Активные формы обучения на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 18:49, реферат

Краткое описание

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.

Содержание

Введение
Глава I. О разнообразии приемов повышения эффективности урока ИЯ
Игра - средство активизации лексического и грамматического материала, развитие навыков и умений всех видов деятельности.
Инсценирование - вид игровой деятельности на уроках иностранного языка.
Музыка, стихи, песни - сильнейший психологический побудитель, проникающий в глубины сознания.
Ролевая игра - эффективнейшее средство мотивации при изучении ИЯ
Современный телевизионные игры на уроках ИЯ
Нетрадиционный урок - одно из сильнейших средств мотивации при изучении ИЯ
Применения компьютеров при изучении отдельных тем.
Выводы.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Активные формы обучения на уроках иностранного языка (реферат).rtf

— 137.34 Кб (Скачать файл)

"Звездный час" - это своеобразный тестовый контроль аудирования, проверки усвоения изученного лексического и грамматического материала, навыков говорения. Все учащиеся, даже слабые, принимают участие в игре, хотя бы в одном из его этапов. Для проведения игры нужно подготовить: кубики, на каждой стороне которого - буквы алфавита (немецкого или английского). Звездочки, вырезанные из картона, указатели - дети поднимают их при ответах (указатель - это небольшой круг, вырезанный из картона, с приклеенной к нему снизу вертикальной полоской картона, на круге цифры от одного до пяти; листок плотной бумаги, на котором написано длинное слово на иностранном языке (с большим количеством букв)). На доске заранее помещены один или два теста; в распоряжении учителя - тесты для аудирования; призы. 
Например, контролируем навыки аудирования по теме " Die deutschsprechende Lander (11 класс).

Первый тур: Тест на доске: 
Lfnder : die BRD : Osterreich : Schweiz : Luxemburg : Lichtenstein 
N : 1 : 2 : 3 : 4 : 5 
Читаю тексты. 
Техt N 1 Der Staat befindet sich im sudlichen Mitteleuropa grenzt an 9 Lander. Im Norden umspulen ihn 2 Meere. In diesem Land sind 2 Haupstadte: einer von dem ist die offiziele Haupstadt, der andere ist der Regierungsitz). 
Техt N 2 Das Land lugt auch im Mitteleuropa. Das ist ein neutrales Land. 1955 wurde das Gesetz uber die neutralitet angenommen.  
Нужно поднять карточки с номером, которые соответствуют тесту.

Второй тур: в этом туре принимают участие 4-5 учеников. Высыпаем из коробки кубики. На доске записываем 10 букв. Нужно образовать из этих букв самое длинное слово. Разрешается добавить любую, нужную им букву. В этом туре участвуют и зрители, но им нельзя использовать дополнительную букву. На выполнение задания даю две минуты. Сначала проверяю слова у зрителей. Тот, кто составил и правильно написал самое длинное слово, получает приз. Но сначала нужно угадать, что находится в коробке, задавая такие вопросы ведущему, на которые тот мог бы ответить " да " или " нет ". Затем перехожу к участникам игры. Игрок, составивший самое длинное слово, получает звездочку. Те учащиеся, которые составили самое короткое слово или вообще не составили ни одного слова, выбывают из игры.

Третий тур: Пользуюсь тем же тестом, но текст на аудирование читаю другой. Например, по подтеме " Die Kultur der deutschsprechenden Lander"; и этот текст подбираю более сложный. Участники игры поднимают карточку с номером той страны, о представителе которой идет тур: участвуют три - четыре ученика. Он проводится , как и первый, речь.

-Haydt war damals das musikalische Herz des ganzen Europas. Er hatte eine ganze Generation von Musikern erzogen. Die Musiker liebten ihren Kapellmeister wegen seines grossen Talentes und seiner heiteren Musik, aber auch seiner menschlichen Grosse.

Четвертый тур: на доске заранее приготовленный лист с написанным на нем по-немецки словом. Задание - составить из букв этого слова, как можно больше слов за две минуты. Двое участников игры со своими помощниками записывают слова на листочках бумаги. Затем я прошу участников игры записать эти слова на доске. Помощник дополняет список только в том случае, если он придумал слово, которого не было в списке его товарища. Очки подсчитываются в присутствии зрителей. Определяется победитель.

