Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:21, дипломная работа
Цель нашей работы - изучить теорию по проблеме исследования, разработать и апробировать систему упражнений на формирование навыков диалогической речи с применением наглядных опор.
В первой главе раскрывается сущность обучения диалогической речи. Во второй главе мы исследуем различные упражнения и наглядные опоры, применяемые при обучении диалогической речи. В третьей главе мы проводим исследование по заданной тематике и находим подтверждение выдвинутой гипотезы. В заключение представлены выводы по работе.
Введение……………………………………………………………….....3-5 Глава 1. Обучение диалогической речи
1.1 Речевая деятельность как объект обучения в преподавании
иностранного языка…………………………………………………..6-10 1.2 Содержание обучения говорению…………………………………..11-14
1.3 Обучение диалогической форме общения
а) диалогическая форма общения как объект усвоения …………..15-16
б) стратегия и содержание обучения диалогической форме общения…………………………………………………………………...17-22 Глава 2. Коммуникативные упражнения для обучения диалогической
форме общения……………………………………………………………23-31
Глава 3. Использование наглядных опор для активизации умений диалогической речи на уроках английского языка…………………….32-37
Заключение………………………………………………………………..38
Библиографический список………………………………………………39-40
Демонстрационный этап.
Этап контроля понимания содержания фильма.
Творческий этап.
Предлагаемая система упражнений для работы с фрагментами аутентичного художественного фильма либо с целым художественным фильмом целиком позволит учителю не только создать коммуникативные ситуации, приближенные к условиям реального общения, но и будет способствовать знакомству учащихся с принятыми нормами речевого взаимодействия и особенностями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка.
Безусловно, каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы, может использовать и другие приемы.
Самое главное, как мне кажется при организации диалогического общения – создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат.
Заканчивая рассмотрение формирования диалоговой речи, хочу напомнить, что учителю следует при контроле сформированности диалогических умений руководствоваться требованиями программы в отношении количества реплик, участвующих в беседе и их характера. От каждого ожидается не менее 3 – 4 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.
Глава 3. Использование наглядных опор для активизации умений диалогической речи на уроках английского языка
Теоретические положения,
изложенные в предыдущих
Предлагаемая система работы с данным учебным комплексом В.П. Кузовлева и Н. М. Лапа по развитию навыков говорения предусматривает развитие следующих речевых умений, являющихся конечными требованиями к устной речи.
1) Правильно
структурно и интонационно
различными схемами построения беседы.
2) Соединять
в процессе речи
переключаться с одной структуры на другую.
3) В ответах исходить не из языковой формы стимулирующей реплики, а из ситуации общения.
4) Выражать субъективно-модальное, личностное отношение к высказываемому.
5) Владеть механизмом внутриструктурных связей.
Эксперементально-опытное обучение проводилось на базе отобранных наглядных опор (презентация и карточки с заданиями), материал для которых определялся тематикой проходимых уроков и
языковым минимумом, который в основном соответствовал программным требованиям с необходимым выходом за рамки данного в стабильных учебниках лингвистического материала.
Опытное обучение проводилось в школе № 2 « Образовательный центр» пгт. Суходол среди 6 и 8 классов.
На протяжении всей преддипломной практики в школе при обучении навыкам говорения, мною делался акцент на аудирование текстов и демонстрацию презентаций на уроках английского языка.
В методическом отношении существенным является то, что аудирование и
говорение способствуют развитию друг друга в процессе обучения, так как
понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания.
В процессе говорения имеет место предварительная фиксация мыслей при помощи внутренней речи, т.е. составление мыслительного плана или конспекта будущего высказывания.
Зная о том, что продолжительное пассивное слушание, не подкрепленное
внешнеречевой практикой, может привести к искажению слуховых образов и затруднить образование акустико-актикуляционных признаков, нами были выбраны небольшие тексты и все трудности: фонетические, лексические, грамматические снимались до того, как звучал текст. Ребятам предлагалось выполнить несколько заданий.
Мы уже не раз подчеркивали в 1 главе, что любая речевая деятельность
обусловлена ситуацией, т.е. условиями, в которых осуществляется данное
высказывание. Существует огромное множество реально существующих ситуаций общений и поэтому речевые умения должны развиваться на основе упражнений в условиях учебных речевых ситуаций, моделирующих реальное речевое общение.
На своих уроках английского языка я создавала речевую ситуацию, которая
обеспечивала потребность учащихся в речевом общении и побуждала к выражению мысли и использованию при этом определенного языкового материала. Важно отметить, что на начальном и среднем этапах мы сами создаем ситуации общения и определяем тему и языковой материал. На старшем этапе используется ситуация частично управляемые преподавателем, поэтому я контролировала происходящее с
точки зрения временной и тематической выдержанности, а также нормативной правильности.
Во время педагогической практики я отметила для себя, что для обучения не
подготовленной устной речи большое значение имеет систематически и
преднамеренно создаваемые проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребности высказывания, активизации мыслительной деятельности. Для создания проблемных ситуаций, которые в дальнейшем приводят к формированию навыков говорения я прибегала к различным источникам информации (книга, газета, аудио и видео записи) и разным по своему характеру вербальным и невербальным опорам, а т.ж. конкретным приемам обучения.
