Основные положения и теории инновационного менеджмента и использование их в практической деятельности библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:29, реферат

Краткое описание

Кардинальные политические, экономические и социальные изменения, характеризующие современное развитие общества, повысили значимость информации и статус библиотек как наиболее демократичного источника доступа к накопленным человечеством знаниям. Изменения требований пользователей к качеству библиотечной деятельности, процессам переработки и предоставления информации ставят библиотеки перед необходимостью освоения новых социальных и информационных технологий, использования современных средств доступа и преобразования информации, создания новых видов итоговых продуктов

Содержание

Введение



Глава 1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента. Этапы развития науки

Глава 2. Понятие инновации, ее особенности, новация.

Глава 3. Инноватика как теория изменений в промышленности и социальной сфере

Глава 4. Особенности библиотечной инноватики. Реализация инновационного процесса в библиотеке

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В       

                ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Для того чтобы идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, ей должны быть присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Понятие «инновация» ввел в научный оборот в 1911 г. австрийский (позже американский) ученый Й.А. Шумпетер. в работе "Теория экономического развития". Независимо от него, российский исследователь Н.Д. Кондратьев обнаружил так называемые «большие экономические циклы» или «длинные волны», которые образуются от каждой крупной технологической инновации и представляют собой множество вторичных инновационных изменений. Работы этих ученых послужили отправной точкой для исследований других специалистов в этой области.

В развитие современной теории инноваций существенный вклад внесли многие отечественные и зарубежные ученые. Г. Менш, X. Фримен, Я. Ван Дейн, А. Кляйнехт, разработали концепцию неравномерности инновационной активности организаций; Ф.Ф. Бездудный, Г. С. Гамидов,  Завлин, С.Д. Ильенкова, Г.С. Колосов, Л.Э. Миндели, Б. Санто, Б. Твисс, М. Хучек, Ю.В. Яковец, исследовали природу и сущность инноваций, их разновидности и процесс осуществления; А.К. Казанцев, М.В Кроз, А.И. Пригожин, С.Д. Скотт, О.С. Советова, охарактеризовали социально-психологические проблемы нововведений и способы управления изменениями (инновационный менеджмент); Г.Д. Ковалев, изучил особенности осуществления инновационных отношений и коммуникаций, продвижения новшеств и диффузию инноваций. Независимо от него, российский исследователь Н.Д. Кондратьев обнаружил так называемые «большие экономические циклы» или «длинные волны», которые образуются от каждой крупной технологической инновации и представляют собой множество вторичных инновационных изменений. Работы этих ученых послужили отправной точкой для исследований других специалистов в этой области.

 

ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОНДРАТЬЕВА

 

В основе инноватики лежит волновая теория русского экономиста – директора Московского института конъюнктуры в 20-х гг. XX в. н. Д. Кондратьева. Он выявил наличие длинных конъюнктурных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный. В соответствии с волновой теорией любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленных Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые «длинные» волны). Большие циклы конъюнктуры (длинные конъюнктурные волны) включают:

1) сезонные циклы (продолжительность  менее года);

2) короткие циклы (продолжительность  три-четыре года);

3) средние циклы (продолжительность  семь-одиннадцать лет).

На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов. Во-первых, перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально-экономических процессах, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена. Во-вторых, периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными социальными потрясениями (такими, как революции, войны). В-третьих, понижательные волны данных циклов связаны с длительной депрессией сельского хозяйства.

Ученый также предположил, что поскольку повышательная волна большого цикла характеризуется радикальными изменениями в хозяйственных процессах, то ее возникновение обусловлено накоплением на стадии депрессии достаточного капитала для осуществления инвестиционной деятельности по обновлению основных производительных сил общества.

Конъюнктурные циклы, по мнению Кондратьева, носят международный характер и рассматриваются как последовательное нарушение и восстановление экономического равновесия.

Таким образом, Н.Д. Кондратьев заложил основы общей теории инноваций, охватывающей не только технологию и экономику, но и социальное устройство общества, его институты.

 

ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШУМПЕТЕРА

 

Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.

Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, – эффективной монополией. Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; использование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; освоение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.).

Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:

1) введение нового продукта  либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская  новизна);

2) внедрение нового метода  производства;

3) открытие нового рынка, на который данная отрасль  промышленности не была представлена  ранее;

4) открытие нового источника  сырья;

5) внедрение новой организационной  структуры в какой-либо отрасли  промышленности.

Шумпетером было введено также понятие кластера инноваций – совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени. Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых кластеров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет основу современных концепций научно-технического развития.

Основы теории инноваций были разработаны в рамках основных положений теории циклов и кризисов.

Именно понимание инноваций как "драйвера" экономической динамики объясняет причину циклического характера экономического развития, кризисы и подъемы.

Предпосылки для понимания роли инноваций в смене фаз экономического цикла содержатся в работах русского экономиста начала XX в. М.И. Туган-Барановского, который обосновал положение о решающей роли колебаний инвестиций в смене фаз промышленного цикла.

Еще одной вехой в развитии теории инновации являются работы американского экономиста Саймона Кузнеца, который ввел понятие эпохальных нововведений, лежащих в основе перехода от одной исторической эпохи к другой (например, паровая машина, электродвигатель, телефон, двигатель внутреннего сгорания, микроэлектроника, биотехнологии, информационные технологии и т. п.).

Постоянное появление технологических нововведений, их диффузия являются главным фактором воздействия на структуру экономики и общества, ведут к развитию и нововведениям в области права, в институциональных структурах и даже в идеологии.

Поэтому эффективное управление инновациями на уровне организации, фирмы, предприятия, региона, страны в современной концепции управления экономическим развитием и ростом является ключевой задачей менеджмента.

Один из известных основателей теории менеджмента американский экономист Питер Друкер в своей книге "Инновации и предпринимательство" (1985 г.) обосновывает положение, согласно которому функцией предпринимательства являются инновации во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении (менеджменте).

По мысли П. Друкера, будущее не делается завтра, оно делается сегодня при решении текущих задач бизнеса. Менеджер, который не осуществляет необходимых изменений, диктуемых внешней средой, как и предприниматель, который не умеет управлять своим бизнесом, неизбежно приведут предприятие к краху.

Роберт Солоу, американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике, показал в своих работах, что по меньшей мере 50% своего экономического роста США обязаны не наращиванию таких традиционных факторов, как труд и капитал, а научно-техническим инновациям. Эти выводы были даны применительно к первой половине XX в. Исследования других экономистов на материалах других стран дали аналогичные, даже еще более убедительные результаты.

В условиях инновационной экономики начиная с 90-х гг. XX в., основное направление развития предпринимательства связано с концентрацией его на управленческих аспектах бизнеса. Задача современного предпринимателя - не распространять вчерашние нормы на изменившуюся реальность сегодняшнего дня, а изменить сам бизнес, его цели, установки, способы производства товаров, стратегии поведения на рынке, чтобы они соответствовали новой реальности, были востребованы на новых рынках. Эта внутрифирменная деятельность по внедрению инноваций в производство и управление получила название интрапренерства.

Основной формой интрапренерства является организация на крупных предприятиях внутрифирменных инновационных подразделений, отвечающих за генерирование и коммерциализацию инноваций.

Интрапренерство обеспечивает налаживание внутри фирмы, корпорации работы по совершенствованию продуктов, внедрению новых технологий и методов производства и управления.

Среди современных теорий инновационной экономики и технологических циклов важное место принадлежит концепции "технологических укладов" С.Ю. Глазьева и модели "технологических циклов" Ю.В. Яковца.

Концепция технологических укладов С.Ю. Глазьева существенно развивает теорию инноваций. В соответствии с его трактовкой технологический уклад - это группа технологических совокупностей, связанных друг с другом однотипными технологическими цепочками и образующих воспроизводящиеся целостности1.

С.Ю. Глазьев и другие отечественные экономисты в эволюции общественного производства выделяют пять технологических укладов (первый и второй - доиндустриальные уклады, третий и четвертый - носят индустриальный характер, пятый- связан с внедрением электронных технологий).

В экономически развитых странах интенсивно перераспределяются ресурсы из четвертого в пятый и шестой технологические уклады, где определяющее значение имеют информационные технологии, биотехнологии, новые источники энергии.

В России пятый технологический уклад существует в основном в оборонных отраслях промышленности.

По мнению специалистов, около 50% промышленности относится к четвертому технологическому укладу, 4% - к пятому и менее 1% - к шестому.

Для большинства отраслей отечественной промышленности преобладающими являются третий и четвертый уклады, где доминируют: автономное использование рабочих, транспортных и энергетических машин при изготовлении продуктов (3-й уклад), комплексное механизированное производство, конвейер, энергетические и транспортные машины (4-й уклад).

В работах Ю.В. Яковца инновации рассматриваются как часть научно-технических и экономических циклов, как основа выхода из кризиса, предложена модель взаимосвязи научных, технических, экономических, образовательных, организационно-управленческих циклов и их инновационных фаз.

Анализ смены технологических укладов в историческом ракурсе выявляет феномен сокращения времени господства укладов, что связано с ростом значения и роли инноваций в экономическом развитии, модернизации экономических и производственных структур и технологий. Возросла скорость внедрения и коммерциализации новшеств и изобретений (так, например, длительность времени между изобретением и его промышленным освоением, коммерциализацией, составило для паровой машины - 80 лет, телефона - 50, самолета - 20, радара - 15, лазера - 2 года, факса - 3 месяца).

Таким образом, в начале XXI в. теория инноваций включает концепцию понимания инновации как ключевого источника экономического роста, драйвера экономических циклов, усовершенствованную теоретическую модель факторов производства, где предпринимательские способности выступают наряду с землей, трудом и капиталом четвертым фактором производства, модель технологических циклов и "длинных волн" в экономике, объясняющую историческую динамику воспроизводственно-экономических циклов, концепцию инновационного менеджмента как систему внутрифирменного управления инновациями - интрапренерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ БИБЛИОТЕЧНОЙ ИННОВАТИКИ

 

Для всех типов библиотек чрезвычайно важными являются продуктные инновации (инновационные услуги/продукты). Их разработка осуществляется в соответствии с направлениями стратегического развития библиотеки и обеспечивается различными видами ассортиментных стратегий (диверсификация, специализация, дифференциация, интеграция), применяемых во взаимосвязи. Каждая ассортиментная стратегия предусматривает комплекс необходимых мероприятий, в совокупности обеспечивающих повышение комфортности библиотечного обслуживания, рациональное использование имеющихся ресурсов и сокращение затрат. Предложена процедура применения в библиотеках различных видов ассортиментных стратегий.

Информация о работе Основные положения и теории инновационного менеджмента и использование их в практической деятельности библиотек