Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:29, реферат
Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов
Введение
Глава 1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента. Этапы развития науки
Глава 2. Понятие инновации, ее особенности, новация.
Глава 3. Инноватика как теория изменений в промышленности и социальной сфере
Глава 4. Особенности библиотечной инноватики. Реализация инновационного процесса в библиотеке
Заключение
Список литературы
Каждая продуктная инновация библиотеки наделена основными и дополнительными (сервисными) свойствами. Свойства нового продукта библиотеки определяются на основе установления его потребительской ценности, ресурсных возможностей и потенциальных выгод, как для пользователя, так и для библиотеки. Дополнительные услуги являются обязательным компонентом продуктной инновации, «сервисным подкреплением» основного библиотечного обслуживания. Качество нового продукта и «сервисное подкрепление» обеспечивают дифференциальные преимущества библиотеки, уникальность ее возможностей в условиях рыночной среды. Продукты итоговой деятельности библиотек предлагается группировать в однородные ассортиментные группы, учитывающие стадию их жизненного цикла. Особенности группировки установлены.
Из существующего комплекса средств инновационного менеджмента, обеспечивающих формирование инновационного климата, для библиотек наиболее актуальными являются: организация «банков идей» на основе конкурсов проектов в масштабе библиотек системы, региона, страны; проведение тренинг-семинаров для руководителей и персонала библиотек. Защищается программа и методика повышения квалификации библиотечного персонала. Руководителей обучают управлению изменениями, персонал — особенностям реализации инноваций. Для студентов библиотечно-информационный факультетов вузов предложена программа курса «Инновационно-методическая работа библиотек», рекомендованного образовательным стандартом в качестве обязательного по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «Менеджер информационных ресурсов»).
Развитие инновационной деятельности библиотек зависит от результативности взаимодействия вовлеченных в нее участников, наличия инфраструктуры, которая в библиотечном деле еще не сложилась. Активизация инновационных процессов настоятельно требует поиска организационных форм, обеспечивающих это взаимодействие. Особое место в создании такой инфраструктуры могут занять методические (инновационно-методические) службы или иные специализированные подразделения библиотек и самостоятельные инновационные центры. Их деятельность может быть направлена на конкретную библиотеку, сеть библиотек, профессиональное сообщество или читательскую общественность. Направленность работы службы зависит от масштабов и статуса библиотеки. Усиление роли инновационно-методических служб крупных библиотек в организации и продвижении инноваций зависит от комплексной реализации определенных функций, условия реализации и содержание которых установлены.
В организационно-методической поддержке инновационных изменений доминирующее значение придается выбору эффективных инструментов управления. Важнейшим из них является классификационный анализ — многомерное изучение и классифицирование инноваций. Использование классификации в качестве инструмента управления позволяет изучать состояние и определять перспективы инновационного развития библиотек, регулировать сам процесс изменений, составлять различные инновационные документы. Защищается многомерная классификация библиотечных инноваций и методика ее применения в управлении инновационной деятельностью библиотек.
Продвижение новшеств в профессиональной среде во многом зависит от информированности профессионального сообщества и общественности, что предполагает документирование инновационных отношений и использование специальных инновационных коммуникаций. Защищается структура различных видов инновационных документов, особенности их использования и распространения.
Учитывая тот факт, что сущность библиотечных нововведений рассматривается специалистами по-разному, то и в структуру инновационного процесса включают различные составляющие.
В первом случае, он понимается как комплексный процесс создания, распространения, внедрения и освоения новшества, репродуцирование передового библиотечного опыта, «ядро» методической работы библиотеки. В его структуре выделяют не менее трех элементов: изучение библиотечной деятельности с целью обнаружения потребности в новшестве; создание новшества; использование новшества.
Как процесс распространение опыта работы библиотек он детально характеризуется в работах А.Н. Ванеева. Первым этапом инновационного процесса рассматривается анализ библиотечной практики. Подчеркивается, что он необходим для обнаружения потребности в новшестве. В результате анализа выявляются противоречия, которые будут устраняться посредством внедрения новшеств.
На втором этапе осуществляется поиск необходимого новшества. Здесь особое значение придается выбору источников его выявления. В качестве таковых, прежде всего, рассматриваются документы о достижениях библиотечной науки и практики: книги, статьи методические и информационные материалы, тезисы выступлений на конференциях, совещаниях, семинарах и т.п. и неопубликованные документы: депонированные рукописи, отчеты по НИР, информация из электронных компьютерных сетей. Другим важнейшим источником новшеств рассматривается сама «передовая библиотечная практика». Подчеркивается, что практика исследуется при непосредственном ознакомлении с деятельностью «передовой» библиотеки (обследования, экскурсии). Найденное новшество, до принятия окончательного решения об его трансляции в практику других библиотек, подлежит оценке на основе ряда критериев. В качестве таковых называются: преимущество новшества в сравнении с традиционной практикой; степень доступности новшества для библиотеки определенного типа и вида; соответствие его конкретным условиям функционирования библиотеки. По результатам оценки принимается решение о необходимости внедрения.
