Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 00:46, реферат
Имя Ломоносова - первое и первостепенное имя в разработке русского
литературного языка: до Ломоносова русский язык как таковой не привлекал,
или слишком мало, привлекал к себе внимание как объект грамматического
изучения. В допетровскую пору в качестве русского языка преподносился
церковнославянский, а грамматические опыты этого времени были слишком
кратки и элементарны.
длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в
которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия,
то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки».
(Вторая и третья книги
Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной
материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...
К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные
дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое –
упражнение в сочинении, пятое – знание других наук».
Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот объемистый
труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные риторические
правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и
поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры.
Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего
значения и в наши дни.
«Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются
правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о
предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное
украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему
разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и
расположение».
Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено,
грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает
необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения.
Примеры должны быть не случайными, а
подтверждающими мысль
надо подбирать и готовить заранее.
При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1)
чтобы в подробном описании частей,
свойств и обстоятельств
слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много
важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие
полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые
получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность
распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу
возрастала».
Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть,
радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное
воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.
«Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости
предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей
учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы
не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в
уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и
основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на
свою сторону?..
А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно
знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть
возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец
человеческих...
Страстию называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении
и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние
самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее
действие и сила красноречия.
Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к
возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он
добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и
лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же
страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их
страстными учинить намерен».
Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст
слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.
«При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак,
разумный ритор при
умечать в то место, где не прикрыто».
Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает
Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать
голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым,
печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым,
сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю
протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям
невнятно, а от другого скучно».
Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении
речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и
силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого
чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто».
Рассматривая плавность
продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на
слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в
нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок,
крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо
употреблять в меру, добавляет ученый.
Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и
повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее,
наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом
множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?
Храброго вождя искусство
воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее
Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.
Посмотрим теперь, как сам ученый на практике применял вышеизложенное в
своих публичных выступлениях. Современники свидетельствуют, что Ломоносов
был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого
Шумахер писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-
нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее
торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор
должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо
другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». Здесь сквозь
явное недоброжелательство
способностей.
«Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили
с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков
вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и
приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в
разговорах употреблять острые шутки».
В качестве иллюстраций ораторского искусства Ломоносова, его умения образно
и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять
дотоле неизвестное рассмотрим два примера. Первый – «Слово о пользе химии,
в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года
говоренное Михаилом Ломоносовым». Начинается оно так:
«Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того
совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу
приносит... Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении,
сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная
различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем,
что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает».
Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый
показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от
невежественного. И призывает учиться, познавать новое.
«Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда
перед ним обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что
земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез
многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам
нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один
выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо...
величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей
расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления,
обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока
переменное положение
смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных
разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в
мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?»
Заключение
Культура речи является выражением того идеала языковой культуры, который
складывается усилиями многих поколений и находит свое воплощение в
литературном языке. Именно писатели с их трепетным и вдумчивым отношением к
слову, его оттенкам и звучанию
формируют в своих
литературного языка. С появлением литературного языка появляется и культура
речи, которая формирует культуру отношений и более того – систему
ценностей. Литературный язык – это то, что в языковом плане объединяет
нацию.
Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный
уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность
понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства,
скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно
судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура
говорящего, тем больше его речь будет соответствовать нормам литературного
языка.
Большой вклад в развитие культуры речи и развития русского литературного
языка внес М.В. Ломоносов. Во всех суждениях о нормах произношения и
правописания Ломоносов
В 1748 г. Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к
красноречию» (кн. 1 «Риторика»). В первой части, носившей название
«Изобретение», ставился вопрос о выборе темы и связанных с ней идей. Вторая
часть — «О украшении» — содержала правила, касавшиеся стиля. Самым важным в
ней было учение о тропах, придававших речи «возвышение» и «великолепие». В
третьей — «О расположении» — говорилось о композиции художественного
произведения. В «Риторике» были не только правила, но и многочисленные
образцы ораторского и поэтического искусства. Она была и учебником и вместе
с тем хрестоматией.
Информация о работе Вклад Ломносова в развитие руского языка