Энергоэффективность и энергосбережение: обзор основных российских тенденций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение. Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных образований, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др.
Сохранение высокой энергоемкости российской экономики несет с собой очень высокие риски. Оно ведет к:
• снижению энергетической безопасности России и торможению экономического роста;
• осложнению выполнения Россией геополитической роли гаранта надежных поставок энергоносителей на внешние рынки;
• осложнению реализации национальных проектов;

Содержание

.Введение.
а)Роль энергосбережения в России.
б)Стратегическая цель энергосбережения.
в)Риски высокой энергоемкости страны.
2. Современное состояние развития энергосбережения в России.
3. Основные положения Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года.
4. Европа и США в сфере энергосбережения.
5. Проблемы реализации закона 2009 года.
6. Энергостратегия России.
а) Цели энергостратегии.
б) Этапы реализации энергетической политики.
7. Перспективные энергосберегающие технологии.
а) По направлению "Нефтяной комплекс".
б) По направлению "Газовая промышленность".
в) По направлению "Угольная промышленность".
г) По направлению "Электроэнергетика".
д) По направлению "Ядерно-топливный цикл и атомная энергетика".
е) По направлению "Теплоснабжение".
ж) По направлению "Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива".

8.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

НИР Энергоэффективность.docx

— 51.69 Кб (Скачать файл)

 ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Высшая школа экономики и менеджмента

Кафедра систем управления энергетикой и промышленными предприятиями

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему

Энергоэффективность и энергосбережение:

обзор основных российских тенденций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 Содержание.

1.Введение.

   а)Роль энергосбережения в России.

   б)Стратегическая цель энергосбережения.

   в)Риски высокой энергоемкости страны.

2. Современное состояние развития энергосбережения в России.

3. Основные положения Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года.

4. Европа и США в сфере энергосбережения.

5. Проблемы реализации закона 2009 года.

6. Энергостратегия  России.

   а) Цели энергостратегии.

   б) Этапы реализации энергетической политики.

7. Перспективные энергосберегающие технологии.

  а) По направлению "Нефтяной комплекс".

  б) По направлению "Газовая промышленность".

  в) По направлению "Угольная промышленность".

  г) По направлению "Электроэнергетика".

  д) По направлению "Ядерно-топливный цикл и атомная энергетика".

  е) По направлению "Теплоснабжение".

  ж) По направлению "Возобновляемые источники энергии и местные        виды топлива".

 

8.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

Энергоресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан.

  Россия не только  располагает всеми необходимыми  природными ресурсами и интеллектуальным  потенциалом для успешного решения  своих энергетических проблем, но  и объективно является ресурсной  базой для европейских и азиатских  государств, экспортируя нефть, нефтепродукты  и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран-импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических  ресурсов в нашей стране совершенно  не должна предусматривать энергорасточительность, т.к. только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг. Перед обществом поставлена задача - добиться удвоения валового внутреннего продукта (ВВП), но решить эту задачу, не изменив радикально отношение к энергоресурсосбережению, не снизив энергоемкость производства, не удастся.

   Стратегическая цель  энергосбережения одна и следует  из его определения - это повышение  энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом. И задача - определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение. Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных образований, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др.

    Сохранение высокой энергоемкости российской экономики несет с собой очень высокие риски. Оно ведет к:

• снижению энергетической безопасности России и торможению экономического роста;

• осложнению выполнения Россией геополитической роли гаранта надежных поставок энергоносителей на внешние рынки;

• осложнению реализации национальных проектов;

• сохранению низкой конкурентоспособности российской промышленности;

• ускорению инфляции;

• росту нагрузки коммунальных платежей на городские, региональные и федеральный бюджеты и снижению финансовой стабильности;

• затруднению борьбы с бедностью;

• снижению экологической безопасности страны.

Современное состояние развития энергосбережения в России

Потребление электроэнергии в России после спада 1992-2000 гг., в 2000-2009 гг. неуклонно росло и в 2009 г. достигло уровня 1995 г. При этом пиковая нагрузка в единой энергетической системе России зимой 2006 года превысила показатели 1993 г. и составила 153,1 ГВт .

Проблемы энергосбережения относятся к актуальнейшим проблемам глобальной постиндустриальной экономики. Для России они являются особенно важными потому, что расход энергии на единицу валового внутреннего продукта в стране в среднем на 30% выше, чем в остальных индустриально развитых странах. Из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии в мире, ни одна не потребляет больше энергии на единицу ВВП, чем Россия.

Объем неэффективного использования энергии в России в настоящее время равен годовому потреблению первичной энергии во Франции.

С одной стороны, нельзя не учитывать тот факт, что более высокий уровень энергоемкости российской экономики может быть объяснен объективными, существенными причинами такими как: высокая доля энергоемких отраслей в промышленном производстве, суровые климатические условия, огромные масштабы территории страны и другие. С другой стороны, можно действительно говорить о наличии неэффективного, расточительного расходования энергетических ресурсов. Доля энергетических затрат в себестоимости российской продукции составляет 10-25%.

Уровень развития экономики, географические размеры, температуры воздуха и структура промышленности объясняют, конечно, некоторую долю российского энергетического «аппетита», но не весь масштаб энергопотребления.

Подобные объяснения, безусловно, заслуживают внимания, поскольку в России сложились уникальные условия: она занимает второе место в мире по показателю самых низких средних температур воздуха, первое место в мире по величине территории, и первое место среди республик бывшего Советского Союза по уровню индустриального развития. Однако совокупность этих факторов не объясняет в полной мере существующий уровень высокой энергоемкости в России.

В целом, чем выше ВВП какого-либо государства, чем больше его территория, ниже средние температуры воздуха и выше доля промышленной продукции в общем объеме производства, тем выше его энергопотребление. Вкупе эти факторы объясняют большинство различий между уровнями потребления энергии в разных странах. Однако они объясняют только около 80% объема энергопотребления в России.

Оценка степени влияния разнообразных факторов на различия в уровнях энергопотребления между странами, а также степени, в которой эти факторы объясняют уровень энергопотребления в России выявила что, по меньшей мере, некоторая часть энергопотребления в России обусловлена не доходами, размером, температурой воздуха и структурой промышленности, а другими факторами.

Так, например, энергосбережение в ЖКХ намного отстает от промышленного и коммерческого секторов, где чётко определена роль хозяина - рачительного владельца, который умеет считать свои затраты. Энергосберегающие технологии фрагментарно вводятся на строящихся объектах ЖКХ, но они не стали еще системообразующей основой для энергокомплекса ЖКХ. Не закончен даже первый этап его реконструкции - повсеместно не проведена установка приборов учета тепловой энергии. В виду недостаточного финансирования ЖКХ, проблема учёта и регулирования расхода энергоресурсов второстепенна в сравнении, например, с ремонтом кровли, заменой обветшавших коммуникаций или санацией жилых домов в целом. Даже в крупных городах состояние коммунальной энергетики можно оценить как неудовлетворительное. В регионах оно еще хуже - теплоснабжение работает аварийно и малоэффективно.

Анализ показывает, что крупнейшей угрозой надежному, устойчивому энергоснабжению промышленности и особенно ЖКХ является неудовлетворительное состояние энергоисточников, магистральных и распределительных тепловых сетей. Участившиеся в последние годы сбои в тепло- и электроснабжении, аварии и техногенные катастрофы в ТЭК приводят к огромным экономическим потерям в народном хозяйстве .Рост неплатежей за энергоносители, несовершенство налоговой и тарифной политики являются причиной убыточности многих предприятий ТЭК, что не позволяет проводить активную инвестиционную политику.

Учитывая все нюансы состояния энергосбережения России в современном мире ,только сравнительно недавно этот вопрос стал приоритетным. Так в 2009 году вышел закон «Об знергосбережении».

Основные положения Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года:

 

Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на решение проблем энергосбережения, грамотного потребления энергии.  Он был принят и одобрен, чтобы заменить прежний  законодательный акт 1996 года, который  все специалисты считали очень слабым. 

 

Основные положения Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года:

 

1. Запрет на оборот  энергорасточительных товаров.

Возможность введения запретов или ограничения производства и оборота товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при наличии достаточного предложения энергоэффективных товаров-заменителей.

 

 

2. Ограничения на оборот  ламп накаливания.

Вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 г. ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.

 

 

 

 3. Маркировка товаров  по энергоэффективности.

 

 

4. Требования по переходу  на расчеты за энергоресурсы  по приборам учета.

 

 

5. Требования по энергоэффективности к новым зданиям, строениям, сооружениям.

Все вводимые в эксплуатацию здания, строения, сооружения (кроме индивидуального строительства, культовых зданий и малых зданий) должны соответствовать требованиям по энергоэффективности как в момент ввода в эксплуатацию, так и в процессе их эксплуатации и должны быть оснащены приборами учета энергоресурсов.

 

 

 

 6. Требования к содержанию  общего имущества многоквартирных  домов.

К требованиям по содержанию собственниками квартир в многоквартирном доме общедомового имущества добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности.

 

 

7. Обязательные энергообследования.

Органы государственной власти и местного самоуправления, регулируемые организации, организации с не менее, чем контрольным участием государства или муниципального образования, предприятия ТЭК, организации, ежегодные затраты которых на потребление энергоресурсов составляют более десяти миллионов рублей, обязаны проводить энергетические обследования до 2012 г. и далее не реже 1 раза в 5 лет.

 

 

 

 8. Бюджетные учреждения  и закупки для государственных  и муниципальных нужд .

Вводится требование для всех бюджетных учреждений с 2010 г. ежегодно в течение 5 лет сокращать на 3% по отношению к уровню 2009 г. потребляемые ими энергетические ресурсы.

 

 

 

 9. Программы по энергосбережению  и повышению энергоэффективности.

Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности составляются всеми государственными компаниями, бюджетными учреждениями и регулируемыми организациями, а также регионами и муниципалитетами.

 

 

 

 10. Энергосервисные договоры (контракты).

Закон описывает энергосервисные договоры (контракты), позволяющие физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании.

 

Для РФ этот этап можно считать качественно новым, поскольку мы предприняли первые попытки для реального, а не формального развития энергосбережения, хоть и с опозданием на несколько десятков лет. После принятия Федерального закона  "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" в ноябре  2009 г., нескольких заседаний Государственного совета, посвященных этому вопросу, соответствующих Постановлений Правительства РФ в январе 2011 г. и началась  реализация федеральных и региональных программ по энергосбережению.

   Но Россия очень отстает в этом вопросе от стран Евросоюза и США.

 

 

 

Европа и США в сфере энергосбережения.

Применительно к странам Западной Европы этот период характеризуется тем, что в 2009 г. реально начала действовать "Программа 20-20-20", которая была принята Европейским Парламентом ещё 17 декабря 2008 г. Свою лепту также внесли события, случившиеся после аварии на АЭС "Фукусима-1" в Японии в марте 2011 г.

 

 Европа заинтересована в улучшении экологической ситуации на планете. На данном этапе был разработан консолидированный документ 27 стран Евросоюза, известный под условным названием "Программа 20-20-20", который был принят Европейским Парламентом 17 декабря 2008 г. В 2004 г. Конгресс США, провозгласив выполнение основных положений, принял новый документ "Energy Act 2004", а также разработал "Дорожные карты" для различных отраслей промышленности. Такие документы имеются практически во всех промышленных отраслях и определяют краткосрочные и среднесрочные конкретные цели энергосбережения. Программа "Energy Act 2004" очень эффективно работает и, несмотря на рост промышленности в США, энергопотребление в целом по стране практически не изменилось по сравнению с 1990 г.

     Стоит отметить, и в Евросоюзе, и в США налажена необычайно четкая координация различных мероприятий по энергосбережению не только между странами, но и между отраслями промышленности. Энергосбережение действительно становится основой экономики, и поддерживается большинством граждан стран, несмотря на то, что некоторые новые технологии сегодня все еще значительно дороже традиционных. Подтверждением сказанного является то, что в последние годы во многих странах появляются различные проекты "пассивных" зданий не только малоэтажных, но и высотных, выше 100 м. В них собраны многие достижения и открытия последних лет.

Информация о работе Энергоэффективность и энергосбережение: обзор основных российских тенденций