Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе проведенного анализа разработать предложения по совершенствованию условий труда научных работников
Рассмотрены теоретические вопросы в сфере деятельности исследователей и разработчиков.
Целью курсовой работы является выявление характера, содержания и особенностей труда научных работников, рассмотрение методов совершенствования условий труда, повышение трудоспособности и предотвращение переутомления работников научных организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Характер, содержание и особенности труда исследователей и разработчиков………………………………………………………………….. 4
2.Условия труда в научной организации…………………………………….. 7
2.1 Разделение и кооперация труда………………………………………….. 7
2.2 Использование рабочего времени и режимы труда……………………... 9
2.3 Организация рабочего места……………………………………………… 13
3. Оплата труда и и формы стимулирования разработчиков и исследователей………………………………………………………………… 17
4. Совершенствование условий труда исследователей и разработчиков…... 22
5. Изучение и улучшение условий труда исследователей на примере фирмы «Принцип +»…………………………………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список используемой литературы…………………………………………… 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Агиенко 93.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Разумеется, что и расписание работы не может быть универсальным для  всех категорий работников научного подразделения и даже для специалистов одной категории. В связи с этим выделяют неполное, гибкое или скользящее рабочее время, которое реализуется в соответствующем подходе к организации рабочего дня или недели.

Так, неполный день охватывает лишь часть рабочего дня нормальной продолжительности с соответствующим понижением их отплаты. Оставшуюся часть времени при этом может быть занят другой человек.

В качестве новых типов рабочего графика обычно называют: гибкий график, сжатую рабочую неделю (суммированный рабочий день), частичную занятость.

Под гибким рабочим графиком понимается расписание работы, при котором работник может выбрать время прихода-ухода  в определенных пределах, которые  устанавливаются руководством.

Сжатая рабочая неделя представляет собой график работы, в котором происходит обмен между количеством часов, отрабатываемых ежедневно, и количеством рабочих дней в течение недели. Так, обычное  число часов может отрабатываться не за пять дней, а за четыре (по десять часов ежедневно) или за три дня (по двенадцать часов ежедневно).

Частичная занятость – это работа с выполнением тех же обязанностей, но в течение меньшего времени.

Наибольшее распространение в  научных организациях приобрел гибкий график (гибкое время, гибкие рабочие часы).

Он строится разными способами:

1. Ежедневный выбор времени начала  и окончания работы;

2. Переменная продолжительность  рабочего дня;

3. Выделение общего времени, устанавливаемого руководителем, когда все служащие должны быть на работе.

Между тем в некоторых исследованиях обращается внимание на то, что некоторые люди, работающие на дому, испытывают неудовлетворенность в связи с отсутствием, например, привычных социальных контактов и т.д.

Гибкий график нельзя использовать в том случае, если период работы зависит от работы какого-либо оборудования, например, для работников, выполняющих опытные и экспериментальные работы.

Большое значение, наряду с выбором  оптимального режима работы для ученого  имеет эффективное использование  времени.

Можно выделить три причины, усугубляющие перегруженность:

1. Малая степень делегирования  ответственности;

2. Неверно избранные приоритеты;

3. Слишком большая погруженность  в повседневные хлопоты.

Само рабочее время состоит  из времени работы и времени перерывов. В первое включается основное, вспомогательное, подготовительно-заключительное время и время обслуживания рабочего места. Второе состоит из времени технологических и времени организационных перерывов.

В течение основного времени  достигается непосредственная цель данного трудового процесса. Вспомогательное время охватывает выполнение действий, связанных с обеспечением основной работы, и вместе с основным составляет оперативное время. В приведенных примерах в рамках вспомогательного времени может осуществляться сбор необходимых материалов для подготовки доклада или документа.

Время обслуживания рабочего места  тратится на поддержание его в  надлежащем состоянии. Оно, в свою очередь, может делиться, хотя далеко не всегда, на организационное и технологическое. В его рамках осуществляется уборка, наведение порядка, сортировка материалов, подготовка к работе оборудования.

