Обучение школьников иноязычному устно-речевому общению проектным методом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Проектная методика обучения иностранному языку в школе
Понятие проектной методики
Применение проектной методики на уроках иностранного языка
Этапы проектирования
Классификация проектов
Глава 2. Обучение школьников иноязычному устно-речевому общению проектным методом
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

англ.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

4. Заинтересованность. Чтобы выполнение проектных работ не было для учеников обузой, только бы отделаться, очень важно заинтересовать учащихся темой, дать дополнительный, познавательный материал. На уроках в процессе обучения можно включать игры, шутки, выслушивать интересные факты от учащихся (даже, если они на русском языке);

5. Личностный  фактор. В процессе подготовки проектных работ у ребят есть возможность рассказать о себе, о своей жизни, увлечениях, а может быть и о проблемах;

6.Адаптация заданий. Проектные работы должны соответствовать подготовленности и обученности детей.

 

Самая главная особенность проектной работы состоит в том, что основная деятельность выходит за пределы класса.

Ценность проектных заданий состоит в том, что они позволяют сформировать и совершенствовать целый ряд навыков, важных для общения

на иностранном языке. К ним относятся слухо-произносительные и лексико-

грамматические навыки, которые составляют необходимую информационную базу, позволяющую перейти от подготовленного высказывания к неподготовленному.

После презентации своего проекта в виде монолога, диалога или полилога ученики отвечают на вопросы, учатся отстаивать собственную точку зрения, при этом их высказывания могут носить элемент неподготовленной устной монологической речи.

Для владения устной речью как монологического, так и диалогического характера необходимо накопить определенный запас коммуникационных единиц по теме проекта, которые впоследствии должны быть реализованы в акте коммуникации. Для этой цели следует использовать упражнения для развития навыков устной речи, предлагаемые ученикам в определѐнной последовательности.

На первом этапе преподаватель предоставляет внешние опоры типа схем: речевые модели и коммуникационные единицы по той или иной теме проекта. Далее нужно научить школьников строить свое высказывание уже без внешних опор, постепенно добиваясь автоматизма.

При обучении устно-речевому общению необходимо вовлекать обучаемых в решение широкого круга задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе. С методической точки зрения, это весьма существенно, поскольку заставляет организовывать процесс обучения как деятельность, состоящую из решения задач общения.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся: достигают хороших результатов в изучении иностранного языка, имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики, понимают необходимость междисциплинарных связей.

             Метод проектов обладает рядом  преимуществ перед традиционными  методами обучения. Основными преимуществами  являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

 

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранного языка, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.

Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

 

Пример разработки открытого урока с применением проектной методики.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Несомненно, трудной задачей для учителя является выбор проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Данный метод сожно реализовать на итоговом уроке, модуля, посвященного теме «Technology» (учебник “Spotlight 9” – Ю.Е. Ваулина, В.Эванс, Дж.Дули О.Е. Подоляко - Express Publishing «Просвещение», Москва, 2010).

Тема проводимого урока –«Gadgets in Our Life».

Категория проекта – творческий, краткосрочный.

Возрастная категория учащихся – ученики 9 классов.

Учебник – “Spotlight 9” – Ю.Е. Ваулина, В.Эванс, Дж.Дули О.Е. Подоляко - Express Publishing «Просвещение», Москва, 2010.

Цель:  развитие коммуникативной компетенции по теме «Technology».

Задачи:  

1) совершенствование коммуникативных  навыков по теме;             

2) совершенствование навыков восприятия речи носителей языка на слух с целью извлечения необходимой информации;                

3) совершенствование навыков  работы с текстом (различные виды  чтения);

 

 4) обобщение и систематизация  полученных знаний.

Планируемые результаты:  учащиеся собирают сведения по заранее определенным темам, участвуют в дискуссии, выражают собственное мнение относительно поставленных проблем, проводят небольшое научное исследование и докладывают о своих результатах.

Техническое оснащение:  компьютер,  проектная установка,  раздаточный материал, учебник.

Работа над проектом.