Особое значение отводится экспериментальному внедрению, так как внедрение новшества в библиотечную практику требует его проверки в конкретных условиях. Подчеркивается, что этап испытания и экспериментальной проверки новшества нацелен на его адаптацию к конкретным условиям функционирования библиотеки. Осуществляется экспериментальная проверка, в условиях отдельной библиотеки или на ограниченном участке работы, ведутся наблюдения за ходом его применения, что дает необходимый фактический материал для осуществления внедрения, позволяет сделать обоснованные выводы об использовании новшества и целесообразности его распространения. B.C. Мартиным называется экспериментальное внедрение моделью производственного внедрения, так как оно позволяет уточнить основные условия его реализации в конкретных библиотеках.
Отдельным этапом рассматривается - создание новшества. Этот этап А.Н. Ванеевым и Е.С. Мартиным связывается, в первую очередь, с творческой поисковой деятельностью библиотечных специалистов — методических работников. Он нацелен на разработку новых практических способов и средств преодоления противоречий библиотечной практики и основан на экспериментальной работе, в ходе которой проверяются предложения библиотекарей по применению новшеств в работе библиотек.
Учитывая, что внедрение новшеств, в данном случае, рассматривается как репродуцирование передового библиотечного опыта, следующий этап связывается с трансляцией разработки в библиотечную практику, распространением новшества по сети библиотек. А.Н. Ванеевым предложено подразделять данный этап на два подэтапа: информирование библиотекарей о новшествах и методическая помощь библиотекам в освоении новшества. Подчеркивается, что библиотеки имеют право самостоятельно решать, какие новшества использовать в своей работе, а какие нет. Указывается, что в функции методического центра входит работа по разноаспектному информированию библиотекарей о новых разработках (новшествах), а право выбора остается за ними. Информирование базируется на фактическом материале, собранном на основе методического мониторинга, характеризующем все выявленные новшества и получившие положительную оценку методического центра. Также отмечается, что особенность данного этапа состоит в выборе средств распространения информации о новшествах, сочетании устных форм информирования с печатными материалами. В целях продвижения в библиотечную практику наиболее значимых новшеств, прошедших экспериментальную проверку, предлагается использовать методические рекомендации (указания, пособия и пр.), позволяющие конкретизировать методику внедрения.
Указывается, что облегчить процесс внедрения позволяют различные формы обучения библиотекарей (стажировки, практикумы и т. п.). По результатам внедрения новшества в отдельных библиотеках — экспериментальных базах (школах опыта), должны разрабатываться методики использования новшества в библиотечной практике. На этой основе осуществляется распространение новшества по сети библиотек, при этом методические центры оказывают библиотекам консультационную и практическую помощь в его применении. Отмечается, что условием распространения новшества является его подробная характеристика в информационных материалах (бюллетенях, картах, методических пособиях).
Безусловно, что установить направленность библиотечной деятельности конкретной библиотеки невозможно без специальных исследований, анализа ситуации в зоне обслуживания, применения методов исследования, позволяющих диагностировать проблемы и определить «желаемую перспективу», наметить практические «шаги» по ее достижению.
Таким образом, точкой отсчета при определении «миссии» рассматриваются не имеющиеся у библиотеки ресурсы, а спрос пользователей, их реальные и потенциальные потребности, особенности инновационной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление библиотечного менеджмента в течение последнего десятилетия ознаменовано серьезными результатами: намечены конструктивные пути реорганизации управленческих механизмов; найдены подходы к решению сложных проблем управления, взятые на вооружение и воплощенные в практику руководителями библиотек.
Библиотечный менеджмент использует широкий спектр концепций мирового менеджмента, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности, с учетом специфических особенностей, как российских реалий, так и собственно библиотечного дела.
Менеджмент как концепцию управления библиотечной деятельностью ждет большое будущее. От степени разработки, освоения теории и практики менеджмента сотрудниками библиотек зависит большая или меньшая успешность решения таких проблем, как стабильность функционирования библиотеки, разработка стратегических направлений ее развития, формирование рейтинга библиотеки у населения, эффективное использование ресурсов, установление надежных партнерских связей с административными и общественными структурами и др.
Управлять библиотекой в настоящее время - значит, умело внедрять инновации, применять на практике достижения науки, использовать стратегическое планирование и персонал-стратегию, развивать общественные коммуникации и фандрэйзинг, проводить самостоятельные маркетинговые исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности.
Список литературы
1. Московская А.А.: Профессионализация менеджмента.
2. Москон М.Х., Альберт М., Хеолури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 1992.
3. Райченко А. В.: Общий менеджмент: Учебник. - М. 2006.
4. Глобальный стратегический инновационный менеджмент: Рабочие материалы/ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: ТРТУ, 2001.
5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с.
6. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие./ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.
7. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В.В. Жариков. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009.
8. Бойкова О. Ф. Библиотечно-информационная продукция и услуги: качество и конкурентоспособность // Библиотека и закон: справочник.- М., 1997.- Вып.3. - С. 143-164.
9. Бутенко И. А. Диагностические исследования в библиотеках // Библиотековедение.- 1998.- № 6.- С.3-14.