Особенности ознакомительного чтения на французском

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Чтение как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания.
Для понимания иноязычного текста необходимо наличие определенной перцептивно-смысловой базы, т.е. владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным.

Содержание

Введение.....3

Глава 1 Теоретические основы ознакомительного чтения на уроках французского языка в старших классах .....5
1.1 Обучение чтению на уроке иностранного языка....5
1.2 Ознакомительное чтение на уроке иностранного языка в старших классах.....10
1.3 Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения.....14

Глава 2 Методика обучения ознакомительному чтению текстов на уроках французского языка в старших классах.....19
2.1 Методические рекомендации по обучению ознакомительному чтению на уроке французского языка в старших классах.....19
2.2 Пример урока французского языка развивающего навыки ознакомительного чтения в 11 классе.....24

Заключение.....30

Список литературы.....32

Вложенные файлы: 1 файл

ознакомительное чтение на французском.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)

При реализации подобной методики достигается полное понимание текста, когнитивные стратегии ученика, его умения эффективно развиваются, работа с текстом готовит учащегося к использованию полученной информации и умений при говорении или письме по образцу.

 

1.2 Ознакомительное  чтение на уроке иностранного языка в старших классах

 

Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации в пределах 70-75%. Этот уровень проникновения является общим/глобальным пониманием. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации.

На профильно-ориентированном этапе обучения (10-11 классы) ознакомительное чтение проводится на текстах научно-популярного характера, очерках, эссе, обзоров, отрывков публицистической и художественной литературы, а также на материалах, имеющих профессионально ориентированную направленность. Изучающее чтение проводится на текстах научно-популярного характера, а также на текстах, связанных с будущей профессией учащихся. Для поискового чтения используются информационные проспекты, рекламы, брошюры, журнальные публикации и профессионально ориентированные материалы.[13, 19 c.]

Основные компоненты чтения – текст, задание перед чтением и контроль понимания – должны соответствовать конкретному виду чтения.

Упражнения, предшествующие всем видам чтения:

1) на основе ключевых  слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение  о содержании текста;

2) предварять чтение изучением  таблиц, схем, терминов;

3) опираться на предваряющую  чтение беседу учителя (что вы знаете/помните о …);

4)прослушивать перед чтением  фонозапись о том же событии, но в описании другого автора;

5) предварительно изучить  текст на аналогичную тему  с целью повторения лексики  и необходимых выражений (для  быстрых видов чтения).[15, 61 c.]

Обучение ознакомительному чтению

1. Условия, определяющие успешность обучения:

*проведение в режиме дефицита времени;

*организация как одноразового чтения про себя;

*проверка понимания основной информации;

*исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (С.К.Фоломкина)

2. Умения, лежащие в основе  данного вида чтения:

*прогнозировать содержание  по заголовку/вступлению, зрительной  наглядности;

*определять главную мысль;

*отделять основную информацию  от второстепенной, фактическую от гипотетической;

*использовать сноски (ключевые  слова, реалии) как опоры для понимания;

*устанавливать логическую/хронологическую  связь фактов и событий;

*обобщать данные, изложенные  в тексте, делать выводы из  прочитанного;

*выписывать из текста  наиболее значимую информацию  с целью использования её в  других видах деятельности (в  проектной работе, в коммуникативной  игре);

*классифицировать/группировать  информацию по определённому  признаку;

*оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте  фактов.

3.Упражнения для обучения ознакомительному чтению[17, 125 c.]:

  • прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/она последовательности изложенных в тексте фактов;
  • расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
  • выберите правильный ответ из 3-4 вариантов;
  • найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
  • составьте план текста;
  • найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;
  • подчеркните в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
  • просмотрите текст и озаглавьте его;
  • перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
  • составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;
  • передайте содержание текста в устной/письменной форме;
  • составьте выводы на основе прочитанного;
  • назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
  • укажите, какая из аннотаций передаёт содержание точнее;
  • прочитайте текст и составьте на основе содержания схему, анкету;
  • на основе содержания прочитанного текста дорисуйте схему/карту;
  • выскажите своё мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии.

Контроль понимания при чтении.

