Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:47, статья

Краткое описание

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях; рассмотрена роль компетентностного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе. Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР1.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в  техническом вузе

Библиографическое описание: Кобзева Н. А. Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе [Текст] / Н. А. Кобзева // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 89-92.

В статье представлен анализ понятий  компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые  обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях; рассмотрена роль компетентностного  подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход.

The article presents the analysis of concepts competence, competency and competence-based approach in the education system, which are discussed in modern science and educational research, the competence approach importance in foreign language teaching within technical university.

Key words: competence, competency and competence-based approach.

В настоящее время тема компетентностного  подхода в системе высшего технического образования становится принципиально важной и активно обсуждаемой. Это связано с тем, что она включает новую образовательную парадигму, вектор которой направлен в сторону гуманизации.

Целый ряд факторов обуславливают актуализацию компетентностного подхода в образовании. Сюда можно отнести проблемы окружающей среды в связи с переходом к постиндустриальному обществу, динамизм жизненных процессов, колоссальное увеличение информационных потоков. Активнее задействованы рыночные механизмы в обществе, возросла профессиональная мобильность, появились новые профессии, изменились требования к ним – они стали более интегрированными, менее специальными.

В силу этих обстоятельств появилась  необходимость формирования личности, умеющей жить в новых условиях. Время диктует качества такой личности: ответственность, стрессоустойчивость, творческий потенциал, способность предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Становится ясным, что для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить высшее образование и на том остановиться - возникает потребность пополнять свои знания, добавлять, возможно, информацией совсем из другой области.

Востребованность  концепции компетентностного подхода в сфере высшего профессионального образования определили актуальность и цель данной статьи.

Считается, что одним из первых компетентностный подход предложил шотландский исследователь  Дж. Равен [1]. Основные понятия в понимании компетентностного подхода – компетенция и компетентность. Существует множество трактовок этих слов.

Словарь Webster's Online Dictionary утверждает, что  само слово competence в английском языке  появилось до 1590 года. (“Competence” was first used in popular English literature: sometime before 1590)[2].

В интернет-энциклопедии Wikipedia.org, создаваемой  совместными усилиями многих людей, competency трактуется как компетенция  в узком смысле, а competence - как общая  компетенция, т.е. компетентность.

В русскоязычной версии этой энциклопедии даются следующие определения терминов компетентность и компетенция:

  • «Компетентность (от англ. competence) – cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция, общая – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области;
  • Компетенция, профессиональная — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;
  • Компетенция (управление персоналом) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и др. качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании;
  • Компетенция (юридический термин) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);
  • Компетенция межкультурная - способность успешно общаться с представителями других культур;
  • Компетенция ключевая, организации - совокупность конкурентных преимуществ организации, ее главный козырь в конкурентной или гиперконкурентной борьбе»[3].

В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода  в образовании занимаются многие специалисты. Они представляют различные точки зрения, создают разные терминологические аппараты и пока не выработали единой теоретической концепции компетентностного подхода в образовании, что затрудняет педагогическую практику.

По определению теоретика компетентностного  подхода А.В. Хуторского, компетенция это – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность же – это совокупность личностных качеств ученика (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к деятельности в определенной личностно-значимой сфере[4].

По мнению М.Е. Бершадского, «понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объем понятия «умение»; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются несколько искусственными»[5].

Таким образом, выделяются две противоположные  точки зрения на сущность понятия  компетентность и компетенция.

А.Г. Бермус в статье, посвящённой  анализу условий реализации компетентностного подхода в условиях российского образования, отмечает, что компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Это, по его мнению, касается как научных обсуждений этого явления, так и компьютерного редактора, обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный [6].

Исходя из мнения большинства исследователей, примем следующие трактовки этих терминов. Компетенция – компонент  качества человека, определяющий его  способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность – умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность представляет собой более общее понятие и может состоять из совокупности отдельных компетенций.

Три этапа в становлении компетентностного  подхода выделяет И.А. Зимняя:

1) первый этап (1960 – 1970 гг.) – введение в научный аппарат категории «компетенция»; исследование в теории обучения языкам разных видов языковой/коммуникативной компетенции; создание предпосылок разграничения понятий «компетенция»/»компетентность»;

2) второй этап (1970 – 1990 гг.) – использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку, профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности»;

3) третий этап (с 1990 гг.) – в общеевропейских документах компетенции стали рассматривать как желаемый результат образования, определены основные глобальные компетенции[7].

Третий  этап развития компетентностного подхода  отражён в материалах ЮНЕСКО, где  обозначены компетенции, которые следует рассматривать всеми как желаемый результат образования [8].

В Берне на симпозиуме (1996 г.) по программе  Совета Европы было определено, что  для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования. Так же было подчёркнуто, что диплом не может быть гарантией получения работы. Многие молодые люди, оканчивая учебное заведение, не имеют представления важных компетенциях которые им будут нужны в будущей трудовой жизни: коммуникативная компетенция, способность работать в коллективе, творчество, любознательность, толерантность [9].

