Общие понятия об интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы состоит в изучении общих понятий и сущности интеллектуальной собственности. Исходя из цели были выявлены следующие задачи данной работы:
изучить сущность понятия интеллектуальная собственность;
обозначить перечень объектов интеллектуальной собственности;
рассмотреть виды нарушений прав интеллектуальной собственности;
рассмотреть Законодательство в России в сфере интеллектуальной собственности
изучить проблему охраны произведений и фонограмм в интернете.

Содержание

Перечень сокращений, условных обозначений, аббревиатур.........................3
Введение…………………………………………………………….….…..….….4
ГЛАВА 1. Интеллектуальная собственность, как объект гражданских правоотношений…………………………………………………………………6
1.1. Сущность и основные понятия интеллектуальной собственности.............6
1.2. Понятие прав на интеллектуальную собственность…………………….7
1.3. Объекты интеллектуальной собственности………………………………..9
1.4. Виды нарушений прав интеллектуальной собственности…………….….15
1.5. Международная защита интеллектуальной собственности…………...…16
ГЛАВА 2. Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в России …………………………………………………………………………..20
2.1. Законодательство в России в сфере интеллектуальной собственности..20
2.2. Проблема охраны произведений и фонограмм в Интернете…………...22
Заключение.............................................................................................……….27
Список использованной литературы...................................................... 30

Вложенные файлы: 1 файл

контр.интел.собственность (Автосохраненный).docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

Нарушителем авторских и смежных  прав является любое физическое или  юридическое лицо, которое не выполняет  требований, установленных действующим  авторским законодательством. Нарушение  прав может произойти как в рамках авторского или ин го договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских и смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Защита авторских и смежных  прав может осуществляться как в  юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяются общий  и специальный порядки защиты. По общему правилу, защита авторских  и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей  осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает  иск, т. е. обращенное к суду требование отправлении правосудия, с одной  стороны, и обращенное к ответчику  материально-правовое требование о  выполнении лежащей нем обязанности  или о признании наличия или  отсутствия прав отношения — с  другой. Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, т. е. только прямо  указанных в законе случаях. В  настоящее время в области  авторского права таких случаев  не предусмотрено. Однако потерпевший  может по своему усмотрению обратиться за защитой с их нарушенных прав в вышестоящий орган ответчика (если та вой имеется), в творческий союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок  подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

Под способами защиты авторских  и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством  которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Закон об авторском праве предоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты. Помимо указанных в ст. 49 Закона об авторском праве способов защиты потерпевшие могут воспользоваться и другими мерами, которые названы ст.12ГК. Кроме того, к нарушителям авторских и смежных прав могут быть применены некоторые дополнительные санкции, которые носят не гражданско-правовой, а административный характер. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона об авторском праве помимо возмещения убытков, взыскания незаконно полученного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд взыскивает с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. По решению суда могут быть конфискованы также материалы и оборудование, которые использовались для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведения или фонограмм. Как правило, потерпевший может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой Закона, либо вытекает из характера нарушенного права и совершенного нарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора среди допустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  Проблема защиты прав интеллектуальной  собственности в России

2.1. Законодательство  в России в сфере интеллектуальной  собственности

 

Подтверждая вышесказанное, следует отметить, что в России с 01 января 2008 вступила в силу 4 часть Гражданского Кодекса (в соответствии с федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ), раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», который определяет интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.

Единственным научным  учреждением в России, занимающимся вопросами интеллектуальной собственности, является Республиканский НИИ интеллектуальной собственности. Одним из центральных  учебных заведений в этой области  является Российский государственный институт интеллектуальной собственности. В иерархии нормативных актов, регулирующих авторские отношения, главенствующая роль принадлежит законам. Центральное место среди них занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. В соответствии со ст. 1 указанного Закона им регулируются две большие группы относительно самостоятельных отношений. Первую из них образуют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства и составляющие предмет регулирования авторского права в его точном и традиционном смысле. Во вторую группу входят отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Эти отношения не являются авторскими, но настолько тесно взаимосвязаны с последними, что их регулирование отдельным законом едва ли было бы оправданным.