" Счастливый случай " - группа делится на две команды (две семьи), садятся по обе стороны от ведущего. Можно проводить самые разнообразные геймы на самые различные темы. Например, подводим итоги по одной теме, а лучше в конце учебного года обобщающее повторение по двум-трем темам (в сильном классе). Тема " Sport " в 10 классе, 
1 гейм - дать название вида спорта по данному определению. Поочередно задаю вопросы каждой команде. Ассистенты записывают количество очков, набранных командой. Например: 
- Konigin des Sportes? - Leichtathletik 
- Sport der Klugen? - Schach 
2 гейм: " Заморочки из бочки ". Представители команд вынимают бочонки (кубики ) из мешочка. По номеру на бочонке ассистенты или я сама определяю вопрос, например, из истории Олимпийских игр: 
- Wann und wo fanden die ersten Olumpische Spiele statt? 
- wer war der Begrunder der Olumpischen Spiele? 
3 гейм: " Темная лошадка ". ( аудирование ) На этот гейм приглашаю учителя - своего коллегу или сильного учащегося из другого класса. Он рассказывает историю на немецком языке, в конце которой звучит вопрос по содержанию текста. Посовещавшись, команда отвечает на вопрос. Учащиеся, ответившие первыми, получают очко, если ответ был верным. 
4 гейм - команды задают заранее подготовленный вопрос друг другу. 
5 гейм - задаю командам вопросы в течении одной минуты. Отвечать должны без обсуждения, быстро. 
Игра закончена. Подсчитываем количество набранных командами очков, выявляем победителя.

2.6 Нетрадиционный урок - одно из сильнейших средств мотивации при изучении ИЯ.

Существует и так называемые нестандартные уроки: такие как урок - пресс - конференция, урок-конференция, урок-день рождения, урок-вертушка,  урок-сватовство. Такие уроки желательно проводить в сильных классах, они требуют большой подготовительной работы, как со стороны учителя, так и учащихся и эти затраты окупаются сторицей.

" Урок - день рождения Шрайбикуса ".

До 6 класса у учащихся уже имеется большой запас выученных стихов и песен. За неделю нужно объявить детям, что все они приглашены на день рождения. Каждый готовит подарок - открытку, сделанную своими руками и подписанную на немецком языке. Выпускаем газету с поздравлениями от сказочных героев, со стихами на немецком языке. Шрайбикус - учащийся из другого класса, одетый в кепочку, комбинезон своего героя, через плечо - фотоаппарат. Дети приветствуют его, усаживают, начинаются поздравления, дарят открытки, читают стихи, поем песни. Затем Шрайбикус начинает проводить конкурсы и игры на немецком языке: отгадываем кроссворды, чайнворды, ребусы, играем в "Угадай слово", в роботов, в " глухой телефон", показываем для Шрайбикуса инсценированную сказку. Завершает праздник сладкий стол.

Урок - сватовство

Этот урок лучше проводит в старших колассах. Швейцарец сватает девушку из Австрии. Класс делится на две группы - одна большая, другая поменьше родственники и сама невеста, в большей группе - сваты и жених. Родственники невесты не хотят отдавать свою девушку, чем плохо жить в их стране, сторона жениха расхваливает преимущества своей страны.

" Урок - суд ".

Этот урок так же как и урок-сватовство лучше проводить в старших классах. Действующие лица - прокурор, адвокат, судья, представители промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду и представители "Gгееnреасе ". Обвиняются промышленные предприятия Якутии за то, что в республике из - за несоблюдения ими мер по защите окружающей среды, возникла неблагоприятная экологическая обстановка. Выступает в защиту их адвокат, сами промышленники, которые объясняют, почему возникла такая ситуация, "Greenpease "- говорят о последствиях для республики выбросов промышленных предприятий. Идет видеозапись с кадрами последствий выбросов химических заводов. Выступает прокурор с обвинительной речью, адвокат - с изложением программы ассоциации ученых в защиту природы от вредного воздействия предприятий. Суд удаляется на совещание и выносит приговор. В зависимости от подготовленности класса приговор готовится заранее, либо составляется на совещании: вынести штраф для данных предприятий в пользу организаций, занимающихся охраной природы, или закрыть предприятия до постройки очистных сооружений или установки фильтров.

" Урок - вертушка "

Такой тип урока целесообразнее всего проводить при обобщении темы. Интересно это получается на страноведческом материале, так как охватывает несколько аспектов темы. Суть работы на уроке заключается в следующем: класс делится на несколько групп (один сильный учащийся, двое "четверочников", два-три слабых учащихся).

На доске наглядность: карта республики, блоки картинок, изображающих а) природу в разные времена года; б) промышленность; в) сельское хозяйство; г) культура, быт, народное творчество.  
Эпиграф по теме урока: .... aus der Deklaration uber die Souveranitat. На каждом столе - государственные флажки Башкортостана, листки с отпечатанными заданиями по количеству обсуждаемых подтем. В зависимости от взятой темы для той или иной группы задания различны. Для более подготовленных учащихся - задать вопросы по теме, для учащихся послабее - ответить на вопросы, для слабых - перевести с русского на немецкий, дополнить предложения и так далее. Начинается собственно "вертушка". У каждого учащегося свой - "маршрутный лист", на котором по номерам или в определенной очередности по цветам указан маршрут. Учащийся должен обойти все столы и на своем листке выполнить задание. 
(На каждом столе по три листка с заданиями: у сильных - с красной звездочкой в углу, у "четверочников" - с зеленой, у слабых - с синей.) Важно продумать "маршрутки" так, чтобы за одним столом, одновременно, не "столкнулись" два человека, работающие по одному заданию. Идя по своему "маршруту", учащийся выполняет только по 1 заданию на столе, на своем листке, причем просматривает предварительно предыдущие ответы и не должен повторяться, таким образом, охватывает всю подтему. На все "движение" даю 10 минут.

Таким образом, на каждом столе, получается по одному экземпляру работы над подтемой - либо в вопросах, либо перевод, либо дополнены предложения и т.д. "Вертушка" закончена, все садятся на свои места. Начинаем обсуждение темы целиком. Организовать этот этап можно по-разному. Начинается работа внутри группы. 
Сильные контролируют работу слабых по их заданиям, выставляют им оценки. В распоряжении учителя - видеозапись о республике, о городе. В зависимости от времени, он может "пройтись" по всей теме и попросить их задать вопросы (Frage ob die Republik reich an Naturschatzen ist), либо попросить перевести, либо ответить на вопрос. Потом может выслушать диалог или устное высказывание по теме. В итоге за урок вся группа получает оценки. Может быть и так, что "троечник" получит оценку выше, т.к. выполнял задание на листке и работал устно на уроке. Подводится итог урока, “вертушка“ удалась, все довольны.

2.7 Применение компьютеров при изучении отдельных тем.

При переходе на качественно новый этап этой работы школы возникает необходимость не только глубокого осмысления традиционно существующих способов обучения и себя в них, но и видения перспектив. Применение различных форм организации уроков для создания мотивации усвоения знаний все-таки сегодня не всегда эффективны. Время идет вперед, в жизнь врываются новые технологии и останавливаться на достигнутом - значит потерять со временем многое. Использование возможности компьютерного класса для проведения уроков иностранного языка -  мощнейший мотив, который нужно использовать в своей работе.

При введении грамматического материала, закреплении и контроле его, можно использовать программу “English” начиная с 6 класса. При введении и контроле усвоения лексики можно использовать программу “Parole” и “Первая 1000 слов”. Компьютерную программу “I go to school” можно использовать на всех этапах обучения. Преимущества данного вида обучения и контроля несомненны: он позволяет оживить процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, способствует развитию логики мышления. Решается проблема сотрудничества учителя и ученика. Материал усваивается как система. Естественно, что этот вид работы не исключает традиционных на уроке, доски, мела, рабочей тетради, но работа ученика в значительной степени становится самостоятельной. Ценно и то, что наряду с созданием мотива к изучению предмета при применении данного вида работы есть возможность разработать индивидуальную стратегию обучения разных детей, увидеть впоследствии продвижение каждого ребенка в процессе изучения иностранного языка и в соответствии с этим строить учебный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки иностранного языка предоставляют учителю больше возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения. Значимость изучения иностранного языка  в настоящее время невозможно переоценить. Для практики учителя-практика в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска все новых и новых форм и методов активизации учебного процесса.

Как определенный результат своей работы над данной темой вижу отсутствие неуспевающих по своему предмету в течение 5 лет. Ежегодно выпускники 9-х и 11-х классов выбирают иностранный язык на государственный экзамен: 
1997 г. - 28% немецкий язык, 17% английский язык 
1998 г. - 13% немецкий язык 
2000 г. - 21% немецкий язык

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

    1. Гальскова Н.Д., Горячев А.Ю., Никитенко З.Н., Соловцова Э.И., “Обучение иностранному языку: поиск новых путей” - ИЯШ, 1989 г., № 1, стр. 13-19
    2. Бим И.Л. “Обучение иностранному языку: поиск новых путей (концепция лаборатории ИИ содержания и методики обучения АПН СССР)”, стр. 19-26
    3. Бабинская Т.К., Маслыко Е.А. “Настольная книга учителя иностранного языка”, Москва, Высшая школа, 1998 г.
    4. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
    5. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М., “Язык и дети”, Москва, 1981 г.
    6. Бочарова Л.Н. “Игры на уроках английского языка на начальном и среднем этапе обучения”, ИЯШ, 1996 г., № 3
    7. Манилова М.Я. “Игра на уроке английского языка”, 1997 г., № 1
    8. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.

 

 

 


 



Информация о работе Активные формы обучения на уроках иностранного языка