Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов оценки эффективности инновационной деятельности на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ФНЦП ММПП «Салют»
1.1 Общая характеристика предприятия
1.2 Стратегический анализ предприятия
1.3Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.4 Анализ системы управления предприятия
1.5 Анализ инновационной деятельности предприятия
Вывод по главе 1
Глава 2 Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности
2.1 Показатели и виды эффективности инвестиционных проектов
2.2 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта
2.3 Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности
Вывод по главе 2
Глава 3 Оценка эффективности разработки инновационных проектов ФНПЦ ММПП ”Салют”
3.1 Газотурбинный двигатель ГТД-70
3.2 Газотурбинная электростанция ГТЭС-2,5
3.3 Оценка экономической эффективности внедрения мероприятий
Вывод по главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности.docx

— 104.84 Кб (Скачать файл)

Товары народного потребления: мотоблоки, комплектующие к мотокультиватору, навесное оборудование, бензогенератор и навесные лодочные моторы.

 

1.2  Стратегический анализ предприятия

 

Систематический анализ внешнего окружения и внутренней среды  предприятий и отраслей проводится в форме SWOT-анализа (Strenght Weakness Opportunities Threats - анализ возможностей и угроз (внешних факторов), сильных и слабых сторон (внутренне присущих предприятию)) .

К сильным сторонам наукоемкой отрасли российской промышленности, в том числе авиационного двигателестроения, следует отнести наличие:

- признанных научных и  конструкторских школ, а также  высококвалифицированных кадров (как  научных, инженерных, так и рабочих);

- значительного фундаментального  задела в таких областях науки,  как газовая динамика, теория  горения и теплообмена, материаловедение  и пр.;

- развитой системы профильного  (в данном случае - аэрокосмического) образования.

Недостатком предприятия  являются, как правило:

- слабость организационных  знаний и навыков, особенно  в отношении менеджмента качества, маркетинговых методов; 

- инерция мышления специалистов. В структуре отраслевой науки  и образования до сих пор  сохраняется подчиненный характер  изучения организационно-экономических  проблем авиационного двигателестроения  по отношению к физико-техническим  задачам .

В числе внешних угроз (как и большинству наукоемких и высокотехнологичных отраслей российской промышленности) традиционно  называют :

- неблагоприятную конъюнктуру  на глобальных рынках авиаперевозок  и, как следствие, трудности  с обновлением авиатехники;

- жесткое давление зарубежных  конкурентов, в том числе с  использованием политических рычагов,  и т.д.

Рынки газотурбинных установок  наземного назначения в современной  России характеризуются возрастающей емкостью по следующим причинам. Во-первых, на фоне прочих отраслей российской экономики  предприятия отечественного топливно-энергетического  комплекса (ТЭК) обладают относительно благополучным финансовым положением (и, как следствие, платежеспособностью). Во-вторых, основные фонды российского ТЭК сильно изношены и нуждаются в обновлении.

Из-за больших потребных  затрат на проведение НИР и ОКР, а также ограниченного объема бюджетной поддержки для обеспечения устойчивого экономического положения предприятия велика нужда в частных инвестициях. Здесь проявляется одна из серьезнейших внешних угроз отрасли - неблагоприятная для развития наукоемкой промышленности макроэкономическая конъюнктура в России. Как известно, в настоящее время ожидаемая доходность вложений в развитие всех высокотехнологичных отраслей и, в частности, в авиапромышленность, значительно уступает доходности вложений в сырьевые отрасли (на фоне существенных рисков и сроков окупаемости наукоемких проектов) .

Некоторые внешние факторы, которые традиционно рассматриваются  как благоприятные, в долгосрочной перспективе следует считать  скорее источниками стратегических угроз российской наукоемкой промышленности. Ярким примером таких внешних  факторов являются низкие ставки оплаты квалифицированного труда в России, которые вызывают отток наиболее мобильных и конкурентоспособных  работников за рубеж или в другие отрасли, снижают мотивацию и  производительность труда.

Возможности международного сотрудничества и появление на территории России инженерных центров и представительств ряда зарубежных компаний, таких как  конструкторское бюро СМАРТЕК, созданное  компанией SNЕСМА Moteurs (Франция) и ОАО "Сатурн", традиционно рассматриваются как конкурентная угроза российским предприятиям на рынке труда. В то же время, оценка этого явления со стратегических позиций, с точки зрения выживания и развития национального авиационного двигателестроения в целом, не столь однозначна. Поскольку основой потенциала наукоемких отраслей, в том числе авиационного двигателестроения, является именно человеческий потенциал (научные и конструкторские школы, высококвалифицированные рабочие), его сохранение является решающим фактором выживания подобных отраслей. В связи с этим появление в России филиалов зарубежных фирм следует признать скорее благоприятной возможностью, нежели угрозой. В период катастрофического снижения спроса российских серийных производителей на новые разработки, эти центры позволили (хотя бы отчасти) избежать утечки кадров за рубеж и ухода специалистов из отрасли. Кроме того, занятые в этих инженерных центрах российские специалисты не только не потеряли своей квалификации, но и приобрели опыт работы среди возможных в будущем партнеров по международной кооперации, приобщались к прогрессивным информационным технологиям и методам организации производства, хотя, возможно, и вынуждены были при этом делиться некоторыми "ноу-хау".

Кроме того, важным фактором, влияющим как на текущее положение, так и на перспективы двигателестроительных  предприятий, является их географическое положение. Значительная доля мощностей  двигателестроительного комплекса, например, ТМКБ "Союз", ММП им. В.В. Чернышева, ММПП "Салют", НТЦ им. А. Люльки ОАО "НПО "Сатурн", а также  головной научно-исследовательский  центр отрасли - ЦИАМ им. П.И. Баранова, - традиционно располагается в  Москве. С одной стороны, расположение предприятия в Москве (безотносительно  к отрасли) давало возможность сдавать  некоторые площади в аренду по относительно высоким ставкам, получая  дополнительный доход от непрофильной деятельности в наиболее трудные  для отрасли периоды. С другой стороны, более высокая стоимость  земли снижает привлекательность  основной деятельности, а в перспективе может привести к повышению себестоимости продукции предприятий, расположенных в Москве.

Таким образом, в более  выгодном положении оказываются  УМПО, ОАО "Сатурн", ПМК, самарское  ОАО "Моторостроитель", КМПО и  др. Более того, чрезвычайно высокая  рыночная стоимость земли в Москве делает расположенные в этом городе предприятие подверженным значительному  риску силового захвата 

- такие примеры нередко  встречались в других наукоемких  и высокотехнологичных отраслях  российской промышленности. Тем  не менее, руководители и специалисты  предприятий, расположенных в  Москве и Московской области,  склонны рассматривать географический  фактор как благоприятный по  следующим причинам:

- из-за наличия развитой транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной,

социально-культурной, информационной инфраструктур;

- из-за близости к ведущим  отраслевым и академическим НИИ,  вузам, наличия наибольшей в  России "критической массы"  научно-технических кадров, и, как  следствие, предпосылок для тесной  интеграции науки, производства  и образования, которая, как  ожидается, способна обеспечить  устойчивое воспроизводство потенциала  наукоемких отраслей.

Однако даже если перенос  тех или иных подразделений предприятия  или видов деятельности за пределы  Москвы будет признан целесообразным, он обязательно должен быть постепенным  во избежание разрыва сложившихся  технологических цепочек. Следует  учитывать традиционно низкую мобильность  квалифицированной рабочей силы в России и, в частности, нежелание  инженеров, конструкторов, высококвалифицированных  рабочих, научных работников переезжать из Москвы в какие-либо регионы России. Решение о переносе двигателестроительного производства или его части из московского региона чревато  разрушением производства, поскольку  работники, как показывает опыт, скорее предпочтут сменить профессию, чем  место жительства.

Эффективность работы предприятий  отрасли в настоящее время  не имеет значимой связи с формой собственности. К лидерам отрасли, динамично развивающимся предприятиям, имеющим относительно благополучное  экономическое положение, относят  как ОАО (УМПО, "Сатурн"), так  и (ММПП "Салют", ОАО “Климов”). Более значимыми факторами, определившими  успех, следует признать сложившуюся  еще в советское время производственную программу (ориентацию на военный или гражданский секторы рынка, и т.п.), а также лидерские качества и компетентность менеджмента отдельных предприятий, которые ряд исследователей склонен считать скорее объективным фактором экономики предприятия, чем субъективным. Несмотря на отмеченную выше слабую зависимость эффективности предприятий отрасли от формы собственности, возможность ее резкого директивного изменения обоснованно воспринимается коллективом и руководством предприятий в качестве серьезной стратегической угрозы, поскольку такие изменения способны дестабилизировать ситуацию на предприятии .

Жесткая конкуренция на рынке  военных авиадвигателей традиционно  имеется со стороны ведущих мировых  производителей, которые в ближайшие  годы предложат заказчикам новые  поколения изделий, причем не в виде опытных образцов, а в форме  серийного продукта. Рынок авиадвигателей гражданского назначения практически  полностью поделен между зарубежными  фирмами. Крайняя скудность бюджетного финансирования НИОКР, отсутствие массовых закупок военной авиатехники для ВВС РФ - все это на сегодняшний день не "возможность", а реальность, которую необходимо осознавать.

Тем не менее, несмотря на все  перечисленные слабые стороны предприятия  и внешние угрозы, использование  современных методов организации  производства способно обеспечить не только выживание, но и устойчивое развитие отрасли.

Основные внешние факторы  макро- и микроокружения, оказавшие  влияние на деятельность в 2008 году:

На деятельность предприятия  оказали позитивное и негативное влияние ряд внешних и внутренних факторов.

Позитивное влияние оказали:

- укрепление и развитие  сотрудничества с зарубежными  партнерами, интеграция российской  авиационной промышленности в  международную систему кооперации  в области проектирования и  производства сложных технических  систем;

- продолжение одновременной  разработки и серийного освоения  новых видов газотурбинной продукции,  потребовали проведения комплексной  модернизации и технического  перевооружения производства, развития  конструкторско - технологической и испытательной базы;

- реализация комплекса  мер в области социальной политики  и подготовки персонала позволили  скомпенсировать негативное влияние  сокращения предложения на рынке  труда высококвалифицированных  кадров, в первую очередь рабочих  специальностей, обусловленного снижением  престижа рабочих профессий за  годы реформ.

Негативное влияние на деятельность предприятия оказали:

- мировой финансовый кризис, проявившийся в 2008 году в форме  ухудшения основных экономических  показателей: рост процентных  ставок по кредитам и займам, девальвация национальной валюты, отток капитала за границу,  снижение объемов производства  и т.д.

- рост цен на сырье  и ресурсы поставщиков монополистов  при рыночном ограничении цены  поставки газотурбинной техники,  вызвал снижение рентабельности  продукции;

- значительное превышение  заемного капитала над собственным.

Влияние внешних и внутренних факторов оказывает воздействие  на хозяйственные и финансовые показатели деятельности предприятия.

Отраслевые риски, которые  могут повлиять на деятельность:

На внутреннем рынке:

• Риск ухудшения ситуации в отрасли, вызванной деятельностью  конкурентов, в том числе производящих товары-заменители (низкая доля вероятности  на сегодняшний день):

− недобросовестная конкуренция  со стороны предприятий аналогичного профиля;

− лоббирование интересов  и протекционизм со стороны государства  предприятий-конкурентов;

− прорыв в сфере НИОКР  со стороны конкурентов;

− экспансия западных авиаперевозчиков и авиакомпаний СНГ, ориентированных  в основном на иностранную авиатехнику;

• Риск ухудшения ситуации в отрасли, вызванный поведением потребителей (возможен в связи с  экономическим кризисом):

− ужесточение требований потребителей к качеству продукции.

• Риск ухудшения ситуации в отрасли, вызванный деятельностью  поставщиков (актуально при текущем  изменении цен на сырье и услуги, используемые предприятием в своей  деятельности).

Примечание. Несмотря на снижение стоимости сырья, в связи с  кризисом в макроэкономике, цены на продукцию предприятий-поставщиков  остаются высокими. В то же время, в  связи с ослаблением рубля  на валютном рынке, цены на зарубежные материалы и комплектующие (доля которых в объеме перспективных  программ составляет более половины всех затрат) растут высокими темпами.

− более медленный рост цен на авиапродукцию по отношению к цене на ресурсы.

• Риск ухудшения ситуации в отрасли, вызванной деятельностью  государства (актуально в связи  с экономическим кризисом):

− изменение фискальной политики государства (ужесточение системы  налогообложения, повышение уровня инфляции, изменения в валютной политике); − отказ правительства от поддержки  авиационной отрасли (в т.ч. программ, реализуемых в интересах государства, с целью укрепления оборонной, экономической и энергетической безопасности);

− пересмотр федеральных  целевых программ по реформированию отраслей.

Для снижения возможных отрицательных  последствий данных рисков выполняет  следующие действия:

• проведение маркетинговых  исследований,

• проектирование и производство продукции, конкурентоспособной на мировом рынке;

• НИОКР и отслеживание мировых тенденций в области  передовых технологий;

• постоянная оптимизация  издержек на всех стадиях производства продукции;

• повышение качества продукции.

На внешнем рынке (большинство  отраслевых рисков внутреннего рынка, можно отнести и к рискам внешнего рынка, однако существует ряд рисков, которые относятся только к внешнему рынку):

• запрет на экспорт продукции  в связи с ухудшением дипломатических  отношений со странами- потребителями;

Информация о работе Теоретические основы оценки эффективности инновационной деятельности