По своей юридической природе  Закон РФ «Об авторском праве  и смежных правах» носит многоотраслевой  характер, являясь частью российского  гражданского законодательства. Нормы  иной отраслевой принадлежности в Законе практически не представлены. Исключение составляют правила, содержащиеся в  ст. 50, которые носят гражданско-процессуальный характер, а также отсылочные нормы  к уголовному и административному  законодательству (ст. 48).

Наконец, особенностью Закона РФ «Об  авторском праве и смежных  правах» является изменение некоторых  ключевых моментов правового регулирования  авторских отношений по сравнению  с ранее действовавшим законодательством. Указанные изменения прямо не связаны ни с повышением уровня авторско-правовой охраны, ни с рыночной ориентацией  нового Закона, а выражаются лишь в  ином юридико-техническом подходе  к регулированию некоторых аспектов авторских правоотношений. В качестве примера можно сослаться на отказ  законодателя от конструкции авторства  юридических лиц на некоторые  виды произведений, в частности энциклопедические  издания, словари, журналы и т. п., введение понятия коллективного  управления имущественными правами  и т.д.

 

 

2.2. Проблема охраны  произведений и фонограмм в  Интернете

 

Самый значительный блок проблем, который постоянно увеличивается, - защита произведений и фонограмм. «Пиратская» продукция обращается на российском рынке параллельно с лицензионной, меры борьбы с этим явлением пока не принесли ощутимых результатов. Очевидно, что только репрессивными мерами искомый результат не будет достигнут, также следует разрабатывать дополнительные «мягкие» меры борьбы с этим явлением. Например, снижать стоимость лицензионной продукции, увеличивать уровень защиты авторских произведений до их выпуска в серийное производство, повышать культуру потребления и т.п.

Еще один важный аспект данной проблемы - охрана авторских произведений и фонограмм в Сети Интернет. Появление новых технологических возможностей привело к широкому использованию объектов авторских и смежных прав в цифровых интерактивных сетях, в том числе в Интернете.

В настоящее время в  России возможности интерактивных  сетей и электронной почты используют миллионы человек. Самая большая группа российских пользователей Интернет - это те, кто заходит в сеть в среднем 1-2 раза в неделю.

Количество активных пользователей, заходящих в Интернет в среднем 1-2 раза в неделю  выше в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург)  и больших (от 500 тысяч) городах, в то время как респонденты из менее населенных городов пользуются  Интернет значимо реже - 1-2 раза в месяц. Несомненно, на фоне остальных городов, выделяется  Москва, где количество пользователей Сети составляет около 40%.5

Использование Интернет чаще всего затрагивает именно объекты  авторских и смежных прав (литературные, художественные, музыкальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ, продукты мультимедиа и т.д.)6.

Как отметил Председатель Правления Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) В.В. Терлецкий, сегодня использование авторских произведений и фонограмм в российском сегменте сети Интернет происходит даже в большем объеме, чем на Западе. Но поскольку сама информация об Интернете начала широко распространяться в России относительно недавно (реклама Yandex на ОРТ признана событием 2000 года), то большинство авторов, исполнителей и других правообладателей еще плохо знают о своих собственных правах и не догадываются о масштабах и способах использования их интеллектуального труда в Интернете.7

Большинство произведений и  объектов смежных прав используются в цифровых сетях и при создании продуктов мультимедиа с грубыми  нарушениями действующего законодательства.

Произведения в электронной  форме, доступные в цифровой сети, могут быть восприняты неограниченным кругом пользователей в любое  время по желанию каждого из них. Не имеющие специальной защиты произведения, будучи однажды преобразованы в цифровую форму и загружены в цифровую сеть, становятся легкой добычей для нарушителей.

Очевидно, что отдельные  правообладатели не в состоянии  отслеживать распространение охраняемых объектов в цифровых сетях и их использование при создании продуктов  мультимедиа. Правообладатели фактически лишены возможности защищать свои права  в цифровой среде теми же способами, что и при обычном использовании  охраняемых авторским правом объектов.

Сегодня более 99 процентов авторских произведений и фонограмм распространяются через Интернет бесплатно. Цифра, соизмеримая с объемом пиратства в недалеком прошлом в России.8

Исходя их действующего законодательства при использовании произведений в Интернете затрагивается, прежде всего, такое правомочие правообладателя, как «сообщение для всеобщего сведения по кабелю или с использованием аналогичных средств» (пункт 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 39 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах). Причем под это правомочие подпадает как собственно расположение произведений на Интернет-сайтах, так и предоставление их путем загрузки файлов, в том числе музыкальных. В Интернет сейчас получило распространение «потоковое вещание», создаются все новые радиостанции, уже пытаются создать Интернет-телевидение. Эти случаи также охватываются в настоящее время указанным выше правомочием.

Для решения этих проблем  была создана специализированная авторско-правовая организация - Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), одним из учредителей которого стало Российское авторское общество. РОМС является специализированной организацией, представляющей в определенной сфере всех правообладателей.

Существующий международный  опыт показывает, что именно создание специализированной организации позволяет  наилучшим образом осуществлять деятельность по сбору вознаграждения и защите прав в сфере новых  цифровых и компьютерно-сетевых  технологий. Подобные «мультимедийные  организации» не так давно были созданы в странах Западной Европы. Например, во Франции, законодательство об авторском праве в которой во многом аналогично российскому, действует мультимедийное общество SESAM, собирающее вознаграждение за использование произведений в Интернете.9

Важно отметить, что в  России коллективное управление правами, общества по коллективному управлению (РАО, РОМС) действуют только «за свой счет», то есть содержатся самими правообладателями, ни копейки от государства не получают и осуществляют деятельность именно в интересах самых широких кругов правообладателей, а не отдельных их представителей.

Международное сообщество выработало в 1996 году и достаточно быстро приняло  так называемые «Интернет-договоры»  ВОИС - Договор ВОИС об авторском праве 1996 года (Женева, 20.12.96 г.) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 года (Женева, 20.12.96 г.). В настоящее время ведется работа над аналогичным договором об аудиовизуальных исполнениях, готовятся первые проекты договора об охране прав вещательных организаций.

В науке также ведется  активная разработка информационного  права. Ю.А. Тихомиров еще 10 лет назад высказал справедливую мысль, что «бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли»10.

Но недостаточно признать тот факт, что данная отрасль права  динамично развивается11, важно, что реальных механизмов регулирования информационных деловых взаимодействий за исключением отдельных направлений ИТ пока нет. Специальное законодательство по электронной коммерции в России практически отсутствует. Нет ни одного нормативного акта, фиксирующего ту или иную область отношений в сфере IT-бизнеса.

И.Л. Бачило выделил объективные  основания для становления новой  отрасли права: возникновение информационной деятельности, превращение информации в ресурс жизнедеятельности и развития, становление информационного ресурса как товара12.

Работа в том направлении  продолжается. Совсем скоро российские законодатели планируют принять очередной раздел Гражданского кодекса РФ, посвященный интеллектуальной собственности. Остается надеяться, что в нем будут устранены пробелы, не позволяющие в настоящее время обеспечивать действенную защиту авторских прав в Сети Интернет, а также решены другие проблемные моменты защиты интеллектуальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Подводя итог, можно сказать, что термин «интеллектуальная собственность» предстает перед нами как некое  лингвистическое отклонение, соединившее  в одном термине два совершенно противоположных по смыслу элемента: вполне материальное понятие собственности, источником которой выступает общественное производство, и идею как продукт  духовной деятельности человека13.

Сегодня интеллектуальная собственность  играет все возрастающую роль. Практически  ни один промышленный товар не обходится  без включения в него какого-либо объекта интеллектуальной собственности. В некоторых из них количество таких объектов исчисляется десятками. Например, даже если взять такой простой товар, как коробка для компакт-диска, то и в ней заключен результат интеллектуальной деятельности. Поскольку пользование объектами интеллектуальной собственности строится на возмездной основе, то все изготовители этих коробок обязаны производить так называемые "лицензионные отчисления" в пользу патентообладателей. Таким образом, себестоимость коробки для компакт-диска сводится не только к затратам на сырье и рабочую силу, но и к затратам за пользование объектами интеллектуальной собственности. 

Информация о работе Общие понятия об интеллектуальной собственности