Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 20:19, курсовая работа
Инновации и инновационные процессы в современной экономике играют решающую роль в вопросе приобретения и поддержания сильных сторон предприятия в конкурентной борьбе. Инновации и отношение к ним в значительной мере определяют позиции как крупных компаний так и малых предприятий, в том числе и начинающих.
Введение 3
Задание на проектирование. 5
Определение целей разработки проекта. 5
Основания для разработки проекта. 5
Характеристика организации, осуществляющей проект. 6
Перечень проектных решений. 6
Технико-экономическое обоснование проектных решений. 7
1 Комплексная характеристика нововведения. 10
1.1 Показания к разработке инновационного проекта. 10
1.2 Краткая характеристика инновационного проекта. 11
1.3 Оценка конкуренции и рынков сбыта. 13
1.4 Анализ потенциальных потребителей. 16
1.5 Анализ уровня риска проекта. 17
1.5.1 Классификация рисков инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг ЗАО “Диана”. 21
1.5.2 Экспертная оценка видов риска инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг фабрике-химчистке ”Диана” для ООО “Ольвира” 22
1.6 Финансовый план. 23
2 Характеристика и исследование потенциальных возможностей инноватора к освоению нововведений. 24
2.1 Уровень развития науки и техники. 24
2.2 Уровень качества услуги 25
2.3 Стратегия ценообразования. 26
2.4 Маркетинговый план. 27
2.5 Состав персонала. 30
3 Обоснование эффективности инновационного проекта, расчёт его финансовых показателей 32
3.1 Методика проведения финансовой экспертизы инновационного проекта. 32
3.2 Анализ затрат на проект. 32
3.3 Расчет коэффициента дисконтирования проекта. 35
3.4 Построение диаграммы “CASH-FLOW”. 35
3.5 Расчет чистого дисконтированнного дохода. 37
3.6 Расчет срока окупемости и врутренней нормы доходности. 39
3.7 Расчет точки безубыточности проекта. 40
4 экспертиза идеи, коммерческого предложения или проекта в целом, оценка рисков инновационного проекта и разработка механизма управления рисками. 42
4.1 Классификация рисков инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг ЗАО “Диана”. 42
4.2 Экспертная оценка видов риска инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг фабрике-химчистке ”Диана” для ООО “Ольвира” 44
4.3 Анализ чувствительности проекта к уровню инфляции. 45
4.4 Анализ устойчивости проекта к изменению числа клиентов. 46
4.5 Анализ чувствительности проекта к изменению уровня затрат. 48
4.6 Выводы по результатам финансовой экспертизы проекта. 50
5 Организация реализации инновационного проекта. 51
5.1 Маркетинговый бизнес-план. 51
5.2 Правовое обеспечение проекта. 56
Заключение. 58
Приложение 59
Литература 72
Город Реутов расположен в непосредственной близости и имеет мощные транспортные коммуникации с Москвой. Особую опасность представляет расположенный рядом с наиболее населенной частью города спальный район Москвы Новокосино, в котором расположены конкурирующие московские (негосударственные ) фабрики. Поэтому здесь особенно тщательно необходимо продумать маркетинговые действия и произвести соответствующие расчеты на предмет целесообразности открытия пункта.
Все означенные выше сильные стороны могут также иметь значение, однако здесь их влияние менее существенно вследствие адаптивности молодых предприятий - конкурентов.
Единственно возможным сегментированием здесь является сегментирование по географическому признаку - открытие пункта в отдалении от московских конкурентов.
Город Железнодорожный является более привлекательным с точки зрения отсутствия подобных мощных транспортных коммуникаций с Москвой, что практически исключает влияние негородских внешних конкурентов.
Однако в городе имеется фабрика “ Срочная химчистка ”, но она является крупным государственным предприятием и обладает уже указанными слабыми сторонами. Кроме того, она расположена крайне неудачно, вдали от жилых районов города и практически оторвана от потоков людей. Поэтому даже в отсутствие в городе альтернативных химчисток, она находится на грани банкротства.
Принимая во внимание отмеченные в п. 1.1 причины, в городе Железнодорожном предполагается получить поддержку Администрации города, в частности поддержку Мэра В.Н. Курганова. Эта поддержка необходима в части предоставления ООО “Ольвира” удобно расположенного, качественного помещения с минимальной арендной платой, а также протекционистская политика в части отношений с торговыми инспекциями и санитарно-эпидемиологической службой города.
В заключение необходимо
сделать вывод о наличии
Услуги химической чистки и прачечной, предоставляемые ООО “Ольвира”, предлагаются к использованию широким потребителям.