Первый этап:  учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме, повторяют слова, значения которых чаще всего путают (to invent, to discover, research, experiment, offer, suggest, electric, electronic, engine, machine, access, download, to effect, to affect, etc.), изучают фразовый глагол break, и идиоматические выражения, связанные с темой модуля. Важно отметить, что лексический материал по теме отрабатывался на основе структурно-логических схем, что позволило не только установить словесно-логические связи, но и ускорить процесс запоминания новых лексических единиц. 

Учащиеся могут самостоятельно разделиться на творческие группы для работы над следующими темами:

1. “Mobile phones: advantages and disadvantages”

2. “Internet: for and against”

3. “Role of Gadgets in our Life”

А также поучаствовать в исследовании, проводимом в рамках нашего лицея на выявление зависимости от современных гаджетов разных возрастных категорий учащихся и учителей и анализе негативного и положительного их влияния (“Gadget Addiction”).

Второй этап:  работа с текстом. Ученики выполняют изучающее чтение текста по теме. Цель данного вида работы – закрепление лексического и грамматического материала по данной теме.

И, наконец, третий этап:  подготовка и презентация проектов по теме “Technology”. 

 

На столах у учащихся лежал раздаточный материал -  опорные карточки с фразами-выражениями собственного мнения, которые отрабатывались на предыдущих уроках и помогли им вариативно выразить свое положительное или негативное отношение относительно затронутых проблем. Каждая из групп подготовила слушателям проблемные вопросы по своей теме. В конце урока следует объявить оценки с аргументацией, отметила положительные и отрицательные моменты в подготовке каждого учащегося

При работе над проектами у учеников возникают следующие трудности: много незнакомых слов, которых не было в учебниках, трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий теме, трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его было интересно слушать. Эти трудности преодолимы при совместной работе учителя и учеников.

 

 

 

Заключение

 

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебн. пособие / Наталия Дмитриевна Гальскова, Надежда Ивановна Гез.- 6-е изд., стер.- М.: Академия, 2009 -  200с.
  2. Дмитренко Т.А. Методика преподавания английского языка в вузе. М.: МЭЛИ,2009. – 92 с.
  3. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: книга для учителя. / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, - 2008.
  4. Кириллова А.И. Возможности формирования ценности здорового образа жизни на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2013. - № 4
  5. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие / Наталия Федоровна Коряковцева.- М.: Академия, 2010 - 201с.
  1. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  1. Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Электронный ресурс] / О.Н. Мангутова // Интернет-журнал “ Эйдос”. – 2010.
  2. Мынбаева А. К. Инновационные методы обучения, Или как ИНТЕРЕСНО ПРЕПОДАВАТЬ: учебное пособие / А. К. Мынбаева, З. М. Садвакасова.- 4-е изд., доп.- Алматы, 2010 - 201с.
  3. Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе, 2009, № 4
  4. Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка. / В.П. Сафонова. – М.: Учитель, 2011.
  5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс: пособие для студ. пед. вузов и учителей / Елена Николаевна Соловова.- М.: АСТ - Астрель, 2009 - 200с.
  6. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2009, № 7

 

 

 

 

 

Приложения

 

Таблица 1. Этапы проектирования

 

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания

а) определение темы;

б) выявление одной или нескольких проблем;

в) уточнение целей коночного результата;

г) выбор рабочих групп.

 

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.

Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение ролей в команде.

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. 

Этапы принятия решений

а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата;

г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

2. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

Выполнение проекта

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта

а) подготовка и оформление доклада

б) обоснование процесса проектирования

в) объяснение полученных результатов

г) коллективная защита проекта

Защищают проект

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника

Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

б)анализ достижения поставленной цели

в) оценка результатов, выявление  новых проблем

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта


 

 

 

Таблица 2. Классификация проектов

 

Общедидактический принцип

Типы проектов

Краткая характеристика

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

 

Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация

 

Предметно-ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-содержательная область

Монопроект

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы,

   

связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести

 

Межпредметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер координации проекта

С открытойй координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся –партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами.

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности (1-2 мес). 

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

 

Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

Информация о работе Обучение школьников иноязычному устно-речевому общению проектным методом