Основы инновационного менеджиента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало использоваться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в передовых странах в ключевой фактор экономического развития и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент выражается в эффективном претворении функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне. Следует выделить, что инновационный менеджмент имеет прямую связь с явлениями, вызвавшими в свое время концепцию стратегического менеджмента.

Содержание

Глава 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента.......................................................................................................3
1.1 Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание.........................................................................................................3
1.2 Нововведение – как объект инновационного менеджмента....................3
Глава 2. Стратегии инновационного менеджмента.........................................5
2.1 Характеристика стратегий предприятий на рынке....................................5
2.2 Виды стратегий инновационной деятельности..........................................9
Список литературы..............................................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

санджиева мо-11.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Понятно что, в хозяйственной  практике могут существовать и использоваться разные модификации описанных стратегий. Каждое отдельное предприятие может использовать параллельно различные стратегии для отдельных отраслей и видов производства или ассортиментных групп продукции.

Детальный анализ стратегий  больших промышленных предприятий  показывает различные нюансы в характере инновационной политики. Некоторые организации ориентируют решение задач инновационной деятельности в избранных областях или по всей производственной программе на технико-экономические параметры производства, другие - на качество производимой  продукции или ее безопасность и надежность, на предоставление услуг, эстетические и экологические категории, простоту обслуживания и т.д. Как правило, они отталкиваются из пожеланий разных групп потребителей, на которых ориентируется предприятие.

Например, по многим позициям производственной программы (производство канцелярской техники) предприятие ИБМ не столько принимает во внимание техническое совершенство и уровень нововведений, сколько умение предоставлять параллельные качественные услуги. Важными свойствами стратегии, таким образом, выделили желание предоставить качество и надежность продукции, теплые отношения с потребителями, оперативный и долгосрочный системный сервис, что отражено в одном из пропагандистских лозунгов фирмы: "ИБМ - это сервис".

Подобный подход есть и у фирмы "Катерпиллер Трактор". Важной частью стратегии инноваций продукции является обеспечение такого качества производства и услуг (запасные части, оперативность), чтобы в конкурентной борьбе фирма могла бы обеспечить потребителю поставку необходимой детали в любую часть страны и не только в течение 48 часов. Если фирма не окажет эту услугу в определенные временные рамки и на договоренных условиях торговли, потребитель получает необходимуюю запасную часть безвозмездно.

 

2.2 Виды стратегий  инновационной деятельности

 

Классификация НИОКР, подготовленная Брайаном Твиссом, охватывает разные  направления научно-технической  инновационной деятельности организаций. НИОКР ведется внутри организаций  и часто недоступна. Деятельность такой организации можно определить по ее наружным проявлениям: по патентованию изобретений и, самое важное, по производству и выпуску продукции на рынок. Фактически видение о стратегии инновационной деятельности организаций можно характеризовать по анализу развитого рынка. Пользуясь классификацией Б.Твисса, специалист АООТ "Упаковочные машины" В.Н. Ульянов провел анализ стратегий. Этим стратегиям  придерживаются ведущие зарубежные и отечественные организации, производящие фасовочно- упаковочное оборудование, при разработке и поставке продукции на европейский и российский рынки. Выделяют девять видов инновационных стратегий: наступательная, защитная, поглощающая, промежуточная, создание рынка, разбойничья, привлечение специалистов, приобретение компаний, кооперативная стратегия .

Наступательная стратегия  отличается непрерывным выпуском новых  образцов техники. Вдобавок, как фактически новых, так и образцов с внушительным количеством улучшенных качеств.

Защитная стратегия  применительна для небольших  компаний, удерживающих определенную норму прибыли за счет низких издержек производства. НИОКР в данном случае используется для улучшения отдельных показателей упаковочной техники за счет применения частных технических решений как предложенных в самой организации, так и  полученных из внешней среды предприятия. Само строение выпускаемой техники специально не меняется в течение долгого времени.

 Поглощающая стратегия, организованная на лицензировании, в отличие от предыдущих стратегий, требует равновесия маркетинговых и технических исследований. Успешное использование вышеуказанной стратегии требует не столько большого числа специалистов маркетинга и НИОКР, сколько их высокой квалификации. Иначе можно приобрести лицензию на продукцию, не нужную потребителю иди технически отсталую.

Промежуточная стратегия предполагает, избегая конфронтации на рынке, найти еще не занятую нишу. Как и в предыдущей стратегии, здесь необходимы хорошие специалисты в маркетинге и НИОКР. Промежуточная стратегия не может быть долгой по времени. Искомая ниша, увеличиваясь, соединяется с такой же нишей на другом рынке, либо в открытую нишу пытаются попасть конкуренты. Именно поэтому промежуточной стратегии нужно переходить либо в наступательную, либо в защитную.

Создание рынка - очень  редкая стратегия, когда производится принципиально новая продукция, не замещающая ранее выпускавшуюся, а создающая новый рынок.

Разбойничья стратегия  по Твиссу, - когда компания-аутсайдер, владея новейшими технологиями, производит и выпускает товар, остро уменьшающий  рынок этого товара или услуги, что дает производителю важное значение на ранней стадии, а в будущем предвещает успех, если в будущем пользоваться наступательной стратегией. Вызывает сомнение, что только "компания-аутсайдер" может использовать данную стратегию. Во-первых, очень редко аутсайдер обладает сильной службой НИОКР, во-вторых, в области упаковочной техники именно ведущие фирмы попытались внедрить эту стратегию.

Стратегия привлечения  специалистов. Приводить примеры  использования данной стратегии  непросто, во многом этому способствует неразглашение историй переманивания ведущих специалистов или даже команд.

Стратегия приобретения компаний. Нередко применяемая стратегия  в части выпуска фасовочно-упаковочного оборудования.

Кооперативная стратегия - это когда НИОКР фирмой проводится в том или ином объединении с НИОКР других фирм. Объединение может быть тесным или не очень, постоянным или временным.

Примеры временной кооперации: сотрудничество фирм "Rovema" и "Optima" в области произведения объемных дозаторов для оборудования фирмы "Rovema"; показанный на выставке "Инпродмаш - 93" упаковочный автомат 08-9 фирмы "Cavanna"в линии по выпуску печенья фирмы "НААS" .

 

 

 

Список литературы:

 

1. Анисимов  Ю.П., Шипилов Ю.А., Ткаченко И.А.  Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие.  Москва: МВИП, 2002.

2. Анисимов Ю.П., Шипилов  Ю.А., Ткаченко И.А. Менеджмент  инноваций: Методические указания  к внеаудиторным занятиям по  курсу «Инновационный менеджмент»  для студентов спец. 521500 «Менеджмент»  всех форм обучения. – Москва: МГТУ, 2002.

3. Организация и управление нововведениями: Учеб. пособие / Под ред. Ю.П. Анисимова, С.Н. Каруна, Ю.А. Шипилова Воронеж: ВПИ, 2001.



Информация о работе Основы инновационного менеджиента