Научно-технический прогресс на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Научно-технический прогресс - использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями. Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить роль научно-технического потенциала. Задача состоит в определении самого научно-технического процесса, рассмотрении классификации инновационной деятельности, как достижения научно-технического прогресса, выявление путей реализации научно-технического потенциала в виде научных разработок и технологий и их место в экономике страны.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 3
Глава 1. Научно-технический прогресс и его развитие . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4–16
§ 1 Понятие и сущность НТП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 4-15
§ 2 Роль и формы НТП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 15-16

Глава 2 Направления научно-технического прогресса, его экономическая и социальная эффективность . . . . . . . . . . . . . . .с. 16–24
§ 1 Характеристики основных направлений НТП . . . . . с. 17–22
§ 2 Экономическая и социальная эффективность НТП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 22–23
§ 3 Прогнозирование и планирование НТП на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 23–24

Глава 3 Научно-технический прогресс в экономике России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 25–32
§ 1 Организационная структура инновационной сферы России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 25
§ 2 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 25–32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 33

Список литературы . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Научно-технический прогресс.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Экономический эффект - это, по сути, рост производительности труда и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.

Ресурсный эффект - это высвобождение ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и финансовых.

Технический эффект - это появление новой техники и технологии, открытий, изобретений и рационализаторских предложений, ноу-хау и других нововведений.

Политический эффект - обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности;

Социальный эффект - это повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда и др.

При определении экономической  эффективности при внедрении  достижений НТП различают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты - это капитальные вложения на создание новой техники. Текущие  затраты - это издержки, которые осуществляются в течение всего срока эксплуатации новой техники.

Различают абсолютную и  сравнительную экономическую эффективность. Абсолютная экономическая эффективность  определяется, как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных  вложений, вызвавших этот эффект.

Эти эффекты могут  быть достигнуты только в том случае, если государство будет создавать  необходимые условия для ускорения  НТП и управлять современной  НТР в нужном для общества направлении. Иначе могут возникнуть отрицательные  социальные последствия для общества в виде загрязнения окружающей среды, вымирания животного мира в реках и озерах и др.

 

§ 3 Прогнозирование  и планирование НТП на предприятии

 

В целом прогнозирование  представляет собой научно обоснованное предвидение развития социально-экономических и научно-технических тенденций.

Научно-технический прогноз - обоснованная вероятностная оценка перспектив развития определенных областей науки, техники и технологии, а также требуемых для этого ресурсов и организационных мер. Прогнозирование НТП на предприятии дает возможность как бы заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемых техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности предприятия.

Прогнозирование НТП на предприятии - это, по сути, нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области.

Объектом прогнозирования  могут быть техника, технология и  их параметры, организация производства и труда, управление предприятием, новая продукция, требуемые финансы, НИР, подготовка научных кадров и др.

По содержанию различают  прогнозы:

    1. Появления принципиально новых открытий и изобретений;
    2. Областей использования уже сделанных открытий;
    3. Появления новых конструкций, машин, оборудования,

технологий и их распространения  в производстве.

По времени прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2—3 лет), среднесрочные (до 5—7 лет), долгосрочные (до 15—20 лет).

Очень важно, чтобы на предприятии достигалась непрерывность  прогнозирования, т.е. наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  ПРОГРЕСС В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 

§1 Организационная  структура инновационной сферы  России

 

Научно - технический  прогресс любой страны является основным двигателем ее экономики.

В настоящее время  такие понятия как «инновация»  и «модернизация» определяют путь развития России. Такая стратегическая линия  – упор на науку и новую технику  – должна координально изменить структуру российской экономики. Осуществление такой стратегии сводится к потребности в интенсификации развития, самореализации на основе накопленного промышленного и научного потенциала.

Организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками образуют организационную структуру инновационного менеджмента [см. Приложение 1, с. 35 , 1 с. 32]

К числу научных организаций  относятся все организации (учреждения, предприятия), выполняющие исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющие в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности. С точки зрения их специализации могут быть выделены научные организации, ведущие исследования преимущественно в той или иной области знаний (общенаучного профиля) или отрасли экономики (отраслевого профиля).

 

§ 2 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в России

 

Перед российской экономикой стоит исключительно важная стратегическая задача - выйти из технологического кризиса и осуществить прорыв в узловых направлениях формирования постиндустриального технологического способа производства. В числе ключевых направлений, способных осуществить такой прорыв, можно отметить технологии и товары в области космоса, авиации, композитов, биотехнологии, электроники и информатики, транспорта.

Необходима разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Государство должно стимулировать приток капитала в инновационную сферу за счет использования таких форм и методов господдержки, как долевое финансирование, государственные гарантии, страхование проектов, создание патентных фондов, систем информационной поддержки.

Стратегической же целью  государственной политики является осуществление прорыва в базовых  инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России при вступлении в XXI век.

Долгосрочные стратегические задачи можно расположить в следующем  порядке [8 с. 173]:

    1. Переориентация сферы НИОКР с военно-технических задач

на решение проблем  повышения качества жизни, то есть приоритетность исследований в целях развития систем здравоохранения и образования, сохранения окружающей среды, развития отраслей, производящих потребительские  товары (сфера потребления во всех странах всегда отличалась высокой чувствительностью к нововведениям, высокой эффективностью и быстрой отдачей от затрат на НИОКР), транспорта и связи;

    1. Повышение конкурентоспособности национальной

промышленности;

    1. Экономия природных ресурсов;
    2. Прогресс фундаментальных научных знаний;
    3. Решение специфических оборонных задач.

Среднесрочные текущие  приоритеты (до 5 лет) могут быть нацелены на решение наиболее важных проблем  структурного и организационного характера - приведение ресурсов НИОКР в соответствие с экономическими возможностями России,  изменение принципов финансирования, реорганизация академической и вузовской науки, развитие рыночного сектора НИОКР на базе отраслевой науки.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы, средства, рычаги и стимулы.

Государственная политика должна предусматривать использование  эффективных форм активизации научного предпринимательства и, в частности, механизма функционирования финансово-промышленных групп, холдингов. Целесообразно предусматривать создание инновационных центров, которые смогут наладить координацию и поддержку инновационных проектов, разрабатываемых их участниками.

На сегодняшний день Россия представлена всего тремя участниками в рейтинге 400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Это ОАО «Газпром» (83-е место), АвтоВАЗ (620-е) и «ЛУКойл» (632-е).

Мировая практика показывает, что именно бизнес-структуры играют ключевую роль в разработке и внедрении  инноваций. Доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР превышает 65%, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70%. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР. При этом крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям как по абсолютным, так и по относительным расходам на НИОКР. [7]

О явном отставании в  области инноваций свидетельствуют  и результаты второго исследования инновационной активности крупного российского бизнеса, проведенного «Эксперт РА» весной 2011 года: почти 90% крупнейших российских компаний оказались не готовы детально представить результаты своей инновационной деятельности.

Однако данные, собранные в ходе исследования, явно свидетельствуют о наличии позитивной динамики. Если еще год назад в первом подобном исследовании приняли участие 33 компании с 90 инновационными проектами, то в 2011 году данные представили уже 44 компании, а общее число заявленных ими проектов выросло до 144. Правда, большинство из представленных проектов правильнее назвать «модернизационными», а не «инновационными» – сами компании посчитали, что привнесенные новшества не тянут на прорывные, а могут претендовать лишь на достижение превосходства на внутреннем рынке.

Затраты на НИОКР в  РФ составляют 1,07 процента от ВВП, что ниже уровня развитых стран (например, в США— 2,59 процента от ВВП, во Франции — 2,1 процента от ВВП), соотношение затрат государства и бизнеса на НИОКР составляет, соответственно, 33 процента на 67 процентов и примерно совпадает с уровнем развитых стран. [11]

В 2008 году крупнейшими  инвесторами в НИОКР в РФ были компании нефтегазового сектора  — «Газпром» и ЛУКОЙЛ. При этом важно отметить, что основной статьёй  в структуре затрат на НИОКР была закупка оборудования, а не создание новых технологий и продуктов. Ключевым аспектом в создании спроса на инновации в России должен стать бизнес. Для этого в стране необходимо сформировать конкурентную среду, должны существовать развитые банковские и правовые системы. Для формирования спроса на инновации государству необходимо создавать рамочные условия и запускать стимулирующие механизмы для инвестиций бизнеса в НИОКР. В отдельных приоритетных секторах государство может играть лидирующую роль в создании спроса на инновации.

На сегодняшний день государство обозначило пять приоритетных направлений модернизации экономики: медицина, космос и телекоммуникации, энергосбережение, атомная энергетика, создание суперкомпьютеров. Предполагается, что именно в этих отраслях в первую очередь и будет создаваться спрос на инновации. В России уже существуют отдельные примеры формирования спроса на инновационные продукты и услуги. Так, научно-промышленная компания «Высокие технологии и стратегические системы», являющаяся высокотехнологичным дивизионом АФК «Система», внедряет на рынке инновации в сфере IТ. Другим примером может служить опыт группы компании «Ренова», которая при поддержке «Роснано» начала выпуск солнечных батарей и собирается проводить исследования в области альтернативной энергетики и энергосбережения.

В Московской области  расположен инновациоинный центр «Сколково» - строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий.

Цель этого проекта - формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: информационные, биомедицинские, энергоэффективные, ядерные и космические технологии.

Цель Информационного направления - создать в России модель эффективной экосистемы для развития и коммерциализации IT-инноваций. [9]

В рамках этой цели поставлены три основные задачи -сконцентрировать ресурсы и компетенции в сфере IT, содействовать развитию инновационного процесса и стимулировать формирование в России инновационной IT-инфраструктуры в ключевых секторах экономики.

Задача концентрации ресурсов и компетенций требует  заключения партнерств с инноваторами и научными учреждения, венчурными инвесторами, а также с существующими институтами развития.

Для содействия развитию IT-инноваций кластер помогает подготовить новое поколение молодых ученых и менеджеров. При его поддержке разрабатываются образовательные вузовские проекты, проводятся различные конкурсы, а студенты и молодые ученые получают доступ в IT-лаборатории.

При содействии кластера внедряются инновационные IT-решения, трасформирующие традиционную экономику в умную, где задействованы решения для жилищной инфраструктуры, транспорта, медицины и образования.

Главная задача биомедицинского направления - поддержать инновации в области биомедицинских технологий. Чтобы разработать концепцию кластера, организаторы изучили лучшие практики ведущих научных центров, а также проконсультировались с представителями научных и бизнес-сообществ. [9]

Информация о работе Научно-технический прогресс на предприятии