Советом Европы и Европейским парламентом в декабре 2006 года был принят список ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы:

«умение общаться на родном и иностранном  языках; математическая компетентность и базовые компетенции в области  науки и техники; IT грамотность; способность учиться всю жизнь; социальные и гражданские компетенции; смысл инициативы и предпринимательства, а также способность жизни в поликультурном мире» [10].

Перечисленные компетенции описывают набор  требований к выпускнику образовательного учреждения, которые позволят ему  либо продолжить обучение, либо приступить к работе.

Несомненно, что сегодня для реализации компетентностного  подхода в образовании нужна  опора на международный опыт, с  учетом необходимой адаптации к  традициям и потребностям России.

Теоретико-методологической основой феномена компетентностного  подхода являются работы ведущих зарубежных и российских ученых по направлению формирования учебной компетенции: Т.И. Барышникова, Г.М. Бурденюк, О.Ю. Зверлова, Р.М. Грановская, Ю.А. Конаржевский, Н.Ф. Коряковцева, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, М.М. Поташник, Г.К. Селевко, Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина, Т.Ю. Терновых, А.В. Мариничева, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Н.И. Чернова, О.Н. Щёголева, Б. Оскарсон, У. Тучкова, М.В. Бернавсквя, О.С. Виноградова, Я.Е. Кузнецов, P. Bimmel, G. Neuner, K. Kleppin, S. Neuner, U. Rampillon и др.

Анализ литературы по проблеме показывает, что компетенция понимается комплексно, как структура, слагаемая из различных  частей – совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления  конкретной профессиональной деятельности; свойств личности; потенциальной способности индивида справляться с различными задачами. К. Кин (K.Keen) образно сравнивал компетенцию с пальцами на руке (навыки, знания, опыт, контакты, ценности), которые координируются ладонью и контролируются нервной системой, управляющей рукой в целом [11].

Современные социально-экономические  условия выдвигают на первый план специальные дисциплины и исследования в области науки, техники и  инновационных технологий. Интеграция общества стремительно происходит на всех уровнях. Высшие учебные заведения становятся центрами научных исследований и обучения и играют важную роль в формировании и развитии международного научно-образовательного пространства. К таким вузам принадлежит Томский политехнический университет (ТПУ), занимающий лидирующие позиции среди технических вузов России по накопленному опыту и потенциалу развития как научного, так и международного сотрудничества.

ТПУ является членом крупных международных  образовательно-исследовательских организаций и сообществ: IAU, IAUP, IGIP, IAUP, SEFI, EARMA, WFEO, СESAER, CLUSTER, EUA и др.[12].

В 2011 г. состоится массовый переход  российских вузов на двухуровневую  систему высшего образования  по Федеральным государственным  образовательным стандартам III поколения (ФГОС-III). Концепции ФГОС-III отличаются тем, что они содержат, в основном, требования к результатам обучения (компетенциям) выпускников основных образовательных программ.

Политика Томского политехнического университета в области менеджмента качества направлена на постоянное обеспечение подготовки специалистов высокой (магистры) и высшей (кандидаты и доктора наук) квалификации на основе компетентностного подхода. Формирование этих требований проводится на базе модели специалиста – инженера, являющегося центральной фигурой научно-технического прогресса.

Построение модели инженера является сложным и неоднозначным процессом. Профессиограмма инженера международного уровня включает не только специальные  технические знания и умения, но и гуманитарные аспекты, такие как философия, психология, этика, социология, история культуры, экология и риторика. Важное место в этой профессиограмме занимает такой аспект, как владение иностранным языком.

Требования к современному инженеру отражены в критериях международных сертификационных и аккредитационных организаций по инженерной подготовке, профессиональных консорциумов и ассоциаций.

В этих критериях сформулированы как  обязательные общие требования к  выпускникам университетов, освоившим  инженерные программы, так и гуманитарные:

«Следует обратить внимание на то, что рассмотренные требования относятся  не только к основной естественнонаучной, математической, профессиональной и  специальной подготовке инженеров, но и к дополнительным навыкам, таким  как способность к коммуникации, командной работе, владение иностранным языком, и другим так называемым «transferable skills», или «soft skills» [13].

Их гуманитарная суть заключается  в следующем: «… способность рассматривать  различные аспекты инженерных проблем с глобальной точки зрения; понимание результатов воздействия и влияния технологий на общество и окружающую среду, а также ответственности и обязательств инженера перед обществом в соответствии с законами профессиональной этики; технологий, а также способность применять эти знания; коммуникативные навыки, включая устную и письменную речь, навыки ведения дискуссий на родном языке и базовые навыки эффективного общения на иностранном языке; способность учиться самостоятельно и постоянно…» [13].

В критериях Европейской Федерации Национальных Инженерных Ассоциаций (European Federation of National Engineering Associations, FEANI) чётко выделено требование к уровню языковой подготовки профессионального инженера: «(… Fluency in European languages sufficient to facilitate communication when working throughout Europe…), то есть «свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе».[14].

Информация о работе Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе