Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:08, курсовая работа
Целью работы является выявление в регионах Республики Беларусь проблем, препятствующих становлению в них экономики знаний.
В процессе выполнения работы предполагается решение следующих задач:
изучить понятие, сущность и основные черты экономики знаний;
провести анализ потенциала регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний используя методику Всемирного банка
Введение 3
Экономики знаний: сущность, основные черты 4
Анализ предпосылок становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь 7
Пути преодоления препятствий в процессе перехода к экономике знаний в регионах Республики Беларусь 16
Заключение 25
Литература 27
возможность подключения в любом месте в любое время: широкополосные сети доступны везде, где имеется соответствующая инфраструктура;
расширенные возможности работы в мультимедийных приложениях: высокая пропускная способность сетей широкополосного доступа позволяет комфортно воспроизводить сетевой видеоконтент и пользоваться другими мультимедийными ресурсами;
сокращение затрат: веб-серфинг, обработка электронной корреспонденции и работа в других офисных приложениях, использующих подключение к Интернету через широкополосный канал, стали еще быстрее, что повышает производительность труда и сокращает расходы на анализ маркетинговой информации;
новые возможности общения: широкополосные сети позволяют общаться в реальном времени по электронной почте, в программах мгновенного обмена сообщениями, в приложениях с поддержкой протокола VoIP, благодаря чему предприниматели могут более выгодно налаживать контакты с поставщиками, клиентами и партнерами по всему миру.
создание отдела по развитию ИКТ.
Как отмечалось выше, развитие ИКТ в организациях приносит ощутимый эффект в их деятельности. Следовательно, создание подобного подразделения благотворно скажется на результативности деятельности организаций и приблизит их к формированию экономики знаний.
Также, выделим [20, c.7]:
возрастающую роль знаний;
сосредоточенность на обработке информации, приобретении и производстве знаний;
перенос основы экономической деятельности от материальных ресурсов к нематериальным;
капитал знаний - как особенный, нематериальный, подвижный - не является исключительной собственностью, но может быть приобретен и использован повторно;
лицензионная торговля объектами промышленной собственности;
непрерывное повышение квалификации персонала;
увеличение коэффициента сферы обслуживания в экономике;
развитие экспорта за счет уменьшения или устранения различий между национальными рынками и постепенного удаления организационных, временных и пространственных барьеров между странами;
рост малых предприятий в силу быстрой адаптации к переменам;
ставка на использование портфеля знаний за счет корпоративных сетей, кластеров и технопарков.
Таким образом, реализация указанных выше мероприятий, формирование культуры знаний позволит привести организации региона и всю страну к экономическому росту и процветанию, что возможно лишь благодаря совместному развитию и взаимопомощи бизнеса, образования и государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев понятие и сущность экономики знаний, а также ее актуальность для стран, не обладающих значительными запасами полезных ископаемых, мы можем сделать вывод о том, что становление экономики знаний в Республике Беларусь является одной из главных задач трансформации национальной экономики в новую конкурентоспособную экономическую систему. Главную роль в этом процессе играют регионы Республики Беларусь, т.к. процесс перехода к новой экономике должен учитывать особенности регионального развития и в конечном счете привести к формированию экономики знаний на уровне государства.
Экономика знаний - это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики [8]. Это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
Был проведен анализ предпосылок становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь. Для анализа использовалась методика Всемирного банка -- KAM -- для установления готовности перехода регионов Республики Беларусь к экономике знаний. В результате было установлено, что наибольшим потенциалом к становлению экономки знаний обладает город Минск. Имеющиеся в данном регионе преимущества, по сравнению с другими регионами, позволяют г. Минску эффективнее осуществлять инновационную деятельность, осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации и использовать достижения ИКТ для генерирования, сохранения, обмена и распространения знаний и другой полезной информации. Наименьшие значения индекса экономики знаний и индекса знаний имеет Могилевская область. Отмечены самые низкие значения по субиндексу инноваций и ИКТ.
Помимо проблем, характерных для отдельно взятых регионов можно выделить общие проблемы в соответствие с элементами экономики знаний: ИЭР - применение жесткой политики протекционизма, нестабильные экономические условия, неблагоприятные условия для привлечения инвестиций; инновации - низкая степень восприимчивости предприятий и организаций к инновациям, слабая активность инновационного предпринимательства, слаборазвитая инфраструктура поддержки инновационной деятельности, неразвитость рынка интеллектуальной собственности; образование - несоответствие структуры подготовки специалистов, недостаток специалистов нужной квалификации, снижение качества высшего образования (массовость); ИКТ - отставание уровня сектора ИКТ от уровня развитых стран, затрудненный доступ к информационному обеспечению, использование устаревшего программного и аппаратного обеспечения.
К приведенным выше проблемам следует применять следующие решения: ИЭР - смягчение таможенно-тарифного регулирования, формирование благоприятного инвестиционного климата, создание адекватных условий для ведения бизнеса; инновации - создание малых инновационных предприятий и поддержка их государством, внедрение механизма ГЧП в инновационной деятельности, «инновации без научных исследований», использование CALS-технологий; образование - внедрение механизма ГЧП в образовании, информатизация сферы образования, подготовка элитных специалистов; ИКТ - модернизация оборудования, расширение системы оказания электронных услуг, совершенствование законодательства в области ИКТ.
Таким образом, преодоление приведенных в данной работе проблем и реализация указанных мероприятий позволят облегчить переход регионов Республики Беларусь к экономике знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арасланова А.А. Инновационная деятельность высшего учебного заведения в экономике знаний // Педагогические науки - 2012 - №3.
2. Многогранное понятие экономики
знаний / Издательство «Креативная экономика»
[Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа:
<http://www.creativeconomy.ru/
3. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1996.
4. Kofman E. The Knowledge Economy, Gender and Stratified Migrations // Studies in Social Justice. - Volume 1. - Issue 2. - 2007. - P. 122 - 135.
5. Макаров В., Козырев А., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал. - 2003. - № 5-6. - С. 14-36.
6. Ефимова Е.В. Как использовать образовательный потенциал города, или от города монопромышленного к информационному // Роль вузов в развитии региона: сборник статей науч.-практ.конф. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 167 с.
7. Базылев Н.И. «Новая экономика», ее движущие силы и тенденции развития / Н.И. Базылев, Н.Л. Грибанова // Проблемы современной экономики, 2006, № 1(17) [Электронный ресурс]: Режим доступа: <http://www.meconomy.ru>
8. Московин В.М. Развитие методологии оценки экономики знаний // Международная экономика - 2011 - №4 - с. 59-75
9. KEI and KI indexes / Knowledge for development
[Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа:
<http://info.worldbank.org/
10.Normalization Procedure / Knowledge for development
[Электронный ресурс]. - 2013. - Режим
доступа: <http://web.worldbank.org/
11.Государственно-частное
партнерство / Государственная компания
«Автодор» [Электронный ресурс]. - 2013.
- Режим доступа: <http://www.russianhighways.
12. Интеллектуальное предпринимательство
/ Материалы для студентов и аспирантов
[Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа:
<http://bv-salikhov.ru/
13. Преимущества и недостатки
внедрения информационных технологий
/ Publishing house education and science [Электронный ресурс].
- 2013. - Режим доступа: <http://www.rusnauka.com/14_
14. Преимущества и недостатки
информатизации педагогического процесса
/ Записки экономиста [Электронный ресурс].
- 2013. - Режим доступа: <http://krismile.livejournal.
15. Использование информационных
и коммуникационных технологий в образовании
/ Информационные технологии в научной
деятельности [Электронный ресурс]. - 2013.
- Режим доступа: <http://tsput.ru/res/informat/
16. Комарова Ж. Феномен знаний и экономика будущего // Наука и инновации - 2011. - №1 - с. 6-8.
Информация о работе Экономика знаний – основа конкурентоспособности страны