Сколько стоит формирование
Форсайта?
Что касается затрат, сложно
привести среднюю статистику, поскольку
ещё недостаточен общеевропейский уровень
обобщения финансовых показателей в данном
направлении. Кроме того, если затраты
считать индикаторами, они могут быть
различными в зависимости от местоположения
региона и объёма деятельности. Очевидно,
однако, что направления деятельности,
ориентированной на перспективное развитие
региона, являются наиболее затратными,
с точки зрения, как объёмов, так и сроков.
Однако, при этом представляется возможным
найти способы снижения затрат на реализацию
проекта.
Основных затрат, как правило,
централизованных, потребуют следующие
элементы проекта:
· финансирование команды, ведущей
проект;
· организация встреч и мероприятий,
командировок некоторых участников. Возможно,
возникнет необходимость оплаты времени,
затраченного некоторыми участниками
на ведение деятельности по проекту. Это
мало распространённое явление, но в некоторых
регионах оно может стать актуальным;
· затраты на рекламный материал;
· затраты на проведение масштабных
консультаций (исследований, опросов общественного
мнения);
· прочие виды смежной деятельности,
как практической, так и иного характера.
Финансирование деятельности
в рамках проекта регионального Форсайта
ложится обычно на широкий круг действующих
лиц, не в последнюю очередь на самих участников,
которые, как правило, дают свои предложения
и посвящают проекту своё время на безвозмездной
основе.
Каковы источники
финансирования организации Форсайта?
Финансирование организации
Форсайта может быть государственным,
частным и смешанным в форме
финансовых проектов (project financing).
· Наиболее распространённое
государственное финансирование осуществляется:
национальными, региональными и областными
органами управления (которые на практике
выделяют наибольшие объёмы финансирования);
некоторыми наиболее заинтересованными
муниципальными образованиями, вовлечёнными
в проект; университетами, крупными научно-исследовательскими
и инновационными центрами.
· Кроме того, часто особые средства
выделяют организации и институты, занимающиеся
внедрением инновационных технологий;
· фонды по анализу и изучению
развития социально-экономических процессов.
· Частное финансирование.
Частное финансирование осуществляется
крупными предприятиями, особенно заинтересованными
в результатах проекта (в некоторых случаях
крупные предприятия регионального уровня
заинтересованы в активном развитии своей
территориальной базы, в целях расширения
ранка сбыта, поиска персонала или в получении
административной поддержки), банками
и иными финансовыми институтами, ассоциациями
предпринимателей (особенно в случае направленности
проектов Форсайт на предприятия), исследовательскими
и инновационными центрами (научными и
технологическими парками), центрами инновации
предприятий и т.д.
Как правило, государственное
и частное финансирование ведётся в течение
всего срока работы над проектом. Тем не
менее, программа деятельности изначально
должна содержать чёткую информацию о
сроках, методах координирования и соответствующих
финансовых потребностях. В программе
должен быть указан предполагаемый источник
финансирования работ. Программа должна
быть максимально детальной, с указанием
количества участников, мероприятий и
прогнозируемых результатов и форм стимулирования
участия на территориальном уровне. В
программе следует предусмотреть способы
распространения информации о достигнутых
результатах (выделяя те позиции, которые
интересуют отдельные категории спонсоров).
При этом программа должна быть достаточно
гибкой и учитывать возможность возникновения
непредвиденных ситуаций в ходе работы
по проекту Форсайт.
Широкое вовлечение в реализацию
проекта местных хозяйствующих субъектов
особенно важно для закрепления результатов
регионального Форсайта: участники смогут
использовать аналитические разработки
и достигнутые результаты для пересмотра
стратегии своего развития. Опыт реализации
Форсайта очень важен для планирования
политики регионального развития, а также
для ведения особых видов деятельности
и мероприятий в рамках местной системы.
Какими способами
оцениваются затраты на проведение Форсайта?
Затраты на проведение форсайта
могут быть различными в зависимости от
местоположения объекта и объёма решаемых
задач. Поскольку предвидение является
технологией, которая требует затрат времени
и ресурсов, постольку естественно ожидать,
что оно должно быть оценено с использованием
других инструментов.
В различных странах деятельность
по оцениванию цены проведения форсайта
осуществляется по разному. Оценивание
тематического форсайт по науке в Австрии
производило национальное министерство
науки, которое и было инициатором форсайта.
В Швеции осуществлялось постоянное оценивание
процесса (но не результатов) проведения
форсайта Комитетом по оцениванию проекта.
В Германии создавалась анкета для оценивания
Delphi 98 и проводилась оценка программы
FUTUR в 2002 году.
Ожидаемые сроки
реализации Форсайта?
Сроки реализации Форсайта
зависят от структуры проекта, его целей,
вовлечённых отраслей и степени участия
в нем субъектов. Обычно эти сроки колеблются
от 6 месяцев до 3-х лет6. Для быстрых региональных
форсайт – проектов – это 6-12 месяцев,
для фундаментальных – 12- 18 месяцев или
до 2 лет. Для корпоративных форсайтов
социальной направленности сроки реализации
примерно такие же, как и для региональных.
Если проводится корпоративный форсайт
технологической направленности, то для
быстрых форсайтов - 6-9 месяцев, для фундаментальных
– до 2 лет. Тематические и Национальные
форсайт - проекты реализуются от 1.5 до
2 х лет.
Кто оплачивает информационную
поддержку Форсайта?
В процессе проведения Форсайт-исследований
различные организации и физические лица
выполняют определенные роли на стадии
предфорсайта, и в особенности в процессе
проведения Форсайт - исследования. Одной
из важнейших ролей является освещение
процесса проведения Форсайта и пропаганда
его результатов. Обычно, зачастую прессу
интересуют выдержки из пилотных докладов
Форсайта. Это важная информация, однако,
более важным являются промежуточные
обсуждения основных результатов поиска.
Именно выделение объекта применения
Форсайта, его горизонта, нестандартные
решения должны широко освещаться и доводиться
до потенциальных участников Форсайта,
составляющих его поле. В ходе осуществления
усилий пропагандистов формируется образ
и статус некой проблемы, предвидение
реализации которой предстоит исследовать.
Насколько деятельность пропагандистов
убедительна, настолько вероятен позитивный
результат применения технологии Форсайта
в данной области. Именно инициативы действительных
и потенциальных участников Форсайта
станут живительным творением будущих
преобразований, которые зарождаются
сегодня. Формирующееся знание о будущем,
должно доноситься до участников Форсайта,
до каждого члена общества, до каждой организации,
что дает возможность им подготовиться
к грядущим изменениям в будущем. Вовремя
донесенная информация позволит заинтересованным
участникам предстоящих изменений скоординировать
свои жизненные планы, обозначить собственные
приоритеты в рамках долгосрочной перспективы
и, в конечном итоге, получить некоторую
определенность в своих инициативах, а
также чувствовать себя увереннее.
Как свидетельствует имеющийся
опыт, в таких странах как Великобритании,
Германии, Венгрии, Франции, Испании информационное
обеспечение Форсайта оплачивает правительство,
в Швеции, Италии и Португалии его инициатором
явились деловые круги.
ФОРСАЙТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Российская практика создания форсайт-проектов
в социальной сфере пока только набирает
обороты. К тому же, в России форсайт в
качестве инструмента прогнозирования
используется не так давно. Для России
сегодня форсайт является скорее инновацией,
чем практикой жизни. Проводятся первые
исследования, начинают разрабатываться
дорожные карты. Они выступают чем-то вроде
«навигатора по будущему», своеобразной
«картой военных действий»: позволяют
участникам понимать и видеть, что могут
делать другие участники и к каким последствиям
это приведет. Среди наиболее известных
инициатив можно выделить проект «Детство-2030»
.
ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ «ДЕТСТВО
2030»
Заказчик:
Благотворительный фонд «Мое Поколение»;
Исполнитель:
Международная Методологическая Ассоциация
при поддержке Общественной Палаты Российской
Федерации;
Руководитель
проекта: Радченко Алина Федоровна;
Методологическое
руководство: Попов Сергей Валентинович
В апреле 2008 года Благотворительным
фондом «Мое Поколение» на площадке Общественной
Палаты РФ был инициирован форсайт-проект
«Детство 2030». Исполнитель проекта – Международная
Методологическая Ассоциация. Проект
был направлен на определение возможных
сценариев и приоритетных для России
направлений развития детства – тех направлений,
в которых усилия общества, бизнеса, государства
и других заинтересованных позиций реально
необходимы и актуальны. В основу проекта
была положена технология форсайта –
одна из самых прогрессивных технологий
работы с будущим. Под эгидой проекта была
сформирована экспертная среда, состоящая
из представителей самых разных сфер:
к проекту были привлечены государственные
деятели, представители общественности,
бизнесмены, научные деятели, специалисты
в различных областях. Результатом почти
годовой работы над проектом стала дорожная
карта возможных сценариев будущего и
вариантов развития темы «детство» до
2030 года.
В ходе экспертной работы было выявлено,
что качество человеческого капитала
будущей России – вот та сфера, в которой
мы еще не опоздали, и она как никогда актуальна
в современном мире. Речь идет о следующем
поколении, фактически – о наших детях,
о тех, кто через 20-30 лет будет определять
облик страны, и кто уже будет жить в мире,
в котором сырье и другие важные сегодня
ресурсы не будут цениться. Поэтому именно
тема детства стала ключевой для разработки
дорожной карты.
При построении дорожной карты экспертами
и методологами Общественной программы
"Детство" были разделены явления,
которые имеют собственную логику развития
и не зависят от прилагаемых усилий, и
зоны, по отношению к которым решения еще
возможны и находятся в поле общественной
компетенции, были выделены сферы, в которых
действия еще актуальны и могут привести
к достижению лучших условий. Были определены
временные горизонты, в которых это еще
возможно.
Из всего широкого перечня объявленных
технологических инноваций совместно
с экспертами были выделены те, которые
в наибольшей степени окажут влияние на
состояние детства в России.
Результатом развития взаимосвязей между
всеми участниками проекта, а также систематического
обсуждения проблем стала Дорожная карта
«Детство 2030»(рис.1).
Дорожная карта - это не маршрут, а объективное
описание местности для социально-экономического
и политического планирования развития
России и ее маленьких граждан в том числе.
Этот инструмент позволяет рассмотреть
варианты развития событий будущего, выявить
точки развилок, предложить решения.
Рисунок 1. Дорожная карта «Детство
2030»
Дорожная карта определила следующие
ключевые, стратегически значимые сферы,
в которых необходимо существенное приложение
усилий в интересах детства: Семья и родительство,
Здоровье и экология, Образование, Социальные
лифты, Градостроительство и среда обитания,
Культура и творчество, Бизнес и детство,
Демография и миграция.
Многое нам уже удалось сделать. Мы открыты
и приглашаем к сотрудничеству ответственных
родителей, глав регионов, общественность
для реализации серии пилотных проектов.
Обращает на себя внимание и формулировка
основной задачи проекта – «встряхнуть
общество». Учитывая общественную реакцию
на проект (как позитивную, так и негативную),
можно заключить, что с этой задачей данный
проект уже справился. Однако форсайт-проектом
в классическом понимании данной технологии
его назвать нельзя. Хотя бы потому, что
целью форсайта не может быть «конструктивный
диалог между экспертами, практиками проектного
менеджмента, политиками, представителями
органов государственной власти, родителями».
Для осуществления этой цели вовсе не
обязательно инициировать форсайт, достаточно
организовать диалоговую площадку в рамках
деятельности государственного учреждения,
общественной организации, средства массовой
информации и пр.
Похоже, именно благодаря неоднозначности
ряда формулировок проекта, он получил
довольно широкий резонанс. Констатации
«из серии абсурда» (как, например, загрузка
при помощи новых технологий информации
прямо на кору головного мозга или реализация
права выбора ребенком окружения, в том
числе и родителей) довольно долго после
презентации данного проекта обсуждались
в СМИ. Как будет развиваться «Детство-2030»
в процессе его реализации, покажет время.
Что же касается перспектив использования
в России форсайт-проектов в различных
сферах жизни общества, то, мнению Директора
Форсайт-центра Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
Александра Соколова, их актуальность
возрастет, поскольку: «научные исследования
становятся все более дорогостоящими
и мультидисциплинарными, и даже наиболее
богатые страны вынуждены ограничивать
исследовательские бюджеты; сетевые взаимодействия,
возникающие в процессе проведения форсайтов
между многочисленными экспертами, являются
двигателем развития в новой экономике;
активную роль играет стимулирование
проведения Форсайтов Европейским Союзом
и другими международными организациями…».