Экономика знаний – основа конкурентоспособности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление в регионах Республики Беларусь проблем, препятствующих становлению в них экономики знаний.
В процессе выполнения работы предполагается решение следующих задач:
изучить понятие, сущность и основные черты экономики знаний;
провести анализ потенциала регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний используя методику Всемирного банка

Содержание

Введение 3
Экономики знаний: сущность, основные черты 4
Анализ предпосылок становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь 7
Пути преодоления препятствий в процессе перехода к экономике знаний в регионах Республики Беларусь 16
Заключение 25
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

6-Экономика знаний.docx

— 266.63 Кб (Скачать файл)

В соответствии с данными таблицы показателей субиндекса «Образование» в городе Минске сосредоточено наибольшее число высших учебных заведений и наибольшее число студентов на 10000 населения региона. При этом отмечено наибольшее нормализованное значение показателя удельного веса лиц, имеющих высшее образование в регионе. Хотя его абсолютное значение не очень высокое, что не соответствует концепции экономики знаний. Показатель уровня остепеннености профессорско-преподавательского состава в г. Минске составляет 60,2 %, что является наивысшим значением данного показателя среди областей Республики Беларусь. Все приведенные выше факторы позволяют осуществлять эффективную подготовку специалистов высшей квалификации, которые должны быть ядром новой экономики, т.к. именно полученные знания, навыки и умения обеспечивают рост и развитие государства, внедряющего и использующего экономику знаний. Наихудшие значения показателей данного субиндекса наблюдаются в Минской области, что объясняется наличием высших учебных заведение только в городе Минске.

В городе Минске число организаций, использовавших достижения ИКТ превышает примерно в 3 раза, численность работников, использовавших компьютеры превышает примерно в 5 раз, число организаций, имевших Web-сайты превышает примерно в 5 раз, а число организаций использовавших интернет превышает примерно в 3,5 раза значения соответствующих показателей в других регионах. Подобные значения говорят о том, что остальные регионы не соответствуют концепции новой экономики и данный факт затруднит процесс становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь, т.к. развитие сектора ИКТ является наиважнейшей задачей для стран при переходе к экономике знаний. Ведь именно благодаря достижениям в области информационно-коммуникационных технологий возможно накопление и быстрый обмен знаниями и информацией.

Проведенный анализ индексов знаний и экономики знаний, а также субиндексов их составляющих позволил выделить проблемы, препятствующие становлению экономики знаний в регионах нашей страны. Стоит отметить, что выделенные проблемы характерны для всех областей Республики Беларусь и снижают ее потенциал в области экономики знаний. Имеющиеся проблемы выделим в соответствии с элементами оценки экономики знаний и представим в таблице 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 - Проблемы регионов Республики Беларусь по элементам экономики знаний

 

Также, можно выделить внешние проблемы в организациях регионов Республики Беларусь, которые препятствуют процессам становления экономики знаний и включают в себя:

  • экономические: недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск;
  • организационные: отсутствие сети венчурных компаний, отсутствие системы коммерциализации технологий;
  • правовые: несовершенство законодательной и нормативной правовой базы по стимулированию инновационной деятельности;
  • прочие: неразвитость рынка технологий, неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, юридические, банковские и прочие услуги), отсутствие государственной системы подготовки менеджеров-коучеров.

Внутренние причины включают в себя:

  • финансово-экономические: недостаток собственных денежных средств организаций, их низкий инновационный потенциал, длительные сроки окупаемости нововведений;
  • организационные: неопределенность сроков инновационного процесса, барьеры организации (степень соответствия новшеств сложившейся организационной системе, нормам поведения и т.д.);
  • кадровые: низкий уровень интеллектуального капитала организаций, невосприимчивость организаций к нововведениям (нововведения воспринимаются как угроза привычному состоянию), отсутствие действенного механизма мотивации нововведений, барьеры коммуникаций (недостаточно развита сеть коммуникаций), отсутствие специалистов-коучеров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди регионов Республики Беларусь ведущее положение в сфере экономики знаний занимает город Минск. Значения агрегированных показателей, характеризующих степень приближения экономики страны, региона к экономике знаний, таких как индекс экономики знаний и индекс знаний, в соответствии с произведенными расчетами, составляют соответственно 6,63 и 8,006. Следовательно, г. Минск, в соответствии со значениями индексов и субиндексов, наиболее приближен к процессу формирования в этом регионе экономики знаний. Имеющиеся в данном регионе преимущества, по сравнению с другими регионами, позволяют г. Минску эффективнее осуществлять инновационную деятельность, осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации и использовать достижения ИКТ для генерирования, сохранения, обмена и распространения знаний и другой полезной информации. Ряд проблем наблюдается в остальных регионах, чьи показатели ниже, чем у г. Минска.

Использование приведенных выше таблиц позволяет более детально увидеть различия в значениях показателей рассчитанных субиндексов. Так, наименьшие значения индекса экономики знаний и индекса знаний имеет Могилевская область. Отмечены самые низкие значения по субиндексу инноваций и ИКТ. По субиндексу инноваций Могилевская область имеет наименьшее значение вследствие незначительного количества организаций, выполнявших научные исследования, малого числа инновационно-активных организаций, небольших текущих затрат на фундаментальные исследования и отсутствие выпускников аспирантуры с защитой диссертаций.

Наименьшее среди регионов значение субиндекса ИКТ получено по причине наименьшего среди регионов числа организаций, использовавших достижения ИКТ, невысокой численности работников данных организаций, небольшого числа организаций, использовавших Web-сайты, а также малого числа организаций, использовавших Интернет и имевших доступ к широкополосному Интернету. Помимо индивидуальных, есть общие для всех регионов проблемы, характерные для всех регионов Республики Беларусь, требующие решения для устранения препятствий на пути становления экономики знаний.

 

3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ  НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ  ЗНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

Как было сказано ранее, в настоящее время в регионах Республики Беларусь существуют проблемы, препятствующие становлению экономики знаний как в отдельных регионах, так и в Республике Беларусь в целом. Решение данных проблем позволит облегчить процесс становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь.

Мероприятия по улучшению сложившейся ситуации можно также представить по элементам:

Институционально-экономический режим:

смягчение таможенно-тарифного регулирования.

Данная мера позволит повысить привлекательность страны и регионов для иностранных экспортеров и сделает ее более открытой для мировой торговли;

самоконтроль банков за своей деятельностью.

Это приведет к тому, что банки будут самостоятельно проводить мониторинг и оценку своей деятельности, предпринимать действия, чтобы остаться в данной сфере и являться конкурентоспособными. При этом субъекты банковской деятельности начнут предоставлять более выгодные условия получения кредитов, чтобы своевременно удовлетворять существующие потребности, в том числе потребности инновационно-активных организаций. Также сократятся государственные расходы на экспертизу банковской деятельности, что позволит использовать высвобожденные средства более эффективно;

формирование благоприятного инвестиционного климата.

Проблема инвестиционной привлекательности весьма актуальна для регионов Республики Беларусь. Осуществление инновационной деятельности не представляется возможным без привлечения дополнительных источников финансирования, кроме собственных и государственных средств. Привлечение капитала отечественных и иностранных инвесторов позволит предприятиям и организациям региона реализовать больше инновационных проектов, увеличить производство инновационной высокотехнологичной продукции, увеличив свою конкурентоспособность. Впоследствии это позволит продукции данных организаций конкурировать на международном рынке;

создание адекватных условий для ведения бизнеса.

Приведение в стабильное состояние нормативно-правовой базы, равно как и достижение ее наиболее оптимального содержания, увеличение прозрачности процессов создания и ведения бизнеса, формирование необходимой инфраструктуры и форм поддержки, в совокупности с приведенными выше рекомендациями обеспечит эффективное ведение бизнеса и инновационного бизнеса в регионах Республики Беларусь. Все это будет способствовать инвестиционной привлекательности.

Инновации:

создание малых инновационных предприятий и поддержка их государством.

Экономика развитых стран тесно связана с ведением малого и среднего предпринимательства, причем большую часть ВВП создается именно за счет деятельности малого и среднего бизнеса. Таким образом, участие малого бизнеса в экономике Республики Беларусь весьма важно, в том числе и в инновационной деятельности. По мнению экспертов, инновационная активность малых предприятий и организаций должно привести к повышению конкурентоспособности их сами и регионов в том числе;

внедрение механизма ГЧП в инновационной деятельности.

Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока. По мере использования схемы ГЧП повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передается частному сектору, а в результате конкуренции достигается более эффективное использование ресурсов [12].

Государство получит преимущества в виде:

положительного бюджетного и социально-экономического эффекта. Возможности ускоренной реализации проекта, соответствующего государственным нуждам и интересам;

уменьшения объема своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов, что является экономией бюджетных средств;

независимой проверки окупаемости проекта частным сектором;

дополнительных возможностей для инновационных решений;

сокращения сроков строительства инвестиционного проекта благодаря необходимости соблюдения интересов инвестора и возврата вложенных им средств в наиболее короткие сроки;

существенного повышения качества работ и контроля над использованием средств и строительными работами благодаря дополнительному контролю со стороны инвестора, которому по завершении строительства предоставляется право на платную эксплуатацию объекта.

отсутствия бюджетных затрат на эксплуатацию. В большинстве моделей ГЧП все затраты на содержание объекта на период его платной эксплуатации производятся за счет инвестора.

передача части рисков инвестору.

Для частного сектора ГЧП реализует следующие преимущества:

административное и политическое содействие государства в реализации проекта;

участие государства в финансировании проекта;

возможность предоставления инвестору за счет государства гарантий минимального дохода;

гарантии частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта;

разделение рисков с государством. Риски осуществления проекта инвестор разделяет с государством и, таким образом, несет только часть рисков, определенную соглашением. При этом инвестор несет только риски, приемлемые для него;

«инновации без научных исследований»;

Осуществление всех этапов инновационной деятельности требует значительных денежных и временных затрат. Потому не каждая организация или предприятие могут позволить себе самостоятельно осуществлять все инновационные процессы. Зачастую это и не нужно, т.к., к примеру, фундаментальными исследованиями могут заниматься научно-исследовательские организации, опытно-конструкторские работы могут проводить специализированные организации, такие как ПКО, КБ и др. При этом организации и предприятия, желающие осуществлять инновационную деятельность, могут приобрести новацию и произвести только завершающие стадии инновационного процесса, такие как освоение производства, массовое производство и коммерциализация. Это позволит сократить дополнительные затраты, связанные с осуществлением предшествующих этапов инновационной деятельности и значительно сократить инновационный лаг.

Формами интрапредпринимательства являются создаваемые в составе более крупной хозяйственной организации кооперативы, подрядные бригады, арендные подразделения, научно-производственные комплексы, венчурные и совместные предприятия. Преимущество данных интрапредпринимательских структур заключается в более быстром переходе из сфер, где спрос на определенный вид продукции удовлетворен, туда, где этот спрос держится на достаточно высоком уровне. Оно может представлять собой инновационную деятельность корпоративных творческих групп в сфере генерации новейших идей и знаний. Как отмечают исследователи, «свободно организованные группы работников оказались таким эффективным средством обеспечения высокого уровня производительности труда, что они становятся элементом при формировании каждой интеллектуальной организации. Группы работают как автономный элемент системы, подобно клеткам в биологическом организме. При правильной ориентации внутренние рабочие группы могут генерировать энтузиазм и мотивации, распределять обязанности и участвовать в процессе ускорения развития предприятия. Рабочая группа представляет собой формирование, обладающее более весомой репутацией и значимостью, чем сумма отдельных личностей, входящих в эту группу» [13].

Информация о работе Экономика знаний – основа конкурентоспособности страны