Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:47, статья

Краткое описание

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях; рассмотрена роль компетентностного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе. Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход.

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР1.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Критерии Ассоциации инженерного  образования России (АИОР) разработаны  с ориентацией на лучшие традиции российского высшего образования, учитывают опыт ведущих международных аккредитующих организаций, осуществляющих оценку инженерных образовательных программ. «Главными целевыми установками в государственном образовательном стандарте должно быть предусмотрено практическое владение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации, обеспечивающей: продолжение образования и профессиональную деятельность в иноязычной среде; коммуникативные и лингвострановедческие компетенции в распространенных ситуациях повседневного общения при непосредственном контакте с носителями языка; умения беглого чтения и беспереводного понимания газетных и журнальных статей, теле- и радиопередач, навыки делового письма, умения вести переговоры и составлять контракты; профессиональные компетенции в переводе оригинальной технической литературы по специальности, в чтении лекций и докладов, написании научных статей на иностранном языке» [15].

В Документе Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным  языком: Изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment") эксперты стран Совета Европы, в том числе и представители России достаточно ясно определяют понятие компетенций.

«Компетенции представляют сумму  знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия. Общие компетенции не являются языковыми, они обеспечивают любую деятельность, включая коммуникативную. Коммуникативные языковые компетенции позволяют осуществлять деятельность с использованием языковых средств» [16].

Из анализа научно-методической литературы, документов международных  организаций становится очевидным, что компетентностный подход направлен: на свободное и творческое мышление непосредственных участников процесса обучения; на формирование знаний и умений, которые готовят выпускника вуза к социальным условиям общества; на самостоятельное добывание информации, формирование лидерских качеств.

Компетентностный подход в корне  меняет традиционное представление  о подготовке специалиста технического вуза как о простой передаче ему определенной суммы знаний.

Качество и эффективность подготовки будущего специалиста определяется сформированностью компетенций, в  том числе гуманитарных, которые  могут быть обеспечены наличием языковых, культурологических, страноведческих социокультурных знаний на основе компетентностного подхода в обучении.

 

Литература 

  1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2002
  2. URL: http://www.websters-online-dictionary.org
  3. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. Педагогический дискуссионный клуб "Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника"/ (портал Аудиториум.ru, 2002 год)
  5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. -
  6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // Интернет-журнал «Эйдос» /URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
  7. International Bureau of Education Competency-based approaches http://www.ibe.unesco.org/en/communities/community-of-practice-cop/competency-based-approaches.html
  8. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996.Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
  9. Gordon, G. Halasz, M. Krawczyk, T. Leney, A. Michel, D. Pepper, E. Putkiewicz, J. Wisniewski, Key Competences in Europe: Opening doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education, study undertaken for the Directorate General Education and Culture of the European Commission, URL:http://ec.europa.eu/education/more-information/moreinformation139_en.htm
  10. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen. (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111 – 122). Brussels: IBM Education Center, 1992.
  11. URL:http://www.tpu.ru/html/p-international.htm
  12. Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов. //Вопросы образования. 2004. № 4. С. 125-141.
  13. European Federation of National Engineering Associations http://www.feani.org/webfeani/ Professional competence)
  14. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования /Сайт Ассоциации инженерного образования России /http://aeer.ru/index.phtml
  15. Европейская система уровней владения иностранным языком кафедра иностранных языков МФТИ /URL: http://lang.mipt.ru/articles/european_levels.html



Информация о работе Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе