Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:28, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. Основная задача - понять сущность инноваций, выделить виды инноваций, рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение 5
1.2 Инновационный процесс как объект управления 8
1.3 Структура инновационного процесса 10
1.4 Классификация инноваций 11
2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ТОО ХКБ «Булочка» 18
2.1 Характеристика ТОО ХБК «Булочка» 18
2.2 Создание новой системы мотивации персонала ТОО ХБК «Булочка» 20
2.3 Анализ потенциала предлагаемого проекта 25
2.4 Итоговая оценка предложенного инновационного проекта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.
1.4 Классификация инноваций
Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.
Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.
По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.
Защитная группа инноваций
обеспечивает необходимый уровень
конкурентоспособности
Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.
По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
По степени новизны инноваций выделяют:
-нестандартные группы инноваций, включающие новый товар, произведенный на основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;
-улучшающие - новые товары
или технологические процессы, разработанные
на основе использования
модификационные нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.
По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.
По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.
Несмотря на общность
предмета инноваций, каждое их внедрение
является весьма индивидуальным и даже
уникальным. Вместе с тем существует
множество классификаций
Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.
Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").
- крупнейшие (базисные) инновации
- реализуют крупнейшие
- крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;
- средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;
- мелкие инновации
- улучшают отдельные производств
М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:
1) основанные на использовании
фундаментальных научных
2) также использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);
3) разработанные с
использованием уже
4) входящие в комбинации
различных типов знаний в
5) использующие один продукт в различных областях;
6) технически сложные
новшества, появившиеся как
7) использующие уже известную технику или методы в новой области.
Таблица 1 Обобщенная классификация инноваций по признакам.
Признак классификации |
Виды инноваций |
С точки зрения цикличного развития |
- Крупнейшие - Крупные - Средние - Мелкие |
В зависимости от степени использования научных знаний |
Основанные на: - фундаментальных научных знаниях - научных исследованиях с ограниченной областью применения - существующих технических знаниях - комбинации различных типов знаний - использовании одного продукта в различных областях - побочных результатах крупных программ - уже известной технологии |
С точки зрения структурной характеристики |
- На входе - На выходе - Нововведения структуры предприятия |
С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности |
- Технологические - Производственные - Экономические - Торговые - Социальные |
В области управления |
- Инновации продукции - Инновации процессов (технологических) - Инновации рабочей силы - Инновации управленческой деятельности |
С точки зрения назначения |
- Для потребления в
качестве товара массового - Для промышленного
потребления в гражданских - Для потребления в оборонном комплексе |
По способу |
- Экспериментальные - Прямые |
По стадии жизненного цикла |
Инновации, внедряемые на стадии: - стратегического маркетинга - НИОКР - организационно- - производства - сбыта - сервиса |
В зависимости от размера экономического эффекта |
- Обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз) - Использование новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз) - Создание новых конструктивных решений (повышает эффективность на 10-50%) - Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%) |
По уровню управления |
- Федеральные - Отраслевые - Территориальные - Первичного звена управления |
По срокам управления |
- 20 и более лет - 10-15 лет - 5-10 лет - до 5 лет |
По степени охвата жизненного цикла |
- НИОКР - Освоение и применение НИОКР |
По объему |
- Точечные - Системные - Стратегические |
По отношению к предыдущему состоянию процесса (системы) |
- Заменяющие - Отменяющие - Открывающие - Ретронововведения |
По назначению |
Направленные на: - эффективность - улучшение условий труда - повышение качества продукции |
По источнику планирования |
- Централизованные - Локальные - Спонтанные |
По результативности |
- Внедренные и полностью используемые - Внедренные и слабо используемые |
По уровню новизны |
- Радикальные и изменяющие или создающие вновь целые отрасли - Системные - Модифицирующие |
Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.
Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.
2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО ХКБ «Булочка»
2.1 Характеристика ТОО ХБК «Булочка»
ТОО ХБК «Булочка» является крупнейшим предприятием хлебопекарной отрасли в Казахстане. Ежедневно завод производит более 150 тонн хлебобулочных, бараночных, сухарных и кондитерских изделий.
В период «становления» комбината было ряд сложностей. В результате переоснащения производства и формирования сильной команды профессионалов, нам удалось осуществить успешный пересмотр ассортиментной и сбытовой политики, что позволило получить явные конкурентные преимущества и занять лидирующее положение на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий.
Рост выпуска продукции и заметное повышение ее качества обусловили необходимость в яркой и запоминающейся торговой марке. Так возникла торговая марка «Булочка», которая сегодня является признанным брендом в Казахстане. В настоящий момент под этой маркой выпускается более 200 наименований продукции.
Этапы развития предприятия
1987 г. - Комбинат построен и сдан в эксплуатацию;
1988 г. - Освоение производственных мощностей. В сентябре 1988 г заработали все 12 поточно-механизированных линии. Город узнал нового производителя хлеба и бараночных изделий.
1998 г. - Создание булочного цеха, освоение выпуска мелкоштучных булочных и сдобных изделий;
1991 г. - Создание кондитерского цеха. Освоение выпуска кондитерских изделий на базе линии по производству пирожных типа «эклер». К сегодняшнему дню – это солидное производство широкого ассортимента тортов, пирожных, кексов, рулетов, сдобного печенья;
1994 г. - Освоение выпуска батонов;
2000 г. - Освоение выпуска
пряников и овсяного печенья.
Сегодня это
2002 г. - Освоение выпуска
закусочных сухариков и первый
упаковочный аппарат для сушек;
2004 г. - Проведение первого в Казахстане «Праздника хлеба»;
2004 г. - Открытие супермаркета «Булочка»;
2004 г. - Открытие филиалов в г.
Кокчетав и г. Оскемен (Усть-
2005 г. - Сертификация системы
2007 г. - Построение интегрированной системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2000, 14001:2004 и 22000:2005;
2007 г. - Запуск новой поточно-
2007 г. - По итогам конкурса Quality Award 2007 компания отмечена медалью и дипломом в номинации: лучшая система управления и высокий вклад в развитии качества.
2008 г. - Первое место на региональном конкурсе-выставке "Алтын Сапа" в номинации "Лучшие продовольственные товары".
2008 г. - Запуск цеха мелкоштучных изделий.
2008 г. - Аттестация микробиологической лаборатории.
2008 г. - Ресертификация системы
2008 г. - Запуск Булко хлебочного комбината.
2008 г. - Запуск линии по производству
подового ржано-пшеничного
2008 г. - Первое место на
2008 г. - Вручении Премии Президента РК за достижения в области качества.
2.2 Создание новой системы мотивации инновационного персонала (рабочих и специалистов) ТОО ХБК «Булочка»
Создание новой системы
Основное внимание в «Положении о системе оплаты и стимулирования труда персонала» на предприятии было уделено материальным методам стимулирования, которые, на самом деле, были малоэффективны и не в полной мере качественно разработаны. Они наиболее типичны для Российских предприятий вообще. В соответствии с Трудовым Кодексом предприятие самостоятельно устанавливает вид системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения.
На основе анализа литературы и
проведенных исследований была предложена
новая система мотивации
- меры по материальной мотивации:
1) Организация стимулирования
творчества, то есть поощрение
рационализаторских
2) Организация «оплаты
за квалификацию» для