Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить субъекты инновационного рынка: мотивы, методы ведения инновационной деятельности.
Задачи работы:
1. Изучить инновационный рынок и его субъекты.
2. Изучить мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности.
Введение 3
1. Инновационный рынок и его субъекты 4
1.1. Понятие инновационной деятельности и инновационного рынка 4
1.2. Субъекты инновационной деятельности 8
2. Мотивы, цели и методы ведения инновационной деятельности 14
2.1. Мотивы и цели ведения инновационной деятельности 14
2.2. Методы ведения инновационной деятельности 18
Заключение 20
Список литературы 21
Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у
фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство») .
Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру (рис. 5).
Рисунок 5 – Участники инновационной деятельности
Для эффективного распространения инноваций необходимо присутствие инноватора предложения (продавца) и инноватора спроса (покупателя).
Новаторы открывают новые возможности, но дальнейшее их распространение определяется выбором имитаторов, которые руководствуются критериями эффективности при отборе инноваций. В значительной мере принятию и распространению инноваций способствуют инноваторы - люди (организации) с широким концептуальным репертуаром .
Покупателей и поставщиков на рынке инноваций можно разделить на определенные группы, в зависимости от их участия в инновационном процессе (табл. 2).
Таблица 2 - Типы покупателей и поставщиков инновационного рынка
Тип |
Спрос |
Предложение |
Новаторы |
Генератор новых идей |
Первый. Реализовавший новые идеи |
Реципиент |
Первая группа, Приобретающие продукты после апробации |
Внедряющие модифицированные и улучшенные инновации |
Ранее большинство |
Использующие модифицированные и улучшенные продукты |
Внедрение новшества в массовое производство |
Отстающие |
Потребители традиционных товаров |
Фирмы, выпускающие изделия на завершающей стадии жизненного цикла |
Для признания нового изделия (технологии) рынком и, следовательно, обеспечения спроса на него большое значение имеет выбор новатора - наиболее авторитетного покупателя, создающего «авторитетное мнение» о данной продукции. Причем первые покупатели пользуются льготными условиями приобретения товара, способствуя своим авторитетом повышению спроса на него, в отличие от тех, которые приобретают его не в числе пионеров.
Выбор рыночного сегмента способствует не только целенаправленному формированию спроса на новую научно-техническую продукцию, но и учету производителем ее конструктивной специфики, присущей конкретному потребителю (предприятию, отрасли и т.д.), оформлению, уровню цен, а в конечном счете - повышению спроса.
Огромную важность для распространения новой научно- технической продукции имеют коммуникационные факторы. Высокий уровень информационного обмена, тесные коммуникации способствуют быстрой диффузии инноваций. Активное участие в научно-технических семинарах, симпозиумах, выставках обеспечивают знакомство потребителя с новой продукцией еще до выведения ее на рынок, формируя тем самым инновационный спрос. При отсутствии предварительной информации о новом товаре ее появление на рынке может быть встречено потребителем настороженно и процесс формирования спроса будет слишком длителен, что в свою очередь отразится на затратах и финансовых результатах фирмы- производителя.
Мировой инновационный рынок давно приобрел глобальный характер. Этот рынок в целом высокотехнологичен, здесь основным объектом выступают новые знания, интеллектуальные ресурсы.
2. Мотивы,
цели и методы ведения
2.1. Мотивы и цели ведения инновационной деятельности
Рыночная экономика требует наличия конкурентных преимуществ. фирмы.
Конкурентные преимущества могут создаваться различными способами :
- низкой ценой;
- высоким имиджем фирмы;
- приоритетным доступом к ограниченным ресурсам, различными льготами и т.д.
Решающими являются два вида преимуществ – качество продукта и его новизна.
При этом понятие «качество» рассматривается в двух аспектах:
- во-первых, с технической точки зрения – это соответствие изделия требованиям проектной, нормативной и другой документации;
- во-вторых, с потребительской точки зрения – это совокупность характеристик продукта, определяющая их способность удовлетворять потребности покупателя.
Понятие «новизна» также может рассматриваться:
а) с точки зрения технической – это новое конструктивное или технологическое решение, примененное в изделии;
б) с точки зрения потребительской – это способность продукта по-новому, не так как прежде, удовлетворять существующие потребности потребителя либо выявлять и удовлетворять новые, ранее не известные потребности.
Для обеспечения качества выпускаемого продукта (оказываемой услуги) существует два пути (рис. 6).
Рисунок 6 – Пути повышения качества продукции
Первый путь – это совершенствование, как продукта, так и самой фирмы, ее процессов и технологий. Но этот путь имеет ограничения, связанные с заложенными в объект совершенствования принципами, методами, законами, природными явлениями и т.д. Значит и повышение качества также будет иметь свои пределы .
Для перехода на новый уровень качества необходимо не просто совершенствование, а развитие объекта на основе использования новых принципов, методов и законов, то есть, необходима опять же новизна!
Таким образом, фирмам, стремящимся к первенству в конкурентной борьбе, следует постоянно заниматься поиском и внедрением новизны.
Целями инновационной деятельности являются следующие цели :
а) замещение видов продукции, снимаемых с производства;
б) расширение ассортимента:
- основного вида продукции;
- прочих видов продукции;
в) разработка продукции, безопасной для окружающей среды;
г) поддержание доли рынка;
д) увеличение доли рынка;
е) выход на новые рынки:
- зарубежные;
- новые местные целевые группы;
ж) повышение гибкости производства;
3) снижение издержек производства за счет:
- снижения трудовых затрат;
- сокращения потребления материалов;
- снижения энергоемкости производства;
- уменьшения уровня брака;
- снижения затрат на дизайн продукции;
- уменьшения сроков разработки новой продукции;
и) повышение качества продукции;
к) улучшение условий труда;
л) снижение вреда для окружающей среды.
Система мотивации инновационной деятельности рассматривается, прежде всего, с точки зрения мотивации творчества.
Мотивация творчества основана на следующих стимулах (рис. 7).
Рисунок 7 – Мотивация творчества
Коротко рассмотрим каждый стимул. Биологические стимулы творчества на уровне личности – это желание экономить силы, энергию. Но на уровне организации – это уже экономия ресурсов .
Биологический стимул на уровне личности имеет большое значение в инновационной деятельности предприятия. Результат его проявления – небольшие модификационные внутрипроизводственные инновации, такие как усовершенствование средств труда, технологических процессов, рабочего места. Но в сумме такие рацпредложения могут дать значительный эффект.
Экономические стимулы – это прямые (денежные) и косвенные (через свободное время) материальные выгоды. Для инновационного предпринимателя, организующего венчурные фирмы, прямой материальный стимул является основным. То же самое можно сказать о менеджерах по инновациям .
Социально-психологические стимулы – это наличие единомышленников, признание среди ближнего и дальнего социального окружения, наличие научных степеней и званий. Люди активно участвующие в инновационном процессе стремятся к самовыражению, достижению высоких результатов, таким образом их потребности находятся на верхних уровнях пирамиды Маслоу. Причастность к созданию нового, передового, общение с творческими, интересными людьми также являются значительными социально-психологическими стимулами в инновационной деятельности .
Идеальные стимулы – это желание познать новое, не ведомое ранее, открыть истину, создать новое. Особенностью инновационной деятельности по сравнению с рутинной, традиционной является наличие энтузиастов – людей, для которых сам процесс познания, освоения нового является самоценным, является способом реализации. Для таких людей мотивация переходит в самомотивацию. Согласно двухфакторной теории Фредерика Герцберга для них важна вторая группа факторов – внутренних, присущих работе .
Особенностью инновационной деятельности является непредсказуемость результатов, которые могут быть как положительные, так и отрицательные. Научно-исследовательские работы могут долгое время не давать желательных результатов. Таким образом, перед научным менеджером стоит сложная задача мотивировать сотрудников на долговременные работы, вселять в них уверенность своим оптимизмом и энергией.
2.2. Методы
ведения инновационной
Процесс осуществления нововведений в организацию состоит также из нескольких этапов (рис. 8).
Рисунок 8 – Этапы введения нововведений
Рассмотрим каждый этап более подробно.
1. Подготовительный этап. Он включает анализ действующих в организации сил :
- движущие силы – причины, обстоятельства, внешние или внутренние факторы, требующие проведения изменений в организации (освоение нового продукта, необходимость разрешения проблемы, конфликта, изменения сложившихся обстоятельств, новые экономические законы, новые идеи, активные сотрудники);
- сдерживающие силы – причины, обстоятельства, внешние или внутренние факторы, препятствующие проведению изменений в организации (те или конкретные причины сопротивления сотрудников, недостаток ресурсов, отсутствие опыта в новом деле, экономический кризис);
- потенциал – скрытые, неиспользованные силы, способные стать движущими силами (неиспользованные творческие способности людей, финансовые запасы, которые можно использовать для экономического стимулирования, какие-то дополнительные меры поощрения – гибкий режим дня, улучшение условий труда).
2. Основной этап. Он состоит из трех процедур :
- размораживание – сообщение сотрудникам о предстоящих переменах, их психологическая подготовка, выбор стратегии проведения изменений, мер и методов;
- изменение – осуществление организационных изменений;
- замораживание – закрепление изменений с помощью официальных законов, правил, методик. Создание новых традиций.
3. Оценка изменений. Оценка эффективности. Выявление вновь возникших проблем, отрицательно и положительного опыта .
Ведение инновационной деятельности может основываться на следующих методах:
- метод
выявления тенденций
- метод анализа жизненного цикла;
- метод анализа проблем организации;
- метод
функционально-стоимостного
- метод анализа бизнес-процессов;
- метод
разработки инновационной
Заключение
В заключение сделаем следующие основные выводы.
Инновационный рынок (рынок инноваций) - это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг. На инновационном рынке представлены не только готовые продукты, но и незавершённые интеллектуальные продукты.
Субъекты инновационного рынка - юридические и физические лица, являющиеся владельцами определенных научно-технических результатов, представляющих коммерческую ценность. Ими могут быть государственные организации, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, ученые, изобретатели и специалисты.
Введение инноваций требует от руководителя разработки методов, целей и мотивации персонала.
Мотивация включает в себя биологические, экономические, социально-психологические и идеальные стимулы.
В качестве целей инновационной деятельности выделяют: замещение видов продукции, снимаемых с производства; расширение ассортимента; разработка продукции, безопасной для окружающей среды; поддержание доли рынка; увеличение доли рынка; выход на новые рынки: повышение гибкости производства; снижение издержек производства; повышение качества продукции; улучшение условий труда; снижение вреда для окружающей среды.