Перерывы также неоднородны. Прежде всего, необходимо говорить о технологических  перерывах, когда основной процесс  либо на время прекращается по причинам, связанным со спецификой работы оборудования, либо продолжается без участия человека. Организационные перерывы обусловлены естественными факторами (необходимость отдыха, принятия пищи), а также различного рода сбоями, неполадками, происходящими как по вине работников, так и независимо от них.

В физиологии и психологии труд подразделяется на преимущественно физический и  преимущественно умственный, требующий  активации внимания, процессов мышления и других психических функций; процессов  мышления и других психических  функций; сопровождающийся выражением нервно-психическим и эмоциональным напряжением.

В течении рабочего дня научному сотруднику необходимы кратковременные  перерывы для отдыха. Рациональная частота и длительность перерывов  со временем определяются индивидуально. Следует отметить при этом, динамика работоспособности человека между кратковременными перерывами в работе как бы в микроцикле повторяет полный рабочий день. Правда, не всегда удается расслабиться и переключиться на отдых и в минуты кратковременных перерывов, так как человек невольно мысленно возвращается к нерешенной задаче или начинает обдумывать предстоящую работу. Отдыха может и не получиться. Для уменьшения периода вырабатываемости, полноценности кратковременного отдыха многие опытные научные работники советуют делать перерывы только после преодоления наиболее сложного этапа работы. Тогда перерыв проходит на положительной эмоциональной волне, человек за короткое время восстанавливает свои силы и без «раскачки» включается в работу.

Большое значение, наряду с выбором оптимального режима работы для ученого имеет эффективное использование времени.

Можно выделить три причины, усугубляющие перегруженность:

1. Малая степень делегирования  ответственности;

2. Неверно избранные приоритеты;

3. Слишком большая погруженность в повседневные хлопоты.

 

2.3 Организация и обслуживание  рабочего места 

 

Рабочим местом называется часть рабочего пространства, на которое распространяется непосредственное воздействие экспериментатора в  процессе исследования.

Организация рабочего места – оснащение средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке.

Для оценки технического уровня рабочих  мест в практике научной организации  труда применяют следующие показатели:

1. По рабочим местам с оборудованием:  производительность применяемого оборудования; соответствие оборудования требованиям, применяемым к качеству продукции; использование технологических особенностей оборудования; прогрессивность применяемого технологического процесса; технологическая оснащенность рабочего места.

2.    По рабочим местам  без оборудования: оправданность  использования ручного труда;  технический уровень и качество  используемого инструмента; обеспеченность  исполнителя инструментом 

3. Организационный уровень рабочего  места: рациональность планировки; организационная оснащенность; количество и трудоемкость постоянно закрепляемых работ, сменность и др.

4. Условия труда и техника  безопасности: соответствие санитарно-гигиенических  условий нормативным требованиям;  применение тяжелого физического труда; наличие монотонного труда; обеспечение безопасности труда; обеспечение спецодеждой и обувью в соответствии с установленными стандартами.

Каждое рабочее место оценивается  следующим образом:

    • рабочее место полностью соответствует нормативному уровню;
    • рабочее место не соответствует уровню, но может быть доведено до нормативного уровня;
    • рабочее место не соответствует и не может быть доведено до нормативного уровня.

Организация и устройство рабочих  мест должны соответствовать требованиям  к индивидуальным формам труда.

При организации рабочих мест следует  соблюдать санитарные нормы, инструкции по эксплуатации оборудования, технике  безопасности и др. [5, с. 308-310]

 Рабочее пространство – это часть лабораторного или производственного помещения, оснащения необходимыми экспериментальными средствами и обслуживаемая одним или группой исследователей. Рабочее пространство может быть стационарным (в лабораториях, научно-исследовательских учреждениях и т.п.); условно-стационарным (в передвижных лабораториях, временных полигонах); мобильным (в ходовых лабораториях).

Пространство, занимаемое рабочим  местом, как правило, определяется расчетным  путем. Это пространство должно быть достаточным для того, чтобы работник мог производить все необходимые  движения и перемещения при выполнении производственных операций. Необходима система сигнализации и связи, обеспечивающая обмен информацией между рабочими и  руководителями.

