Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:28, курсовая работа
При обучении детей письму очень важны методичиские знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения помогающие формировать графические навыки.
Введение 2
1. Задачи обучения письму 4
2. Организационные и гигиенические условия обучения письму 8
3. Приемы обучения письму букв 11
4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 13
5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству” 15
6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски 19
Заключение 28
Список литературы 30
[pic]
Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв,
различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести
подобную дифференциацию и в этих парах.
Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз
направленных оптически сходных букв:
[pic]
Одновременно
закрепляется правило о
Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением
ошибок кинетических и оптических смешений.
Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие
функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет
ошибку у другого, чем в своей собственной работе.
Предлагаем
списать с доски предложения
с ошибочно записанными
[pic]
Как показала практика, подобная работа очень эффективна и
результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной
деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический
контроль за ходом двигательного акта письма.
Предложенные
вашему вниманию упражнения
только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и
целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие
произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы
учащихся.
6. Выработка каллиграфии при
В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают
большое количество трудностей. Для усвоения новой буквы детям со средним и
низким уровнем развития способностей прицелится прописывать по несколько
строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразной работе, как правило,
сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости, ведущее к
перегрузкам, возникновению дидактогенных неврозов и фобий, к негативному
отношению к урокам письма.
В результате невозможности постепенной качественной отработки
написания сложных букв по степени нарастая их трудности, характерной для
букварного периода, нередки случаи закрепления у учащихся неверного
начертания буквенных знаков и порядка их написания Га-кие ошибки обычно
исправляют в после букварный период, затрачивая на это больше усилий.
Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико-
синтетических способностей, а также мелкой мускулатуры руки 6-7-летних
детей часто превращает урок письма для среднего ученика в мучительный
процесс. Именно эта проблема привела меня к мысли о создании собственной
прописи.
Проанализировав характер трудностей первоклассников, возникающих на
первом этапе обучения письму, можно придти к выводу о необходимости
организации работы, направленной на выработку автоматизированного навыка
письма на основе поэлементной, четко алгоритмированной графики с
использованием элементов занимательности, что, по-моему, должно было решить
проблему перегрузки учащихся в процессе овладения навыком письма. С этой
целью была использована пропись-раскраска, предназначенная для обучения
письму детей 6-7-летнего возраста в школе, детском саду в домашних
условиях. Пропись рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия
перед работой в программных прописях для 1 класса или в тетрадях по письму
с заданиями прописанными по усмотрению учителя.
Целью данного пособия является выработка автоматизированного навыка
письма и каллиграфического почерка в период первичного усвоения буквенных
знаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка их
написания в процессе многократного повторения с использованием элементов
занимательности.
Содержание
прописи-раскраски дает
письма более интересно и разнопланово, что в значительной степени снижает
перегрузку учащихся на первом этапе обучения письму, способствует развитию
графических навыков и интереса к урокам, а наличие большого количества
заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный
индивидуальный подход к учащимся в процессе отработки необходимых для
первоклассников умений и навыков.
Небольшой формат прописи удобен в работе и очень нравится детям,
превращая пособие в книжку-игрушку. Для удобства ориентировки в прописи-
раскраске предметные рисунки и изучаемые буквы расположены в алфавитном
порядке, а не в порядке их изучения.
В начале работы по прописи-раскраске, во время разгадывания загадки,
проводится работа по развитию речи учащихся, а во время поиска нужной
страницы дети учатся ориентироваться в прописи, а также повторяют цифры,
изученные на уроках математики.
Задания, во время которых ученики обводит рисунок по контуру,
заполняют его плоскость элементами и буквами, а затем заштриховывают
цветными карандашами, способствуют развитию мелкой мускулатуры руки
первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и
композиционные навыки. В то время, как дети выполняют вышеуказанную
самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание
на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки
(карандаша) в руке, на
порядок написания и
элементов.
Параллельно с работой по практическому запоминанию новой буквы идет
отработка умения выполнять слого-звуковой анализ слова. Дети записывают
звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках,
дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой
буквой.
[pic]
Работа
по изучению начертательной
этапов: анализ элементного состава и порядка написания буквы (над звуковой
моделью слова), отработка графики ее элементов и написание буквы целиком (в
плоскости рисунка). Выполнение данной работы облегчают образцы букв и их
элементов, которые необходимо обвести, а также знаки, показывающие начало и
направление письма (точки, черточки, стрелочки).
Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращает
монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие —
«раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятков
одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и
порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени
автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чего
работа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеров
буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами.
Ученики,
выполнившие работу раньше
штриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимается
индивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховке
рисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.)
По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение,
еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большом
овале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначает
данная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные),
расположенных рядом.
Приведу
фрагмент урока письма с
Тема урока: Письмо строчной буквы б.
1. Вводная чисть. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Инструктаж о различии правильной посадки при письме и во время выполнения
устных заданий.
2. Работа над новым материалам. Ознакомление со строчной буквой б с
использованием прописи-
1) Актуализация знаний учащихся. — Давайте вспомним скороговорку,
которую мы учили на уроке чтения. (Белые бараны били в барабаны.)
Кто из
вас сможет сказать эту
А кто
догадался, какую букву мы
Как вы узнали, что сегодня мы научимся писать именно букву б?
Найдите печатную букву б в разрезной азбуке и поставьте ее на наборное
полотно. Какие звуки обозначает буква б?
В каком слове из нашей скороговорки буква 6 встречается дважды?
2) Поиск
слова-картинки в прописи-
— На наборное полотно мы поставили печатную букву б, а какую букву мы
будем искать в прописи-раскраске?
Правильно. Но найдете письменную букву 6 вы только тогда, когда
разгадаете мою загадку:
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Найдите
в прописи страничку с
странички.
3) Составление
слого-звуковой модели слова
|б|.
— Произнесите звук, выделенный в нашей схеме.
Б А Б О Ч К А
Есть ли в слове бабочка еще такой же звук [б]? В каком слоге он
находится? Какой по счету (в слоге и в слове)?
Выделите второй звук [б] так же, как он выделен в начале схемы.
4) Инструктаж о положении прописи на парте, ручки в руке и правильной
посадке во время письма.
5) Ознакомление со строчной буквой б и ее элементами.
— А сейчас внимательно рассмотрите букву б и ее элементы над схемой
слова бабочка. Потом я задам вопросы и проверю, все ли были внимательны.
Какую букву мы будем изучать: строчную или заглавную? Почему вы так
решили?
Из каких
элементов состоит строчная
пишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании строчной буквы
б? (Овал. переходящий в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону.)
Напишем
букву б (поэлементно и
последовательно обведем элементы и букву целиком по образцу над звуковой
схемой.
6) Упражнение в написании буквы б и ее элементов в плоскости рисунка
прописи-раскраски.
— Теперь
мы знаем, что строчная буква
б состоит из овала,
в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону, и можем поупражняться
в написании новой буквы.
Как вы
думаете, какой элемент мы
как он является первым элементом строчной буквы 6.)
Сначала пропишите овал. переходящий в короткую прямую линию в верхнем
крылышке бабочки. Начинайте с выделенной точки и ведите овал в левую
сторону. После того, как вы обведете все овалы, напишите несколько таких же
элементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор.
Теперь
пропишите прямые линии с
начинайте с выделенной точки и не забудьте, что этот элемент буквы б нужно
писать снизу вверх!
А теперь
нам нужно нанести узор на
нижнее крылышко нашей бабочки.
узор будет состоять из очень красивых (букв б). Давайте еще раз пропишем
букву б в воздухе, чтобы у нашей бабочки получились красивые крылышки.
А сейчас положите пропись наклонно и нанесите узор на второе крылышко
бабочки. Сначала обведите образцы, а затем напишите несколько букв
самостоятельно.
Не забудьте, что первый элемент у буквы б— это овал! Начинайте писать
с выделенной точки! Если вы забудете, как нужно правильно писать строчную
букву б, еще раз рассмотрите порядок написания ее элементов над звуковой
схемой.
Кто закончит
узор на крыльях бабочки,
ручками и «раскрасить» карандашами. Но не торопитесь: заштриховать рисунок
вы сможете и дома, а вот исправить неаккуратный узор будет уже невозможно!
7) Соотнесение буквы б со звуками |б| и |б'|.
— Из элементов какой буквы мы составляли узор на крыльях бабочки?
Какие звуки обозначает буква б?
Запишите обозначения звуков [б] и [б'] в квадратиках, обведите
строчную букву б в овале, закройте пропись и приготовьтесь к превращениям.
3. Физкулыппауза.
1) Разучивание
новой физкультминутки «
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.