Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:57, курсовая работа
Настоящая работа посвящена изучению сравнительных конструкций в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Сравнение – это основа человеческого мышления, способ познания мира и человека, творческая сила, обогащающая язык новыми словами и конструкциями, яркий, весьма употребительный и продуктивный прием создания образа и художественной выразительности. Сравнение актуализирует смысл высказывания и добавляет ему личностный, субъективный компонент, оно используется для привлечения внимания, оказания воздействия на участников коммуникации. Кроме того, сравнение – это еще и оценочное средство, способствующее выражению говорящим своего отношения к передаваемой информации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Понятие сравнения как стилистического приема………………...7
Функции сравнения и сравнительных конструкций……………..9
Стилистическое выражение сравнительных конструкций………12
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИХ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В РОМАНЕ О. УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»
2.1 Классификация сравнительных конструкций в зависимости
от структуры……………………………………………………………..18
2.2 Анализ семантического значения сравнительных конструкций…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...............29
The heavy lilac-blooms, with their clustering stars, moved to end from in the languid air
Lord Henry was looking up the little clouds that, like raveled skeins of glossy white silk, were drifting across the hollowed turquoise of the summer sky
The grisp frost lay like salt upon the grass
Порой природным явлениям уподобляются предметы интерьера:
The huge sunlight flamed like a monstrous dahlia with petals of yellow fire
Отметим также, что даже элементы языка характеризуются писателем через соотнесение их с цветами:
There were in this novel metaphors as monstrous as orchids and as subtle in color
Менее всего среди уайльдовских сравнений встречаются примеры, когда предмет или явление городской культуры поясняется через другой предмет:
The slimy pavement looked like a wet mackintosh
Таким образом, мы видим, что Уайльд как писатель проявил большую изобретательность при составлении сравнений. Здесь мы встречаем уподобление одного предмета другому, человека – предмету, человека – человеку, человека – природе, а нередко сама природа становится объектом сравнения. Бросается в глаза тот факт, что из всех природных явлений в поле зрения писателя чаще всего оказываются цветы. Порой они безымянны, но в большинстве случаев выступают под своими конкретными названиями: роза, нарцисс, сирень, георгин, орхидея. Вероятно, это не случайно. Природа всегда представляла собой эталон безукоризненной красоты и совершенства, и наиболее полно эти качества природы воплощали в себе цветы. Частое обращение к ним не могло не сказаться на уровне эстетизации книги, они как бы пропитывают своим ароматом и изяществом весь строй произведения.
Также мы проанализировали сравнительные конструкции романа и выявили несколько оттенков сравнений, используемых автором: положительный, отрицательный и нейтральный оттенки. Вот некоторые примеры:
Talking to him was like playing upon an exquisite violin.
A faint blush, like the shadow of a rose in a mirror of silver, came to her cheeks
Her body swayed, while she danced, as a plant sways in the water.
Like the gods of the Greeks, he would be strong, and fleet, and joyous.
He felt as if a hand of ice had been laid upon his heart.
It was a tawdry affair, all Cupids and cornucopias, like a third-rate wedding-cake.
The sky above was like a faded rose.
He remembered it as if it had been the lash of a hunting-crop across his face.
He went towards the little, pearl-coloured octagonal stand that had always looked to him like the work of some strange Egyptian bees that wrought in silver
Hallward stirred in his chair as if he was going to rise.
The slimy pavement looked like a wet mackintosh.
Процентное соотношение оттенков сравнения в романе отражено в диаграмме (см. Рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Процентное соотношение оттенков сравнительных конструкций в романе
На диаграмме видно, что в произведении преобладают сравнительные конструкции с отрицательным оттенком, что, по нашему мнению, связано с тем, что большая часть романа повествует об извращённой душе главного героя, Дориана Грея, о его духовном разложении. Также можно судить и о негативном отношении самого автора к описываемым героям и событиям романа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приём сравнения очень распространён в литературе. Авторы прибегают к нему для того, чтобы создать художественный образ наиболее чётко и красочно. В данной работе было проведено исследование сравнительных конструкций в произведении О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для проведения исследования мы обратились ко многим авторам с целью уяснения сущности рассматриваемых явлений. Было отобрано большое количество существенного теоретического материала и проанализировано около двухсот случаев употребления сравнительных конструкций в романе.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, нами были изучены различные исследования лингвистов, посвященные функциям сравнительных оборотов в языке и в художественной речи. В результате этой работы мы выяснили, что почти все исследователи выделяют следующие функции сравнительных оборотов в художественной речи: изобразительная, образная, экспрессивная, оценочная.
Во-вторых, мы выяснили разницу между простыми и стилистически окрашенными сравнениями. Оказалось, что подавляющее большинство сравнений в произведении – стилистически окрашенные, что позволяет нам сделать вывод о богатстве языка автора романа, О. Уайльда.
В-третьих, нам удалось классифицировать сравнительные конструкции, используемые в произведении, в зависимости от их структуры. Оказалось, что большая часть сравнений имеет структуру «глагол + существительное», что иллюстрирует тенденцию автора уподоблять действия героев действиям других лиц из мира животных, растений, явлений природы и других.
Стоит также отметить, что сравнительные конструкции были сгруппированы нами на основе анализа объекта и субъекта сравнения. Мы обнаружили, что Уайльд как писатель проявил большую изобретательность при составлении сравнений. В романе можно встретить уподобление одного предмета другому, человека – предмету, человека – человеку, человека – природе, а нередко сама природа становится объектом сравнения. Особенностью сравнений в «Портрете Дориана Грея» является частое фигурирование в них цветов и растений, что создаёт порой романтический, а иногда и трагический образ.
Кроме того, было выявлено, что оценочность также проявляет себя с помощью сравнительных конструкций. Чаще всего в романе О. Уайльда с помощью сравнений передана отрицательная оценка описываемых героев, их действий, а также описываемых предметов и явлений. Вероятнее всего, это связано с тем, что большая часть романа повествует об извращённой душе главного героя, Дориана Грея, о его духовном разложении. Также можно сделать вывод и об отрицательном отношении автора к раскрываемым событиям и описываемым героям произведения.
Таким образом, теоретическая значимость работы состоит в возможности использовать материал курсовой работы при дальнейших исследованиях проблемы семантики сравнения в английском языке.
Практической значимостью работы является возможность применения результатов исследования в процессе преподавания практики устной и письменной речи английского языка, лексикологии, стилистики, семантики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Анализ семантического значения сравнительных конструкций