В соответствии с особенностями  рабочего пространства можно выделять три типа исследовательских лабораторий: стационарные, передвижные, ходовые.

Рабочее место стационарной лаборатории  комплектуется специальным рабочим  столом. В зависимости от назначения лаборатории каждый лабораторный стол кроме воды, электричества и газа можно дополнительно обеспечиваться подводкой пара, сжатого воздуха и общего вакуума. На столах размещаются также штепсели для включения электромоторчиков, настольных ламп, вычислительных машинок, нагревательных приборов.

Оборудование передвижных лабораторий  близко к стационарным, но несколько уступает им из-за нехватки площадей. Передвижные лаборатории вместо лабораторных столов оснащаются рабочей поверхностью (откидной столик) для ведения необходимых записей в процессе проведения эксперимента.

Конструкторско-технологический профиль  рабочего места должен соответствовать характеру выполняемых операций. Должны быть созданы санитарно-гигиенические, физиолого-гигиенические и психофизиологические условия труда.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Существуют следующие  виды планировок:

  • общая (пространственно-технологическая), предполагающая размещение рабочих мест на площади участка;
  • частная, когда на площади рабочего места размещаются все элементы трудового процесса;
  • внутренняя, связанная с размещением инструмента, приспособлений, материалов, источников света и других элементов с учетом особенностей рабочего места.

На практике планировка рабочих  мест осуществляется в следующей  последовательности:

  1. определяют (уточняют) местонахождения рабочего места в соответствии с его специализацией, учитывая проходящие технологические потоки;
  2. осуществляют привязку постоянно используемого вспомогательного оборудования к основному технологическому оборудованию;
  3. устанавливают рациональное местонахождение работника по отношению к основному оборудованию;
  4. определяют наиболее удобные (на минимальном расстоянии от работника) места расположения организационной и технологической оснастки, тары с материалами и готовой продукцией;
  5. оценивают степень рациональности новой планировки рабочих мест.

В процессе труда также важна рациональная оснащенность. Организационная оснащенность предусматривает наличие следующих условий:

  1. оснастка для размещения и хранения приспособлений, инструментов, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий (стеллажи, инструментальные тумбочки и шкафчики и т.п.)
  2. устройства по технике безопасности;
  3. приспособления для уборки рабочего места и ухода за оборудованием ;
  4. устройства, обеспечивающие нормальные санитарно-гигиенические условия;
  5. средства связи со службами обслуживания и управления.

Повседневная работа по поддержанию  оборудования в надлежащем состоянии  – составная часть работы по обслуживанию рабочего места. Отказы оборудования, его ремонт не должны нарушать ход  производственного процесса. Поэтому  необходимо анализировать различные виды.

 

3. Оплата труда и формы  стимулирования разработчиков и  исследователей

По мере развития научно-технического прогресса управлять человеком  извне становится все сложнее. Результат  деятельности все в большей степени  начинает зависеть от воли и возможностей работника, определяемых квалификацией.

Что касается лиц, занятых научной  деятельностью, то вопросы мотивации  для них играют значительно большую  роль, чем для других работников.

Труд работников, занятых научной  деятельностью сложно нормировать, а также усложняется процесс контроля над этими работниками. Так, например, практически теряет смысл визуальное наблюдение за этими работниками (что имеет смысл в случае с рабочими, занятыми каким-либо  неквалифицированным ручным трудом, например), контроль начала и окончания работы и т.д.

Вместе с тем преуменьшать роль денег все же не следует. Особенно в том случае, когда заработная плата является чрезмерно низкой и составляет незначительную часть  от прожиточного минимума.  В этом случае деньги побуждают к действию большее число работников и становятся одним из главных факторов мотивации, другие же факторы мотивации играют определенное значение только лишь для узкого круга ученых.

Резкое изменение экономической  ситуации в нашей стране, возникновение  рыночных отношений повлияли на изменение в системе ценностей. Так, возникновение новых и более широких возможностей приводит к увеличению роли денег. Это, очевидно, не могло не повлиять на совокупность мотивационных установок ученых, когда на первый план выходят материальные потребности, а профессиональные интересы занимают второстепенные места.

Информация о работе Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе