Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:28, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. Основная задача - понять сущность инноваций, выделить виды инноваций, рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение 5
1.2 Инновационный процесс как объект управления 8
1.3 Структура инновационного процесса 10
1.4 Классификация инноваций 11
2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ТОО ХКБ «Булочка» 18
2.1 Характеристика ТОО ХБК «Булочка» 18
2.2 Создание новой системы мотивации персонала ТОО ХБК «Булочка» 20
2.3 Анализ потенциала предлагаемого проекта 25
2.4 Итоговая оценка предложенного инновационного проекта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Таким образом, в совокупности
затраты на производство составляют
большую часть, тем более в
начальный период оснащения производственно-
19.Уровень безопасности
производства. Проект не содержит
операций с повышенной
20.Данный проект позволит специалистам и рабочим завода раскрыть свой инновационный потенциал. По этому параметру проект можно оценить на десять.
Таким образом, мы произвели оценку инновационного потенциала ТОО ХБК «Булочка». Все полученные показатели (оценки) следует отразить в сводной таблице, проанализировать и с помощью небольших и нетрудных математических вычислений, сделать соответствующий вывод по предлагаемому проекту внедрения инновационных технологий. Сводная таблица 3 называется «Оценка инновационного потенциала проекта».
Таблица 3 Оценка инновационного потенциала проекта
|
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10 |
1. Цели, стратегия и ценности предприятия | ||||||||||
1. Совместимость проекта
с текущей стратегией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Согласованность проекта с представлением потребителей о предприятии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Временной аспект риска. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Маркетинг | ||||||||||
4. Оценка доли рынка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. НИОКР | ||||||||||
5. Соответствие проекта
инновационной стратегии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Вероятность технического успеха. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Стоимость и время разработки проекта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Наличие научно-технических ресурсов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Наличие научно-технических ресурсов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Возможность будущих разработок данного проекта и дальнейшее применение внедряемой технологии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.Согласованность с
другими инновационными |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Наличие вредных
воздействий процесса его |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Финансы | ||||||||||
12. Стоимость НИОКР. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Стоимость маркетинговых исследований. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Согласованность с
финансированием других |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Соответствие проекта
критериям эффективности финанс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Производство | ||||||||||
16. Наличие на предприятии
персонала необходимой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Согласованность проекта
с имеющимися мощностями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. Издержки производства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. Уровень безопасности производства. |
||||||||||
20. Влияние проекта
на инновационный потенциал |
||||||||||
ОЦЕНКИ: | ||||||||||
10. – очень высокая (хорошо) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. – очень низкая оценка (плохо) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вычисление: 10×7 + 9×2 + 8×1 + 7×2 + 6×1 + 5×5 + 4×2 + 3×0 + 2×0+ 1×0 = 149 / 20 ≈ 7,45
2.4 Итоговая оценка предложенного инновационного проекта
Итоговая оценка инновационного проекта составляет 7,45, что выше среднего значения. На основании этой оценки можно сделать вывод, что проект жизнеспособен, будет давать прибыль, повысит имидж и конкурентоспособность предприятия, а так же данный проект создаст условия для инновационной деятельности на предприятии.
Внедрение мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности на самом деле, позволит:
Существенно снизить финансовые затраты и сроки на сбор, первичную обработку, экспертизу и отбор наиболее перспективных предложений сотрудников за счет автоматизации большинства рутинных операций.
Снизить трудозатраты экспертов на обработку предложений за счет проведения первичной оценки предложения автоматизированными способами и выявления заведомо бесперспективных на текущий момент предложений от специалистов и рабочих завода.
Снизить риск принятия неверного решения за счет вовлечения широкого круга компетентных специалистов в процесс первичной оценки предложений и использования суждений коллектива.
Увеличить число специалистов и рабочих, вовлеченных в инновационный процесс предприятия.
Увеличить поток предложений сотрудников за счет использования методов коллективного поиска идей, используемых при мозговых штурмах.
Выявить круг наиболее активных «генераторов идей» на предприятии.
Увеличить число горизонтальных связей между специалистами различных подразделений предприятия.
Осуществить обмен знаниями и опытом между сотрудниками различных подразделений предприятия.
Формирование коллективов, нацеленных на решение конкретных задач.
Создание новой системы мотивации персонала повысит продуктивность работы специалистов и рабочих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной главе мы рассмотрели нововведения на предприятии.
Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.
Сложность развития инновационной сферы заключается в неприспособленности старой системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования.
В заключение следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Одной из причин снижения
эффективности инноваций
Роль инноваций в развитии предприятия.
Инновационная деятельность
предприятия направлена прежде всего
на повышение
Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.
Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
* фирма-новатор, занимающаяся
прежде всего вопросами
* инжиниринговая : фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
* узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
* производитель традиционных
изделий (услуг) высокого
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
Обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.
Главной предпосылкой инновационной
стратегии является моральное старение
выпускаемой продукции и
План реализации предлагаемого проекта
Необходимым условием успешной реализации инновационного проекта является контроль со стороны руководителя предприятия, главного инженера и отдела по инновационному развитию, т.е. внутренний контроль инноваций. Проект обязательно должен быть наблюдаем и управляем. При этом наблюдаемость подразумевает, что выделены некоторые характеристики, по которым можно проконтролировать ход выполнения проекта. Контролером по внедрению мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности, на ТОО ХБК «Булочка» является руководитель организации и главный инженер завода, за которым будет закреплен отдел по инновационному развитию. В результате внутренний контроль, обеспечит возможность принятия эффективных управленческих решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом. — Н.Новгород, 2008.
3. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Наука, 2010.
4. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2011.
5. Ламанов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе
6. Отчет ХБК «Булочка» за 2008-2009 г.
7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2009.
7. Агафонова И. П. Характеристика и классификация рисков инновационного проекта // Управление риском, 2013. – №4. – С.35 – 40.
8. Аньшин В.М., Филин С.А.Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие - М.: Анкил, 2009. - 360с.
9. Басовский Л.Е. Экономический анализ / Под ред. Л.Е. Басовского. – М.: Инфра – М, 2004. -222с.
10. Бовин А.А. Управление инновациями в организации. – М.: Омега-Л, 2008.
11. Вертакова Ю. В. Управление инновациями. Теория и практика : учеб.пособие / Под ред. Ю. В. Вертакова. - М. : ЭКСМО, 2008. - 432 с.
12. Гугелев А. В. Инновационный менеджмент : учебник / А. В. Гугелев. - М. : ИТК Дашков и К, 2008. - 336 с.
13. Гончаренко, Л. П. Менеджмент инвестиций и инноваций : учеб. / под ред. Л. П. Гончаренко. - М. : Кнорус, 2009. - 160 с.
14. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент. – М.: Высшее образование, 2008.
15. Инновационный менеджмент: учеб.пособ. / Под ред. Г.А.Маховикова. – М.: Эксмо, 2010. – 208с.
16. Инновационный менеджмент: учебник для студентов и вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Юнити – Дана, 2008. – 335с.
17. Агафонова И. П. Концепция построения системы риск-менеджмента при реализации инновационного проекта // Управление риском. – 2003. – №2. – С. 42 – 52.
18. Лопухин, В. Ю. Инновационное развитие системы человеческих ресурсов России : моногр. / Под ред. В. Ю. Лопухин. - Саратов : СГТУ, 2009. - 211 с.