Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа
Чтение как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания.
Для понимания иноязычного текста необходимо наличие определенной перцептивно-смысловой базы, т.е. владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным.
Введение.....3
Глава 1 Теоретические основы ознакомительного чтения на уроках французского языка в старших классах .....5
1.1 Обучение чтению на уроке иностранного языка....5
1.2 Ознакомительное чтение на уроке иностранного языка в старших классах.....10
1.3 Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения.....14
Глава 2 Методика обучения ознакомительному чтению текстов на уроках французского языка в старших классах.....19
2.1 Методические рекомендации по обучению ознакомительному чтению на уроке французского языка в старших классах.....19
2.2 Пример урока французского языка развивающего навыки ознакомительного чтения в 11 классе.....24
Заключение.....30
Список литературы.....32
При реализации подобной методики достигается полное понимание текста, когнитивные стратегии ученика, его умения эффективно развиваются, работа с текстом готовит учащегося к использованию полученной информации и умений при говорении или письме по образцу.
1.2 Ознакомительное чтение на уроке иностранного языка в старших классах
Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации в пределах 70-75%. Этот уровень проникновения является общим/глобальным пониманием. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации.
На профильно-ориентированном этапе обучения (10-11 классы) ознакомительное чтение проводится на текстах научно-популярного характера, очерках, эссе, обзоров, отрывков публицистической и художественной литературы, а также на материалах, имеющих профессионально ориентированную направленность. Изучающее чтение проводится на текстах научно-популярного характера, а также на текстах, связанных с будущей профессией учащихся. Для поискового чтения используются информационные проспекты, рекламы, брошюры, журнальные публикации и профессионально ориентированные материалы.[13, 19 c.]
Основные компоненты чтения – текст, задание перед чтением и контроль понимания – должны соответствовать конкретному виду чтения.
Упражнения, предшествующие всем видам чтения:
1) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста;
2) предварять чтение изучением таблиц, схем, терминов;
3) опираться на предваряющую чтение беседу учителя (что вы знаете/помните о …);
4)прослушивать перед чтением фонозапись о том же событии, но в описании другого автора;
5) предварительно изучить текст на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых видов чтения).[15, 61 c.]
Обучение ознакомительному чтению
1. Условия, определяющие успешность обучения:
*проведение в режиме дефицита времени;
*организация как одноразового чтения про себя;
*проверка понимания основной информации;
*исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (С.К.Фоломкина)
2. Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
*прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;
*определять главную мысль;
*отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;
*использовать сноски (ключевые слова, реалии) как опоры для понимания;
*устанавливать логическую/
*обобщать данные, изложенные в тексте, делать выводы из прочитанного;
*выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования её в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре);
*классифицировать/
*оценивать новизну, важность,
достоверность изложенных в
3.Упражнения для обучения ознакомительному чтению[17, 125 c.]:
Контроль понимания при чтении.
На начальном этапе обучения проверяются:
Для проверки понимания на продвинутых этапах (в среднем и старшем) используются разные упражнения для различных видов чтения.
Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений:
Главное – научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит. Работа с текстом проходит в 3 этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответовна вопросы или решение других коммуникативных задач), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).
Алгоритм ознакомительного чтения[18, 46 c.]:
1. Наименование (статьи, книги)
2. Автор
3. Выходные сведения
4. Проблема (тема)
5. Фактографические данные
6. Особенности излагаемого материала, критика
7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.
Постепенно объём чтения увеличивается за счёт включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, что они могут читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.
1.3 Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся.
Исследователи А.К. Маркова [13, 63 с.] и Н.И. Гальскова [6, 236 с.] относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет).
Для повышения эффективности учебного процесса следует учитывать особенности психологического развития старших школьников. А.К. Маркова выделяет следующие особенности развития учащихся старших классов:
Чтение представляет большие возможности для развития интеллекта и, следовательно, соответствует психологическим особенностям старшеклассников. Однако необходимо учесть ряд моментов, способствующих эффективности обучения чтению и повышению его общеобразовательного значения.
Как пишет Ю.С. Швецова, при обучении чтению в старших классах должны быть одновременно предусмотрены: с одной стороны, объективные трудности, с которыми встречается обучаемый при овладении этим видом речевой деятельности на этапе средней школы и пути их преодоления, с другой стороны, психологические особенности старшеклассников, методические приемы обучения, адекватные целям и условиям их реализации [25, 20 с.].
В этой связи актуальной представляется позиция Б.В. Беляева, рассматриваемая исследователем Ю.С. Швецовой, о том, что для более или менее свободного чтения учащиеся должны обладать довольно большим объемом лексики. Работа с лексикой целесообразна тем, что соответствует одной из особенностей старшеклассников, а именно их стремлению к конкретности знаний, желанию добиваться реальных достижений в учебе [25, 20 с.]. На наш взгляд, также можно говорить о том, что постоянное и зримое наращивание лексического запаса приносит учащимся удовлетворение и желание расширять знания, в то время как становление умений и навыков мало ощущается школьниками.
Как пишут методисты Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, на старшем этапе обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения [6, 231 с.].
Рассматривая вопрос об особенностях обучению чтению в старших классах, Н.И. Гез приводит мнение исследователей М.В. Ляховицкого и А.А. Миролюбова о том, что на старшем этапе обучения учащиеся овладевают приемами просмотрового чтения, а развитие ознакомительного и изучающего чтения доводиться до уровня зрелости. В этой связи, важным оказывается тезис Н.И. Гез о том, «что преемственность между отдельными ступенями обучения проявляется в постепенном усложнении задач, а также в том, что каждая предшествующая ступень подготавливает следующую: прежде, чем вводиться новый вид чтения, учащиеся на предыдущей ступени овладевают необходимыми для него приемами» [7, 282 с.]. То есть, учащиеся сначала овладевают языковым материалом и приемами осуществления деятельности, и лишь после этого приступают к самой деятельности: к чтению текстов.
Мы соглашаемся с утверждением Т.Г. Егорова о том, что «техника чтения не является достаточным условием понимания текста, тем не менее, большой разрыв между технической и смысловой сторонами чтения невозможен» [8, 103 с.]. Развивая данную мысль, Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова отмечают, что одновременное восприятие формы и содержания, характерное для зрелого, опытного читателя, обеспечивает полное понимание текста [6, 232 с.].
Таким образом, на старшем этапе обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения, развитие ознакомительного и изучающего чтения у учащихся доводиться до уровня зрелости. Для повышения эффективности обучения чтению следует учитывать особенности психологического развития старших школьников.
Рассмотрим основные требования к текстам при обучении изучающему чтению на старшем этапе обучения. Требования к выбору текстов определяются целями и задачами обучения. Как пишет об этом С.К. Фоломкина, изучающее чтение предполагает достижение детального/полного и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, так как учащийся, имея установку на длительное запоминание, прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации [23, 95 с.].
Как сообщают исследователи Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, в основе изучающего чтения лежат следующие умения: определять важность информации; полно и точно понимать содержание текста; делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/предложений; раскрывать причинно-следственные связи; предвосхищать дальнейшее развитие событий; составлять план; отделять объективную информацию от субъективной; переводить текст полностью или выборочно [6, 242-243 с.]. О.В. Аликина также выделяет, выработку у учащихся установки на самостоятельную семантизацию незнакомых лексических единиц [1, 30 с.].
Информация о работе Особенности ознакомительного чтения на французском