Методика обучения письму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

При обучении детей письму очень важны методичиские знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения помогающие формировать графические навыки.

Содержание

Введение 2
1. Задачи обучения письму 4
2. Организационные и гигиенические условия обучения письму 8
3. Приемы обучения письму букв 11
4. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников 13
5. Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству” 15
6. Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски 19
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

методика обучения письму.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

      Шевельнулся,  потянулся.

      Взвился  вверх и полетел.

      Утром солнышко  проснётся

      Бабочка  кружит и вьется

      Шевелятся  у цветка

      Все четыре  лепестка!

      — В кого  мы с вами сейчас превратимся?

      Разучим  слова и движения физкультминутки.

      2) Игра «Твердый-мягкий»  (с приседаниями).

      3) Заключительное  упражнение.

      4. Повторение  и закрепление изученного.

      Письмо  строчной буквы б, слогов и   слов  с  буквой  б  в   тетради  или

программной прописи.

 

 

 

                                 Заключение

 

 

      Письмо  для  поступающих  в  школу   детей  –  очень  сложный   процесс,

требующий непрерывного, напряженного контроля.  При  поступлении  ребенка  в

школу резко меняется образ  его жизнедеятельности, и успешность  обучения  во

многом зависит от его  готовности к новым учебным нагрузкам.

      Графические  навыки относятся к сенсомоторным  навыкам человека.  Но,  в

отличие от большинства сенсомоторных  навыков,  которые  включаются  либо  в

трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма  связаны

с учебной деятельностью  человека и обслуживают процессы письменной  речи.  В

этом заключается специфика  и сложность их формирования.

      Формирование  письменных навыков начинается,  по  мнению  психологов  и

физиологов,  значительно  раньше  того  момента,   когда   учитель   впервые

вкладывает ребенку в  руку ручку и показывает, как надо писать букву.  Ещё  в

трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку  и чертят на  бумаге

прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением  свою  руку.

Это и служит основой,  психофизиологической  предпосылкой  для  формирования

письма.

      У первоклассников,  как отмечают физиологи, слабо  развиты  мышцы  руки,

не закончено окостенение  костей  запястья  и  фаланги  пальцев,  отмечается

низкая выносливость к  статистическим нагрузкам, нервная  регуляция  движений

является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность  овладения

навыком письма для  ребенка  6-7  лет  и,  следовательно,  требует  строгого

нормирования объема письменной работы, соответствия методических  требований

при обучении письму возрастным возможностям ребенка.

      Исследованиями  психологов и физиологов доказано, что в начале обучения

письму  дети   сосредотачивают   свое   внимание   на   множестве   деталей,

характеризующих   пространственную   ориентацию   движений   и   графическую

правильность их  выполнения:  соотношение  букв,  расстановка  их  по  линии

письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное  внимание

детей  к  графике  письма,  выписывание  каждого  элемента  в   отдельности,

длительные паузы,  часто  превышающие  само  время  выполнения  графического

элемента  или  буквы,  чрезвычайная   медленность   письма,   неустойчивость

графических  форм,  структуры  движений  и  мышечных  напряжений  –   таковы

характерные черты письма первоклассников  на  начальном  этапе  формирования

навыка.  Поэтому  при  обучении  детей  письму  учитель   должен   учитывать

индивидуально-психологические  особенности  каждого  ученика.  Это  особенно

важно и требует от учителя  глубоких психологических знаний.

      Следовательно,   формированию   каллиграфического   почерка   младшего

школьника  способствует  учет  учителем  психофизиологических   особенностей

ребенка  и  применение  в  своей  педагогической  деятельности  совокупности

разнообразных  приемов  и  упражнений,  а  также   дополнительных   способов

обучения, облегчающих труд ученика.

 

                              Список литературы

 

 

1. Бондаренко А. Где  прячутся ошибки. – М., 1999.

2. Гвоздев А.Н. Современный  русский язык. –М., 1973.

3. Закожурникова М.Л.,  Костенко  Ф.Д.,  Рождественский  И.С.,  МатвееваА.Н.

   Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.

4.  Львов  М.Р.,  Горецкий  В.Г.,  Сосновская  О.В.  Методика   преподавания

   русского языка  в начальных классах. –М., 2000.

5. Львов М.Р. Словарь-справочник  по методике русского языка.  –М., 1988.

6. Методика преподавания  русского  языка  //  Под  ред.  М.Т.Баранова.  –М.,

   1990.

7. Полякова А.В. Русский  язык. 1 класс. Методические указания. –М., 1996.

8. Полякова А.В. Русский  язык.  2  класс.  Методические  рекомендации.  –М.,

   1993.

9. Рамзаева Т.Г., Львов  М.Р. Методика обучения русскому  языку  в  начальных

   классах. –М., 1979.

10. Русский язык в начальных  классах: Теория и практика  обучения/  Под  ред.

   М.С.Соловейчика. –М., 1993

 

11. Прохорова Е.В. Трудности   у  младших  школьников  на  уроках  письма  //

   Начальная школа,  №5, 1999.

12. Хорошилова  Е.И.  Характеристика  специфических  ошибок  письма  младших

   школьников // Начальная  школа, №7, 2001.

13.  Цыновникова  Ю.Л.  Автоматизация  навыка  письма  на  этапе  первичного

   усвоения буквенных  знаков // Начальная школа №7, 2001

14. Шевелева О.П. Формирование  навыка чистописания у младших   школьников  //

   Начальная школа,  №1, 1999


Информация о работе Методика обучения письму