Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:38, реферат
Во всем мире стремительно возрастает значимость нововведений. Инновационный путь развития признан ведущими мировыми экономическими системами. Большая роль в развитии инновационной экономики, особенно, в российских условиях, принадлежит государству. Именно государство осуществляет политику поддержки инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности – система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органами местного самоуправления, направленных на поддержку развития инновационной деятельности предприятий. «Инновационная деятельность – деятельность, связанная с трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и, именно, в своей совокупности, они приводят к инновациям»
Во всем мире стремительно возрастает значимость нововведений. Инновационный путь развития признан ведущими мировыми экономическими системами. Большая роль в развитии инновационной экономики, особенно, в российских условиях, принадлежит государству. Именно государство осуществляет политику поддержки инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности – система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органами местного самоуправления, направленных на поддержку развития инновационной деятельности предприятий. «Инновационная деятельность – деятельность, связанная с трансформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный продукт и предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и, именно, в своей совокупности, они приводят к инновациям»
1.Направления
Основные направления государственной поддержки инноваций включают:
- содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;
- кадровое обеспечение
- содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;
- формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;
- применение фискальных и
- участие государства в роли
посредника в организации
- координацию инновационной
- создание правовой базы
- регулирование международных
связей в области
Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.
Меры поддержки государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на государственное воздействие.
Прямые меры государственной поддержки инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.
Особую важность приобретают государственные меры, способствующие созданию совместных исследовательских проектов, формированию сетей и кластеров фирм, распространению технологий и мобильности персонала. Государство также должно обеспечить формирование технологических возможностей в долгосрочной перспективе, предоставляя адекватную поддержку фундаментальным исследованиям, которая призвана способствовать процессу глобализации производства и научных исследований.
В общей системе экономических отношений инновационной деятельности принадлежит ключевое место, так как её конечные результаты связаны с повышением эффективности производства, ростом объемов выпуска наукоемкой продукции. В целом в развитых странах прочно утвердилось понимание того, что для перехода к инновационной экономике необходима целостная национальная инновационная система, преобразующая новые знания в продукты и услуги, необходимые экономике и обществу. Эти системы включают финансовую инфраструктуру и формируются при активном участии государств, поддерживающих систему научных и инновационных фондов, которые имеют четко сформулированную логику и проверенные временем механизмы деятельности. Формирование национальной инновационной системы рассматривается сегодня в Российской Федерации в качестве важнейшей государственной задачи и является неотъемлемой частью экономической политики государства. Большое внимание развитию национальной инновационной системы уделено в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и дальнейшую перспективу.
Инновационная деятельность может осуществляться в рамках государственно-частного партнерства специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. Предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых технологий в качестве вспомогательного (обеспечивающего) направления для использования их в производстве продукции, определяют общий уровень инновационного развития национальной экономики.
Рассматривая тенденции и перспективы развития инновационной деятельности предприятий в современных условиях, следует отметить, что структура и система хозяйствования предприятия постепенно приходят в соответствие с требованиями рыночной системы: работа на платежеспособный спрос, борьба за потребителя, свободный выбор поставщиков и потребителей и т.д. Открытость экономики и необходимость конкурировать с иностранными фирмами заставляют предприятия перенимать стандарты и правила поведения на рынке. В то же время обновление продукции промышленными предприятиями осуществляется неравномерно, но часть предприятий имеют разработки, использующие эффективные технологии и позволяющие выпускать продукцию на уровне мировых стандартов.
2.Формы государственной поддержки научно-технической деятельности, практикуемые в развитых странах.
Для всех моделей экономического развития, показавших свою эффективность во второй половине двадцатого века, характерна тесная взаимосвязь промышленной, социальной и инновационной (научно-технической) политики государства.
В большинстве развитых стран
государственная научно-техническая политика
закреплена законодательно. В США она
осуществляется на основе "Закона о
национальной политике в области науки
и техники, об организациях и приоритетах",
принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный
перечень приоритетных целей, реализация
которых должна способствовать прогрессу
науки и техники. При осуществлении научно-технической
политики федеральное правительство должно
сохранять элементы централизованного
планирования.
С октября
1983 г. в Швейцарии действует федеральный
закон о развитии научных исследований.
Его положения распространяются на научно-
исследовательские учреждения, которые
для своих работ используют средства федерального
казначейства. Это, в частности, национальный
фонд содействия развитию научных исследований,
естественнонаучно-техническое общество,
общество гуманитарных наук, академия
медицинских наук.
Во Франции
в соответствии с законом от 23 декабря
1985 г. научные исследования и технологическое
развитие признаются общенациональными
приоритетами. В законе предусмотрено
первоочередное предоставление государственных
ассигнований для продвижения работ в
области фундаментальных исследований,
содействия научным разработкам на предприятиях,
передачи технологий малым и средним предприятиям.
В России подобные законы отсутствуют.
Российским законодателям предстоит разработать
и принять законы о науке и государственной
научно-технической политике. Они должны
стать основой, определяющей юридические
нормы, касающиеся субъектов научной деятельности,
определения приоритетов в распределении
ресурсов с помощью федеральных, отраслевых,
региональных программ как инструментов
использования ресурсов в сфере НИОКР.
Реализация государственной научно-технической
политики осуществляется посредством
финансирования НИОКР, финансирования
и совершенствования системы среднего
и высшего образования, осуществления
ряда организационно- институциональных
мер.
Возрастание роли фундаментальной науки,
необходимость финансирования долгосрочных
исследований ведут к увеличению государственных
расходов на научно-исследовательские
разработки в развитых странах.
Структура государственных
расходов на НИОКР различна. Выделяется
финансирование гражданских НИОКР, военных.
Государственное финансирование военно-космических
программ преобладает в США и Англии. В
Японии и Германии основная доля финансирования
идет на гражданскиеНИОКР.
В
настоящее время в связи с хроническим
дефицитом государственных бюджетов правительства
ведущих стран Запада принимают меры по
стимулированию научно-исследовательских
разработок непосредственно фирмами.
Компаниям США предоставлена "скидка"
на прирост расходов на НИОКР.
Во Франции предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества.
Особое внимание уделяется
проведению научно-исследовательских
работ в малых предприятиях. На законодательной
основе осуществляется отчисление из
бюджетных средств министерств и ведомств
малым предприятиям. За счет средств государственного
бюджета частично существуют центры поддержки
малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия
включаются в число субподрядчиков при
контрактной системе проведения НИОКР.
Государственной
поддержкой пользуются и технопарковые
структуры (технополисы, технопарки, технологические
и инновационные центры), которые являются
своеобразными инкубаторами малого бизнеса
на региональном уровне.
Развитие
научной сферы невозможно без высококвалифицированных
кадров. Поэтому нацеленность на повышение
интеллектуального уровня всей науки
и подготовку специалистов высшей квалификации
реализуется через бюджетное финансирование
в большинстве развитых стран.
В 80-х годах по расходам на душу населения
в сфере образования первое место в мире
занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля
расходов на образование в Швеции составляла
13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП,
в Норвегии чуть более 8%.
В странах Северной Европы, за исключением
Финляндии, все вузы являются государственными
и финансируются из бюджета.
В
федеральном бюджете США по статье "образование,
профтехподготовка, занятость, социальные
услуги" 1/3 расходов приходится на финансирование
высшего образования.
В
последнее время формой государственной
поддержки НИР в промышлен- но развитых
странах является ряд организационных
мер в отношении крупных корпораций, направленных
на реализацию принципа "кооперация
- на стадии НИОКР и внедрения идей и разработок
в производство, конкуренция - при сбыте
и гарантийном обслуживании потребителей
продукции".
Фактически это означает выведение из-под
действия антимонопольных законов объединений
крупнейших корпораций. В США, например,
в 1984 г. принят закон о сотрудничестве
в национальных научных исследованиях.
Цель его - устранить препятствия, которые
антитрестовское законодательство чинит
проведению совместных исследований,
необходимых для поддержки конкурентоспособности
американской промышленности. Тем самым
сняты препятствия для формирования временных
монополистических структур, в частности
венчуров.
Подобные венчурные объединения создаются
в странах Европы и Японии.
С целью улучшения
условий для инноваций и обновления технологий
в большинстве развитых стран принимаются
следующие меры:
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в России.
Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами научно-технический потенциал страны. В настоящее время планируется переход экономики страны в качественно новое состояние, связанное с развитием инновационной деятельности. Посредством инновационной политики государство позиционирует инновационную деятельность, определяет ее место и роль в общем экономическом механизме страны, регламентирует приоритетные направления в ее развитии, а также обозначает меры, принимаемые для поддержки инновационного процесса.
Особенность инновационной ситуации в России обусловлена прежде всего свойственными российским условиям высокой степенью риска и неопределенностями российского законодательства, а инновационная политика заключается фактически лишь в декларировании общих намерений государства, реализующихся путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране.
Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, научные работники и инноваторы.
Основные функции
• аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
• координация инновационной деятельности;
• стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков;
• создание правовой базы инновационных процессов (система защиты авторских и охраны интеллектуальной собственности);
• кадровое обеспечение инновационной деятельности;
• формирование научно-инновационной инфраструктуры;
• институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;