.

Новшества могут быть покупные или собственной разработки, предназначенные для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую  продукцию фирмой, т.е. превращения  в форму инновации.

На современном этапе  предприятия стремятся увеличивать  удельный вес новшеств, реализованных  в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в  данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику.

Различаются технологические  инновации, продукт-инновация и процесс-инновация. Технологические инновации - это деятельность предприятия, связанная с разработкой и освоением новых технологических процессов.

Продукт-инновация включает разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. При этом предприятие стремится к производству принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (или использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов - новые или в значительной степени отличающиеся по сравнению с ранее выпускавшейся продукций. Такие инновации, как правило, основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании новых применений действующих технологий.

Процесс-инновация предполагает разработку и освоение новых или существенно улучшенных производственных методов, включающих применение нового более современного производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Процесс-инновация может также представлять собой новые или усовершенствованные методы производства, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые путем технологического обмена (лицензии, ноу-хау, консультации и т.п.).

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В промышленности различаются  два типа технологических инноваций - продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) служат микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции). [1, с. 20]

Процессные инновации  включают разработку и внедрение  технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:

    1. Эстетические изменениям продуктах (в цвете, в форме, в

декоре и т.п.);

    1. Незначительные технические или внешние изменения в

продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

    1. Расширение номенклатуры продукции за счет ввода в

производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

В отраслях сферы услуг  услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг.

Следующие изменения  не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг, либо способов их производства (передачи):

    1. Организационные и управленческие изменения, включая

переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;

    1. Внедрение стандартов качества, например ISO 9000.

Продуктовые инновации  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

Инновации можно классифицировать [6 c. 237]:

    1. По новизне:
      1. для отрасли в мире
      1. для отрасли в стране
      2. для данного предприятия
    1. По вариантам организации:
      1. внутрикорпоративные
      2. программные
      3. конкурсные
    1. По технологическим параметрам:
      1. продуктивные
      2. процессуальные
    1. По степени новизны:
      1. абсолютные
      2. относительные
      3. условные
      4. частные
    1. По особенностям инновационных процессов:
      1. внутриорганизационные
      2. межорганизационные
    1. По месту в экономической системе:
      1. на входе
      2. на выходе
    1. По глубине вносимых изменений:
      1. радикальные (базисные)
      2. улучшающие
      3. модификационные (частные)
    1. По сфере разработки и распространения нововведений:
      1. промышленные
      2. финансовые
      3. торгово-посреднические
    1. По сфере деятельности предприятия:
      1. технологические
      2. производственные
      3. экономические
      4. управленческие
      5. маркетинговые
      6. торговые
      7. организационные

В области инновационной  деятельности организации (предприятия) ставят перед собой задачи: выпуска нового продукта; освоения новых, прогрессивных технологий и методов управления; реструктуризации, т.е. замены старой организационной структуры на новую; новой логистики финансовых потоков и др.

Следует также иметь в виду, что инновационная деятельность включает не только собственно инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг.

Инновационная деятельность организации (предприятия) может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их путем приобретения патентов, лицензий, ноу-хау и т.д.

Быстрое распространение  по всему миру научных открытий, технических изобретений, информационных технологий, новых средств коммуникаций и других инноваций оказывает серьёзное влияние на экономику, политику, культуру, социальную сферу практически всех государств.

В целях увеличения эффективности  научно-технической и инновационной политики государства необходимо использовать метод технологического форсайта, который апробирован в ведущих промышленно развитых странах. [2 c. 2]

Форсайт (от англ. foresight - «взгляд в будущее») -эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. [3]

Существует необходимость  в разработках, которые позволяют эффективно использовать имеющиеся финансовые и интеллектуальные ресурсы и тем самым расширять и укреплять свои позиции на мировых рынках технологий в условиях глобализации.

На региональном уровне метод форсайта может быть использован для разработки долгосрочных прогнозов научно-технического и инновационного развития территории, определения приоритетов государственного финансирования новых направлений НИОКР. Использование данного подхода будет способствовать укреплению контактов государственного сектора, частного бизнеса и общества в целом, а также выработке решений в области инновационного развития страны.

 

§ 2 Роль и формы  НТП

 

НТП играет важную роль в усилении ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.

Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется  все в большем воздействии  НТП на социальные факторы жизнедеятельности  человека: условие работы, учебы, жизни.

Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

НТП определяет глобальный, инновационный характер экономического роста. Эта тенденция, являясь определяющей в мировой экономике, находит  воплощение в развитии экспериментальных работ по генной инженерии, использовании радиоактивности в биотехнологиях; исследованиях по генезису и предотвращению рака; применении сверхпроводимости в телекоммуникационных системах и т. д. Это становится доминирующей тенденцией развития науки и техники.

Информация о работе Научно-технический прогресс на предприятии