Среди оказываемых услуг для широкого пользователя предназначены:
Исходя из ассортимента перечисленных услуг, можно сделать вывод о том, что среди предлагаемых есть услуги, удовлетворяющие потребности, для которых существуют альтернативные пути удовлетворения (1 группа), а есть и те, для которых решение уникально (2 группа), например, химическая чистка кожи и меха.
Потребителями рассматриваемых услуг являются граждане с уровнем дохода выше среднего, так как объектом химической чистки является, как правило, дорогая одежда, доступная только обеспеченным слоям населения. Так как для этой группы существуют иные варианты чистки, включая стирку или замену изделия, то эластичность спроса на услугу по уровню доходов достаточно высока. Обладатели же изделий из кожи и мехов вынуждены пользоваться химической чисткой независимо от уровня своих доходов. В этом случае имеет место слабая эластичность спроса по уровню доходов.
Кроме ориентированности на массового потребителя, существует ещё и практика заключения длительных контрактов с юридическими лицами, а именно:
на оказание прачечных услуг.
Указанные предприятия-потребители, а точнее часть из их общего числа, не оснащенная собственными прачечными вынуждена использовать услуги сторонних организаций.
В связи с примерным паритетом цен и превышением качества по сравнению с государственными конкурентами, есть все основания предполагать, что заключение подобных контрактов вполне возможно. Для такого рода потребителей предусмотрена система скидок, а также бесплатная доставка.
Таким образом, есть причины полагать, что продукция ООО “Ольвира” найдет своего потребителя.
Наиболее важным аспектом рассматриваемого проекта является учет риска. Такой подход обуславливается необходимостью вовлечения в проект ЗАО “Диана” [см. п.2.3], что ставит перед разработчиками условие учета всех особенностей развития ситуации. Только такой подход позволит вызвать у ЗАО “Диана” интерес к разработке данного проекта.
При рассмотрении инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг фабрике-химчистке “Диана” риском предлагается считать неполучение заданного суммарного объема продаж за период реализации продукции ( 10 месяцев ).
Заданный (прогнозный) объем реализации составляет, по результатам маркетингового исследования, 142.050 $.
Такой подход к определению риска делает возможным учет достижения/не достижения прочих целей проекта, в том числе и эффективности проекта для всех его участников:
Для примерной оценки уровня риска проекта предлагается использование классификации нововведений и инновационных процессов по группам риска.
Реализация указанной методики представлена в таблице 4.
Классификации нововведений и инновационных процессов по группам риска
Таблица 4.
Признаки разделения на группы |
Значения признаков, позволяющих определить группу риска нововведения и инновационного процесса | ||||||||||||||||||||
1. По содержанию нововведения |
(8) Новая идея |
(4) Новое решение |
(7) Новый продукт |
(6) Новая техноло-гия |
(4) Новый регламент, стукура |
(5) Новая услуга | |||||||||||||||
2. Тип новатора (сфера создания новшества) |
(6) Научно-технические организации и отделения |
(7) Производственные фирмы и подразделения |
(4) Маркетинговые подразделения и фирмы |
(3) Потребители и их организации | |||||||||||||||||
3. Тип инноватора (сфера нововведения фирмы и службы) |
(7) Научно - технические звенья |
(6) Промышленные звенья |
(5) Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья |
(4) Эксплуатационные и обслуживающие звенья | |||||||||||||||||
4. Уровень инноватора |
(7) Подразделение фирмы |
(8) Фирма |
(6) Концерн, корпорация |
(5) Отрасль, группа отраслей | |||||||||||||||||
5. Территориальный масштаб нововведения |
(4) Район, город |
(5) Область, край |
(6) РФ, ближнее зарубежье |
(5) Интернационализация | |||||||||||||||||
6. Масштаб распространения нововведения |
(5) Единичная реализация |
(6) Ограниченная диффузия |
(7) Широкая диффузия | ||||||||||||||||||
7. По степени радикальности |
(8) Радикальные |
(4) Ординарные |
(2) Модернизация | ||||||||||||||||||
8. По глубине преобразований инноватора |
(6) Системные |
(4) Комплексные |
(1) Элементные, локальные | ||||||||||||||||||
9. Причина появления нового |
(7) Развитие науци и техники |
(5) Потребности производства |
(3) Потребности рынка | ||||||||||||||||||
10. Характер кривой ЖЦ товара |
(1)Типовая, классическая кривая |
(3) Кривая с “повторным циклом” |
(5) “Гребешко-вая” кривая |
(7) “Пиковая” кривая | |||||||||||||||||
11. Этапы ЖЦ организации инноватора. |
(8) Создание |
(6) Становление |
(2) Зрелость |
(3) Перестройка |
(7) Упадок | ||||||||||||||||
12. Длительность инновационного процесса. |
(2) Оперативные |
(4) Краткосрочные (до 1 года) |
(6) Среднесрочные (2-3 г.) |
(8) Долгосрочные ( > 3 лет) |
Итак, прежде чем определить принадлежность нововведение к той или иной группе риска, необходимо дать краткое обоснование принадлежности нововведения к той или иной группе.
