Субъекты инновационного рынка: стратегические мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить субъекты инновационного рынка: мотивы, методы ведения инновационной деятельности.
Задачи работы:
1. Изучить инновационный рынок и его субъекты.
2. Изучить мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Инновационный рынок и его субъекты 4
1.1. Понятие инновационной деятельности и инновационного рынка 4
1.2. Субъекты инновационной деятельности 8
2. Мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности 14
2.1. Мотивы и цели ведения инновационной деятельности 14
2.2. Методы ведения инновационной деятельности 18
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.71 Кб (Скачать файл)

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у

фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство») .

   Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру (рис. 5).


 











 

 

Рисунок 5 – Участники инновационной деятельности

 

Для эффективного распространения инноваций необходимо присутствие инноватора предложения (продавца) и инноватора спроса (покупателя).

Новаторы открывают новые возможности, но дальнейшее их распространение определяется выбором имитаторов, которые руководствуются критериями эффективности при отборе инноваций. В значительной мере принятию и распространению инноваций способствуют инноваторы - люди (организации) с широким концептуальным репертуаром .

Покупателей и поставщиков на рынке инноваций можно разделить на определенные группы, в зависимости от их участия в инновационном процессе (табл. 2).

 

Таблица 2 - Типы покупателей и поставщиков инновационного рынка

Тип

Спрос

Предложение

Новаторы

Генератор новых идей

Первый. Реализовавший новые идеи

Реципиент

Первая группа,  Приобретающие продукты после апробации

Внедряющие модифицированные и улучшенные инновации

Ранее большинство

Использующие модифицированные и улучшенные продукты

Внедрение новшества в массовое производство

Отстающие

Потребители традиционных товаров

Фирмы, выпускающие изделия на завершающей стадии жизненного цикла


 

Для признания нового изделия (технологии) рынком и, следовательно, обеспечения спроса на него большое значение имеет выбор новатора - наиболее авторитетного покупателя, создающего «авторитетное мнение» о данной продукции. Причем первые покупатели пользуются льготными условиями приобретения товара, способствуя своим авторитетом повышению спроса на него, в отличие от тех, которые приобретают его не в числе пионеров.

Выбор рыночного сегмента способствует не только целенаправленному формированию спроса на новую научно-техническую продукцию, но и учету производителем ее конструктивной специфики, присущей конкретному потребителю (предприятию, отрасли и т.д.), оформлению, уровню цен, а в конечном счете - повышению спроса.

Огромную важность для распространения новой научно- технической продукции имеют коммуникационные факторы. Высокий уровень информационного обмена, тесные коммуникации способствуют быстрой диффузии инноваций. Активное участие в научно-технических семинарах, симпозиумах, выставках обеспечивают знакомство потребителя с новой продукцией еще до выведения ее на рынок, формируя тем самым инновационный спрос. При отсутствии предварительной информации о новом товаре ее появление на рынке может быть встречено потребителем настороженно и процесс формирования спроса будет слишком длителен, что в свою очередь отразится на затратах и финансовых результатах фирмы- производителя.

Мировой инновационный рынок давно приобрел глобальный характер. Этот рынок в целом высокотехнологичен, здесь основным объектом выступают новые знания, интеллектуальные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мотивы, цели и методы ведения инновационной  деятельности 

 

2.1. Мотивы  и цели ведения инновационной  деятельности

 

Рыночная экономика требует наличия конкурентных преимуществ. фирмы.

Конкурентные преимущества могут создаваться различными способами :

- низкой ценой;

- высоким имиджем фирмы;

- приоритетным доступом к ограниченным ресурсам, различными льготами и т.д.

Решающими являются два вида преимуществ – качество продукта и его новизна.

При этом понятие «качество» рассматривается в двух аспектах:

- во-первых, с технической точки зрения – это соответствие изделия требованиям проектной, нормативной и другой документации;

- во-вторых, с потребительской точки зрения – это совокупность характеристик продукта, определяющая их способность удовлетворять потребности покупателя.

Понятие «новизна» также может рассматриваться:

а) с точки зрения технической – это новое конструктивное или технологическое решение, примененное в изделии;

б) с точки зрения потребительской – это способность продукта по-новому, не так как прежде, удовлетворять существующие потребности потребителя либо выявлять и удовлетворять новые, ранее не известные потребности.

Для обеспечения качества выпускаемого продукта (оказываемой услуги) существует два пути (рис. 6).

 


 



 

 

Рисунок 6 – Пути повышения качества продукции

 

Первый путь – это совершенствование, как продукта, так и самой фирмы, ее процессов и технологий. Но этот путь имеет ограничения, связанные с заложенными в объект совершенствования принципами, методами, законами, природными явлениями и т.д. Значит и повышение качества также будет иметь свои пределы .

Для перехода на новый уровень качества необходимо не просто совершенствование, а развитие объекта на основе использования новых принципов, методов и законов, то есть, необходима опять же новизна!

Таким образом, фирмам, стремящимся к первенству в конкурентной борьбе, следует постоянно заниматься поиском и внедрением новизны.

Целями инновационной деятельности  являются следующие цели :

а) замещение видов продукции, снимаемых с производства;

б) расширение ассортимента:

- основного вида продукции;

- прочих видов продукции;

в) разработка продукции, безопасной для окружающей среды;

г) поддержание доли рынка;

д) увеличение доли рынка;

е) выход на новые рынки:

- зарубежные;

- новые местные целевые группы;

ж) повышение гибкости производства;

3) снижение издержек производства за счет:

- снижения трудовых затрат;

- сокращения потребления материалов;

- снижения энергоемкости производства;

- уменьшения уровня брака;

- снижения затрат на дизайн продукции;

- уменьшения сроков разработки новой продукции;

и) повышение качества продукции;

к) улучшение условий труда;

л) снижение вреда для окружающей среды.

Система мотивации инновационной деятельности рассматривается, прежде всего, с точки зрения мотивации творчества.

Мотивация творчества основана на следующих стимулах (рис. 7).


 


 


 

 

 

Рисунок 7 – Мотивация творчества 

 

Коротко рассмотрим каждый стимул. Биологические стимулы творчества на уровне личности – это желание экономить силы, энергию. Но на уровне организации – это уже экономия ресурсов .

Биологический стимул на уровне личности имеет большое значение в инновационной деятельности предприятия. Результат его проявления – небольшие модификационные внутрипроизводственные инновации, такие как усовершенствование средств труда, технологических процессов, рабочего места. Но в сумме такие рацпредложения могут дать значительный эффект.

Экономические стимулы – это прямые (денежные) и косвенные (через свободное время) материальные выгоды. Для инновационного предпринимателя, организующего венчурные фирмы, прямой материальный стимул является основным. То же самое можно сказать о менеджерах по инновациям .

Социально-психологические стимулы – это наличие единомышленников, признание среди ближнего и дальнего социального окружения, наличие научных степеней и званий. Люди активно участвующие в инновационном процессе стремятся к самовыражению, достижению высоких результатов, таким образом их потребности находятся на верхних уровнях пирамиды Маслоу. Причастность к созданию нового, передового, общение с творческими, интересными людьми также являются значительными социально-психологическими стимулами в инновационной деятельности .

Идеальные стимулы – это желание познать новое, не ведомое ранее, открыть истину, создать новое. Особенностью инновационной деятельности по сравнению с рутинной, традиционной является наличие энтузиастов – людей, для которых сам процесс познания, освоения нового является самоценным, является способом реализации. Для таких людей мотивация переходит в самомотивацию. Согласно двухфакторной теории Фредерика Герцберга для них важна вторая группа факторов – внутренних, присущих работе .

Особенностью инновационной деятельности является непредсказуемость результатов, которые могут быть как положительные, так и отрицательные. Научно-исследовательские работы могут долгое время не давать желательных результатов. Таким образом, перед научным менеджером стоит сложная задача мотивировать сотрудников на долговременные работы, вселять в них уверенность своим оптимизмом и энергией.

 

2.2. Методы  ведения инновационной деятельности

 

Процесс осуществления нововведений в организацию состоит также из нескольких этапов (рис. 8).


 


 


 

 

 

Рисунок 8 – Этапы введения нововведений  

 

Рассмотрим каждый этап более подробно.

1. Подготовительный  этап. Он включает анализ действующих в организации сил :

- движущие силы – причины, обстоятельства, внешние или внутренние факторы, требующие проведения изменений в организации (освоение нового продукта, необходимость разрешения проблемы, конфликта, изменения сложившихся обстоятельств, новые экономические законы, новые идеи, активные сотрудники);

- сдерживающие силы – причины, обстоятельства, внешние или внутренние факторы, препятствующие проведению изменений в организации (те или конкретные причины сопротивления сотрудников, недостаток ресурсов, отсутствие опыта в новом деле, экономический кризис);

- потенциал – скрытые, неиспользованные силы, способные стать движущими силами (неиспользованные творческие способности людей, финансовые запасы, которые можно использовать для экономического стимулирования, какие-то дополнительные меры поощрения – гибкий режим дня, улучшение условий труда).

2. Основной  этап. Он состоит из трех процедур :

- размораживание – сообщение сотрудникам о предстоящих переменах, их психологическая подготовка, выбор стратегии проведения изменений, мер и методов;

- изменение – осуществление организационных изменений;

- замораживание – закрепление изменений с помощью официальных законов, правил, методик. Создание новых традиций.

3. Оценка  изменений. Оценка эффективности. Выявление вновь возникших проблем, отрицательно и положительного опыта .

Ведение инновационной деятельности может основываться на следующих методах:

- метод  выявления тенденций технического  прогресса;

- метод  анализа жизненного цикла;

- метод  анализа проблем организации;

- метод  функционально-стоимостного анализа;

- метод  анализа бизнес-процессов;

- метод  разработки инновационной стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение сделаем следующие основные выводы.

Инновационный рынок (рынок инноваций) - это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг. На инновационном рынке представлены не только готовые продукты, но и незавершённые интеллектуальные продукты.

Субъекты инновационного рынка - юридические и физические лица, являющиеся владельцами определенных научно-технических результатов, представляющих коммерческую ценность. Ими могут быть государственные организации, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, ученые, изобретатели и специалисты.

Введение инноваций требует от руководителя разработки методов, целей и мотивации персонала.

Мотивация включает в себя биологические, экономические, социально-психологические и идеальные стимулы.

В качестве целей инновационной деятельности  выделяют: замещение видов продукции, снимаемых с производства; расширение ассортимента; разработка продукции, безопасной для окружающей среды; поддержание доли рынка; увеличение доли рынка; выход на новые рынки: повышение гибкости производства; снижение издержек производства; повышение качества продукции; улучшение условий труда; снижение вреда для окружающей среды.

Информация о работе Субъекты инновационного рынка: стратегические мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности