Інновації. Інноваційна діяльність

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования — от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Содержание

Вступление
Раздел 1. Инновации
1.Сущность инновации. Виды инноваций..
2. Инновационный процесс
Раздел 2.Инновационная деятельность
1.Сущность инновационной деятельности
2.Показатели эффективности инновационной деятельности
Раздел 3
1.Виды инновационных рисков. Основные способы обеспечения
2.Инновационный проект
2.1.Стадии разработки инновационного проекта
2.2.Структура инновационного проекта
2.3.Классификация инновационных проектов
2.4.Особенности инновационного проекта

Вывод
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономика научная работа 2.docx

— 94.28 Кб (Скачать файл)

итоге, – моральное старение инновации.

 

  Различают три логических формы инновационного процесса:

  • простой внутриорганизационный (натуральный);
  • простой межорганизационный (товарный);
  • расширенный.

Простой инновационный  процесс -создание и использование новшества внутри одной и той же организации.Не принимает товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

1.Инновационная деятельность

Иновационная деятельность объединяет  творческую деятельность, интеллектуальную деятельность ,а также  материальную деятельность (производство и  реализацию)

Инновационная деятельность предприятия  – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных  исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в  новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в  новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также  связанные с этим дополнительные научные исследования разработки

В условиях рыночной экономики инновационная  деятельность является определяющим инструментом конкуренции, обеспечивая условия  для завоевания потребителя через  высокое качества товара и более  низкую цену, поскольку в результате инноваций достигается и то, и  другое.

Согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности», инновационная деятельность–это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обусловливающая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Показатели эффективности инновационной деятельности

                                               ≪И напрасный труд может быть титаническим≫[11]                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Показатели эффективности 

Эффективность деятельности организации выражается через экономические  и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему, исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей  предъявляются следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например: прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
  • должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей  эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости, коэффициент результативности и коэффициент конкурентоспособности  ИО. Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

  • экономический;
  • научно-технический;
  • социальный;
  • экологический

 

 

 

 

 

рисунок 1.Виды эффектов от осуществления  инновации

.

 

 
В зависимости от учитываемых результатов  и затрат специалисты различают  следующие виды эффекта.(таблица 1)

 

 

 

 

 

 

 

Виды эффекта при реализации инноваций(таблица 1)

Вид эффекта

Что отражают показатели

1. Экономический

Показатели учитывают  в стоимостном выражении все  виды результатов и затрат, обусловленных  реализацией инноваций

 

2. Научно-технический

 

Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность

 

3. Финансовый

 

Расчет показателей базируется на финансовых показателях

 

4. Ресурсный

 

В этом случае показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного  вида ресурса

 

5. Социальный

 

Показатели учитывают  при этом социальные результаты реализации инноваций

 

6. Экологический

 

Показатели учитывают  влияние инноваций на окружающую среду. В их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п.


 

 

Исходя из временного периода  учета результатов и затрат можно  выделить показатели эффекта :

  • за расчетный период и
  • показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от факторов продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации, а также требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности  является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Это отношение может  быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, при  этом показатель эффективности при  этих способах выражения может оказаться  разным для одной и той же ситуации.

В целом проблема определения  экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов  реализации инноваций требует, с  одной стороны, превышения конечных результатов от их использования  над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость оценки и правильного выбора варианта в компаниях, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

Для оценки общей экономической  эффективности инноваций может  использоваться следующая система  показателей,представленная в табл.2)

Показатели экономической  эффективности инноваций (табл.2)

Показатель

Сущность показателя

1. Интегральный эффект  
(Эинт)

Он представляет собой  величину разностей результатов  и инновационных затрат за расчетный  период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е.с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект

2. Индекс 
рентабельности (Jr)

 

 

Он представляет собой  соотношение приведенных доходов  к приведенным на эту же дату инновационным  расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно  связан с интегральным эффектом. При  Jr > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффективен.

 

3. Норма

 
рентабельности (Ер)

Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным  вложениям.

4. Период 
окупаемости (То)

Один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости



Показатели эффективности  инновационной деятельности

Эффективность деятельности организации выражается через экономические  и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему, исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

К системе показателей  предъявляются следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например: прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
  • должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организацион-ные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

Одним из основных показателей  эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости, коэффициент результативности и коэффициент конкурентоспособности  ИО. Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

  • экономический;
  • научно-технический;
  • социальный;
  • экологический

 

Рис.2

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

1.Виды инновационных рисков. Основные способы обеспечения безопасности инновационного предпринимательства.

 

Риск в инновационной  деятельности – это опасность того, что цели, поставленные в инновационном проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично.

Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован  инновационный проект, если же таких  проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько  велика, что покрывает затраты  по всем остальным неудавшемся разработкам.

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.

Риски,возникающие только в инновационной деятельности:

  • Риск оригинальности

 

(один из видов инновационного риска, связанного с тем, что оригинальные полезные идеи и научно-технические разработки могут к моменту их завершения (получения) оказаться невостребованными. Экономика может оказаться просто не готовой к их практическому применению. В этих условиях инвестиции, сделанные в такие исследования и разработки, не будут компенсированы соответствующими финансовыми результатами.)

  • Риск информационной неадекватности

 

(На сегодняшний день существует достаточно много технологий, которые были разработаны давно, но интерес к ним появился только сегодня. Разработчики, часто вполне искренне, говорят об этих технологиях как о реально существующих, и даже демонстрируют образцы, полученные 5–10–15 лет назад. Однако зачастую оказывается, что оборудование, на котором были сделаны образцы, за прошедшие годы пришло в негодность, часть коллектива разработчиков уволилась, и технология, увы, уже не воспроизводима)

 

  • Риск технологической неадекватности.

 (Существует принципиальная разница между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования. Технология становится инвестиционно привлекательной не тогда, когда она есть, и даже не тогда, когда она может быть воплощена промышленно (что не всегда возможно обеспечить), а тогда, когда она будет востребована рынком)

 

  • Риск юридической неадекватности.

 (Сочетание недостаточной правовой защищенности интеллектуальной собственности с неопределенностью прав на разработки, особенно на созданные при советской власти, и элементарной правовой безграмотностью зачастую приводит к случаям, когда авторы технологии или отказываются раскрыть какие-то особенности своего продукта, тем самым препятствуя возможности инвестирования в него, или не соблюдают своих обязательств, особенно в части эксклюзивности и конфиденциальности.)

Информация о работе Інновації. Інноваційна діяльність