По содержанию нововведения – новая услуга, т.к. услуги химической чистки «Диана» в городах Балашиха, Реутов и Железнодорожный ранее доступны не были и будут представлены впервые.
По типу новатора (сфера создания новшества) – маркетинговые подразделения и фирмы, так как новатором является фирма, предоставляющая услуги населению, т.е. ООО «Диана», непосредственно собирающаяся внедрять инновационный проект.
По типу инноватора (сфера нововведения, сферы и службы) – финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья, т.к. фактически создается, учреждается ООО «Ольвира» – организация, осуществляющая проект, которая по существу является подразделением ООО «Диана».
По уровню инноватора – фирма, т.к. ООО «Ольвира», являющееся инноватором, частное предприятие, насчитывающее в своем штате 7 человек, а потому относящееся к малым предприятиям.
По территориальному масштабу нововведения – район, город, т.к. нововведение вводится в рамках трёх городов Балашихинского района, а именно, городов Балашиха, Реутов и Железнодорожный.
По масштабу распространения нововведения – ограниченная диффузия, т.к. распространение данная услуга получит в пределах трёх городов, а значит и планируемое создание новых приемных отделений будет реализовано в ограниченном масштабе.
По
степени радикальности –
По глубине преобразований инноватора – комплексные, т.к. ООО «Диана» расширяется, открывая по сути филиал в виде подразделения в Балашихинском районе – ООО «Ольвира», затрагивая при этом не только свою собственную кадровую и финансовую структуру, но и увеличивая производственные мощности, добиваясь при этом большей прибыли и загрузки фабрики.
По причине появления нового – потребности рынка, т.к. в услугах химчисток люди нуждались всегда (в зависимости, конечно, от социального слоя, жизненного статуса и стиля жизни), причём хотелось не только качественной химической чистки одежды, но и по сравнительно доступной цене. Таким образом, ООО «Диана», учитывая потребности населения в своих услугах, решила завоевать новый сегмент рынка, охватив Балашихинский район.
По характеру кривой жизненного цикла товара – типовая, классическая кривая, т.к. услуга является ординарной, распространенной, типовой по своей сути, а следовательно, для нее могут быть применимы законы развития кривой жизненного цикла обычного рядового товара потребительского спроса, товара массового потребления, а значит жизненному циклу услуги химической чистки соответствует классическая кривая.
По этапу жизненного цикла организации-инноватора – создание, т.к. на данный момент идёт только создание, даже еще не функционирование, а только планирование нового звена, т.е. ООО «Ольвира».
По длительности инновационного процесса – краткосрочные (до 1 года), т.к. все работы, перечисленные в перечне проектных мероприятий, рассчитаны на срок в 1 год.
Выделенные ячейки в таблице 6 означают признак, характерный для рассматриваемой инновации. Среднее арифметическое значений чисел в левом верхнем углу означает принадлежность нововведения к определенной группе риска.
В данном случае среднее арифметическое значений составляет 4,55 » 5.
Группы, а также соответствующий им уровень риска представлены в таблице 4.1.
Премия за риск инновационных проектов.
Таблица 4.1.
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Премия за риск [%] |
0.0 |
0.5 |
1.0 |
2.0 |
5.0 |
10 |
20 |
50 |
Соответствующее группе 5 значение премии за риск, как следует из таблицы 4.1. составляет 5,0 %.
Однако такое значение премии за риск является приблизительным и может быть не достаточно убедительным для руководства ЗАО “Диана”.
Выходом из сложившейся ситуации является оценка уровня риска экспертным методом с привлечением специалистов ЗАО “Диана”. Такой способ позволит более точно определить премию за риск. Полученные результаты предлагается сопоставить между собой.
Для количественной оценки риска предлагается метод разложения риска на составляющие с последующей их оценкой экспертным методом.
В данном случае представляется возможным разбиение риска на классы и виды по общепринятой методике. Пример такого разложения приведен ниже.
Информация о работе Разработка и внедрение инновационного проекта