Анализ учебника В.П. Кузовлева и Н. М. Лапа «English» показал, что
созданию ситуаций способствуют:
а) организация материала по темам и подтемам;
б) предваряющее повторение речевых образцов и штампов, характерных для обращения, разговора по телефону и т.д.
в) введение разнообразных мыслительных задач.
На уроках английского языка, как на младшем, так и на старшем этапе я
особое внимание уделяла обучению диалогической речи,
при использовании наглядных опор учащиеся 6 и 8 классов формировали навыки говорения на иностранном языке. Я старалась варьировать задания предлагая осуществлять как несложные преобразования, так и самостоятельные речевые сообщения. При изучении иностранных языков необходимо учитывать возрастные и психологические особенности. Принимая во внимание тот факт, что у детей
младшего школьного возраста хорошо развито образное мышление, на своих уроках я применяла вербально-изобразительные ситуации, которые, как известно, предполагают использование наглядности (рисунки, презентации)
Формирование речевых умений и навыков происходит посредством
последовательного перехода от простых маломерных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение), к более сложным и крупным (смысловой кусок, текст), и от элементарных операций к более сложным. При обучении говорению необходимо соблюдать последовательность в построении системы упражнений. Я считаю, что учебник, по которому мне пришлось работать, рассчитан на формирование и совершенствование навыка говорения. Учебник изобилует огромным количеством упражнений, которые направлены на формирование неподготовленной речи. Бесспорно, неподготовленная речь имеет свои плюсы и минусы. Неподготовленная речь предполагает выражение собственных мыслей, ситуативно-контекстуальный характер речи, умение определить логическую схему высказывания, наличие высокого уровня развития речевых механизмов, речевое творчество, естественный темп.
Кроме того, неподготовленная речь снимает психологические барьеры общения. Я пришла к заключению, что учащиеся охотнее вступают в общение, проявляют инициативу, хотят быть активными участниками диалогического высказывания.
Проведя анализ неподготовленной речи, я выявила ее недостаточную
содержательность, отсутствие последовательности, доказательности в суждениях и стилистическую нейтральность.
По окончании прохождения педагогической практики в школе мною были проведены опросы по содержанию составленных диалогов.
Также для подтверждения моей гипотезы, что большее оттачивание навыка диалогической речи возможно при использовании наглядных опор, я использовала ряд различных заданий - составить свободный диалог по предложенной картинке-ситуации, извлекая из памяти в нужный момент, переработанный и усвоенный диалогический материал. В своей практической работе я использовала сравнительный метод, т.е. оценивала ответы ребят просто по заученному диалогу и по диалогу с использованием наглядных опор, и полученные данные вывела в таблицу.
Таблица № 1
Сводная таблица показателей усвоения
диалогической речи учащихся без применения наглядных опор и их использованием (6 класс)
Кол-во учащихся |
«5» баллов |
«4» балла |
«3» балла | |
Без использования наглядных опор |
12 |
2 |
7 |
3 |
С их применением |
12 |
4 |
7 |
1 |
Таблица № 2
Сводная таблица показателей усвоения
диалогической речи учащихся без применения наглядных опор и их использованием (8 класс)
Кол-во учащихся |
«5» баллов |
«4» балла |
«3» балла | |
Без использования наглядных опор |
11 |
1 |
7 |
3 |
С их применением |
11 |
4 |
6 |
1 |
успеваемость учащихся при изучении ДФО
Итак, анализ данных экспериментально-опытного
обучения позволяет утверждать, что организация деятельности учащихся
направленная на овладение диалогической речи с применением наглядных опор, эффективна.
Данная гипотеза подтверждена. Результатом нашего исследования стала система упражнений на развитие навыков диалогической речи с использованием наглядных опор, которые были апробированы мной на практике. (Приложения 2 и 3)
Заключение
Рассмотрев проблемы обучения диалогической речи с использованием, главным образом, наглядных опор на уроке английского языка, можно сделать следующие выводы.
Нужно отметить, что поставленная, в данной выпускной квалификационной работе, цель успешно выполнена, гипотеза нашла свое подтверждение.
Изучение литературы, посвященной проблематике обучения диалогической речи посредством наглядных опор показало, что от использования наглядности зависит успех в овладении навыками говорения на всех этапах обучения.
Обучение
диалогической речи может стимулироваться
наглядностью, текстом, прослушанным или
прочитанным, просмотренным фильмом или
вербально заданной ситуацией. Например,
"The man who escaped". Перед прослушиванием
эпизода учащиеся получают задание: "
Dramatize the dialogue between Richard Baxter and Chief Inspector. "
Диалогическую речь можно стимулировать
просмотром фильмов и организацией беседы
между преподавателем и классом, между
учащимися.
Самое главное при организации диалогического
общения – создание положительного эмоционального
настроя к выполняемой учащимися деятельности
и тогда диалогическая речь разной степени
сложности, специально дидактически организованная,
постепенно формирует сама себя, те необходимые
навыки и умения для обеспечения более
высокого уровня диалогического общения,
приближая обучаемых к поставленным целям.