Роль и функции малого бизнеса в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: определить роль предпринимательства в экономическом развитии России и исследовать перспективы развития малого бизнеса в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимоорешить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность предпринимательства (малого бизнеса), его характерные черты, цели, формы организации, показать критерии2отнесения предпринимательских структур к малым, средним, крупным предприятиям и определить их роль в современной экономике.
2. Проанализировать тенденции становления и развития предпринимательской деятельности в России на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИВАНОВА Т.С..docx

— 80.63 Кб (Скачать файл)

1 исходя из численности населения на 1 января 2012 г.

2 с учетом региональных ИПЦ

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2012 году в целом по РФ составил 521 545,0 млн. рублей, что на 20,9% выше показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен рост инвестиций в основной капитал составил 13,7%).

Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается во всех федеральных округах, наибольший рост отмечен в Центральном федеральном округе (показатель вырос на 19,1%) и в Северо-Кавказском федеральном округе (на 19,0%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил 15,7%, в Северо-Западном федеральном округе – 13,2%, в Уральском федеральном округе – 11,2%, в Дальневосточном федеральном округе – 11,0%. В Сибирском федеральном округе и Южном федеральном округе рост показателя оказался несколько ниже – 7,8% и 7,6% соответственно.

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей (Чеченская Республика).

По итогам 2012 года положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в 56 регионах.

К лидерам по темпам роста показателя относятся: Республика Калмыкия (показатель вырос в 3,4 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 3,1 раза), Орловская (в 3,0 раза), Липецкая (в 2,4 раза), Челябинская (в 2,2 раза), Брянская (в 2,0 раза) и Курская (в 2,0 раза) области.

Сильное увеличение (50%-100%) показателя отмечено в Еврейской автономной области (на 99,7%), Республике Марий Эл (на 91,1%), Амурской области (на 85,9%), Республике Ингушетия (на 82,1%), Республике Мордовия (на 77,9%), г. Москва (на 76,8%), Тульской (на 71,9%), Архангельской (на 66,1%), Псковской (на 66,0%), Калининградской (на 52,5%) и Владимирской (на 50,4%) областях.

Таблица 8 - Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2012 г.  
относительно 2011 г. (с учетом ИПЦ)

Изменение объемов инвестиций

Количество регионов

Регионы, данные по которым отсутствуют

1

Сильное сокращение (50-100%)

9

Среднее сокращение (30-50%)

2

Небольшое сокращение (до 30%)

15

Небольшое увеличение (до 30%)

32

Среднее увеличение (30-50%)

6

Сильное увеличение (50-100%)

11

Очень сильное увеличение (свыше 100%)

7


Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается в 9 регионах, в числе которых Республика Тыва (показатель сократился на 89,6%), Республика Хакасия (на 82,6%), Карачаево-Черкесская Республика (на 80,8%), Чукотский АО (на 77,1%), Ямало-Ненецкий АО (на 67,4%), Республика Саха (Якутия) (на 65,2%), Магаданская область (на 63,1%), Тамбовская область (на 59,0%), Республика Алтай (на 57,1%).

Среднее сокращение (10%-50%) показателя зафиксировано в г. Санкт-Петербурге (на 49,0%), Ярославской области (на 31,2%), Республике Адыгея (на 26,0%), Томской (на 23,9%), Вологодской (на 22,0%) и Тюменской (на 18,8%) областях.

Итоги деятельности малых предприятий по регионам за 2012 год -  в 69 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 49 регионах, объемов оборота МП (с учетом ИПЦ) – в 59 регионах; инвестиций в основной капитал на МП (с учетом ИПЦ) – в 56 регионах [12].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

  1. По итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом в целом по стране наблюдался рост основных показателей развития малого предпринимательства:  количества малых предприятий, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, оборота малых предприятий и инвестиций в основной капитал.
  2. На 1 января 2013 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 января 2012 года на 8,7%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6%. Объем оборота малых предприятий вырос на 3,8% (с поправкой на ИПЦ оборот, напротив, уменьшился на 2,4%), рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил 20,9% (с поправкой на ИПЦ инвестиции в основной капитал выросли на 13,7%).
  3. Итоги деятельности малых предприятий в 2012 году можно рассматривать как позитивные.

 

2.2 Проблемы развития предпринимательства в России на современном этапе

 

В России уровень предпринимательской активности в 2012 году составил 4,3 процента трудоспособного населения, то есть каждый 23-й россиянин вовлечен в предпринимательство. Для сравнения: в других странах БРИКС это каждый 8-й, в Восточной Европе - каждый 11-й. Уровень активности устоявшихся предпринимателей в России в 2012-м составил 2,1%, а их доля среди всех предпринимателей - всего 33 процента. В экономически развитых странах выживаемость бизнеса на уровне 49% [13].

Таким образом, у нас наблюдается комбинация негативных тенденций: при одном из самых низких уровней предпринимательской активности (67-е место из 69 стран, включенных в исследование) только трети предпринимателей удается преодолеть начальный этап развития.

Приток желающих взяться за дело впервые сократился за 2012 год вдвое - до 2,2 процента россиян, это самый низкий показатель за все время наблюдений[13].

Россия по этому параметру последняя среди 69 стран - участниц проекта. Причиной является то, что люди не видят возможности для ведения бизнеса. Пессимизм растет и в бизнес-сообществе. Если в 2011-м 40 % предпринимателей заявляли, что условия для организации бизнеса в стране есть, то в минувшем году таких было только 30% [13].К тому же высок процент тех бизнесменов, кто затруднился оценить ситуацию (22%). И это показатель довольно тревожный.

В лидерах по численности ранних предпринимателей такие страны, как Уганда, Гана, Ангола, но это потому, что жители не имеет других возможностей к существованию. Такое предпринимательство называется вынужденным.

По мере экономического развития, как правило, растет доля добровольных предпринимателей, то есть тех, кто осознал преимущества своего дела. В экономически развитых странах доля таких предпринимателей заметно больше, чем тех, кто пришел в бизнес вынужденно.

В 2012 году в России около 40 % предпринимателей указали, что занимаются бизнесом, потому что не имеют другой возможности трудоустроиться. Это динамика на 10 % в больше, чем в 2011 году. То есть по мотивации они на самом деле тяготеют к вынужденным предпринимателям.

Развитие малого бизнеса и экономический рост во многом определяются влиянием факторов внешней среды. Структурные условия малого бизнеса являются важнейшим элементом понимания процессов создания бизнеса. Состояние этих факторов напрямую влияет на наличие предпринимательских возможностей во внешней среде, с одной стороны, и готовность и способности населения создавать собственный бизнес, с другой.

На современном этапе в России малый бизнес не может  реализоваться в полном мере. Это обусловлено особенностями функционирования малого бизнеса.

Традиционно в качестве фактора, негативно влияющего на развитие малого бизнеса в стране, эксперты называют реализацию государственной политики. Критическими факторами при этом они считают длительность получения большинства необходимых разрешений и лицензии, а также последовательность политики государства по отношению к малым и растущим фирмам. К особо значимым проблемам развития малого бизнеса относится обеспечение эффективности государственной финансовой поддержки и регулирования.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Сформирована институциональная основа - ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере, Российская ассоциация развития малого предпринимательства и прочие.

Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают [9].

Несбалансированность государственной политики в отношении субъектов малого бизнеса приводит к тому, что с одной стороны принимаются меры по поддержке и развитию предприятий среднего и малого бизнеса, с другой увеличение налогового давления. Так, например, в феврале 2012 года президент страны представил общественности программу «100 шагов», которая должна была вывести Россию по условиям ведения бизнеса со 120-го на 20-е место в мировом рейтинге [16]. Был учрежден пост уполномоченного по правам предпринимателя, разработали план по упрощению подключения предпринимателей к электросетям, согласования строительных работ. На региональном уровне было предложено оценивать работу губернаторов по деловому климату региона. Такая политика в отношении предпринимателей находится в полном противоречии с мировой практикой властей, когда экономика находится в стагнации. Обычно в этих условиях налоги снижаются, особенно на такие слабые секторы, как малый бизнес.

Многие эксперты ставят под сомнение эффективность государственных программ, направленных непосредственно на поддержку малого бизнеса. Эксперты считают, что, несмотря на достаточное количество существующих программ поддержки, получить их, обратившись в одну организацию, практически невозможно. Кроме того, эксперты поставили под сомнение компетентность чиновников в государственных учреждениях, занимающихся поддержкой малых и растущих компаний. Среди программ поддержки наиболее высокую оценку получила деятельность технопарков и бизнес-инкубаторов.

Существенным тормозом для развития предпринимательства в России является высокий уровень бюрократии. Низкая доступность финансовых ресурсов для новых и растущих компаний является одной из самых острых проблем российского предпринимательства. Оценивая доступность финансирования, эксперты полагают, что предпринимательские фирмы испытывают недостаток в собственном капитале и им сложно получить доступ к государственным субсидиям. Практически недоступно для молодых компаний получение инвестиций за счет размещения акций на рынке. Источником финансирования, который более доступен для предпринимателей, эксперты называют средства, привлекаемые из частных источников: друзей, родственников и коллег. Кроме того, на взгляд экспертов, предприниматели могут привлекать венчурный капитал.

Несмотря на внимание, которое уделялось последние годы модернизации экономики, внедрение научно-технических разработок и их использование в практике деятельности малых и растущих компаний, по-прежнему не способствует развитию бизнеса.

По мнению экспертов, существующая система государственных субсидий не позволяет новым и растущим фирмам приобретать новые технологии, кроме того, не каждая фирма может себе это позволить. Помимо этого отсутствует эффективный способ передачи новых научных знаний от университетов и исследовательских центров малым компаниям, а крупные сформировавшиеся компании имеют больший доступ к новым технологиям и результатам научных исследований по сравнению с новыми и растущими компаниями.

Оценивая существование возможностей для создания нового бизнеса, эксперты продемонстрировали оптимизм. При этом таких возможностей, по их мнению, больше, чем людей, желающих ими воспользоваться. Кроме того, они отметили увеличение количества возможностей для новых фирм за последние пять лет. При этом людей, которые могут с легкостью реализовать эти возможности, не достаточно.

Для наиболее депрессивных регионов страны малый бизнес - это чуть ли не единственная возможность для многих людей прокормить свою семью.

Бизнес-сообщество бьет тревогу из-за увеличения страховых взносов в Пенсионный фонд с вступлением в силу закон 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования», который в два раза увеличивает минимальный обязательный объем налоговых и страховых отчислений для индивидуальных предпринимателей - до 36 тыс. рублей в год. Ранее индивидуальные предприниматели платили в Пенсионный фонд около 17 тыс. рублей в год. В России велика доля предпринимателей, для которых такое увеличение налоговой нагрузки не то что существенно, а неподъемно. Те, кто зарабатывает, к примеру, 50-100 тысяч рублей в год, до 70 процентов своего дохода должны теперь отдавать государству.

Но проблема для бизнеса кроется не только в налогах, много других отрицательных факторов. Это административные барьеры, отсутствие возможности приобретения запасных частей к оборудованию, нехватка специалистов (например, инженеров). Государство должно взращивать собственника, тогда у людей появится стимул работать. Малый бизнес не должен ограничиваться торговлей, необходимо стимулировать производство.

Результаты проводимых экспертных интервью показывают, что на протяжении последних лет количественные оценки структурных условий малого бизнеса достаточно стабильны. Это касается не только значений, характеризующих состояние различных условий внешней среды, но и структуры их распределения. Среди факторов, которые не мешают открытию нового бизнеса и его развитию, называются физическая и коммерческая инфраструктура, состояние рынков товаров и профессиональное образование.

Информация о работе Роль и функции малого бизнеса в современных условиях