На начальном этапе обучения проверяются:

  • узнавание и называние букв;
  • соотнесение букв и буквосочетаний со звуками;
  • озвучивание слов, словосочетаний и предложений;
  • деление предложений на ритмические группы, интонирование;
  • полное и точное понимание текстов (для изучающего чтения);
  • понимание общего содержания текстов (для ознакомительного и поискового чтения);
  • правильное, обращенное чтение вслух.[14, 309 c.]

Для проверки понимания на продвинутых этапах (в среднем и старшем) используются разные упражнения для различных видов чтения.

Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений:

  • прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям;
  • ставить вопросы к основной информации и отвечать на них;
  • выбирать заголовок, адекватный содержанию текста;
  • делить текст на смысловые части и озаглавливать их;
  • делать выписки основной информации.

Главное – научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чём, о ком идёт речь, где, когда это происходит. Работа с текстом проходит в 3 этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответовна вопросы или решение других коммуникативных задач), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Алгоритм ознакомительного чтения[18, 46 c.]:

1. Наименование (статьи, книги)

2. Автор

3. Выходные сведения

4. Проблема (тема)

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемого материала, критика

7. Новизна  излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Постепенно объём чтения увеличивается за счёт включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, что они могут читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.

 

1.3 Особенности  обучения чтению на старшем  этапе обучения

 

Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся.

Исследователи А.К. Маркова [13, 63 с.] и Н.И. Гальскова [6, 236 с.] относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет).

Для повышения эффективности учебного процесса следует учитывать особенности психологического развития старших школьников. А.К. Маркова выделяет следующие особенности развития учащихся старших классов:

  • Появляется избирательность внимания, которая определяется главным образом тем, как учащийся оценивает практическое значение учебного предмета;
  • Мышление старших школьников приобретает активный самостоятельный и творческий характер;
  • Происходит быстрое обогащение нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств школьника. Следовательно, эмоциональная основа внимания старших школьников становится более многосторонней, затрагивающей различные стороны личности;
  • Кроме того, старшеклассникам свойственно ответственное отношение к учению [13, 64-68 с.].

Чтение представляет большие возможности для развития интеллекта и, следовательно, соответствует психологическим особенностям старшеклассников. Однако необходимо учесть ряд моментов, способствующих эффективности обучения чтению и повышению его общеобразовательного значения.

Как пишет Ю.С. Швецова, при обучении чтению в старших классах должны быть одновременно предусмотрены: с одной стороны, объективные трудности, с которыми встречается обучаемый при овладении этим видом речевой деятельности на этапе средней школы и пути их преодоления, с другой стороны, психологические особенности старшеклассников, методические приемы обучения, адекватные целям и условиям их реализации [25, 20 с.].

В этой связи актуальной представляется позиция Б.В. Беляева, рассматриваемая исследователем Ю.С. Швецовой, о том, что для более или менее свободного чтения учащиеся должны обладать довольно большим объемом лексики. Работа с лексикой целесообразна тем, что соответствует одной из особенностей старшеклассников, а именно их стремлению к конкретности знаний, желанию добиваться реальных достижений в учебе [25, 20 с.]. На наш взгляд, также можно говорить о том, что постоянное и зримое наращивание лексического запаса приносит учащимся удовлетворение и желание расширять знания, в то время как становление умений и навыков мало ощущается школьниками.

Как пишут методисты Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, на старшем этапе обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения [6, 231 с.].

Рассматривая вопрос об особенностях обучению чтению в старших классах, Н.И. Гез приводит мнение исследователей М.В. Ляховицкого и А.А. Миролюбова о том, что на старшем этапе обучения учащиеся овладевают приемами просмотрового чтения, а развитие ознакомительного и изучающего чтения доводиться до уровня зрелости. В этой связи, важным оказывается тезис Н.И. Гез о том, «что преемственность между отдельными ступенями обучения проявляется в постепенном усложнении задач, а также в том, что каждая предшествующая ступень подготавливает следующую: прежде, чем вводиться новый вид чтения, учащиеся на предыдущей ступени овладевают необходимыми для него приемами» [7, 282 с.]. То есть, учащиеся сначала овладевают языковым материалом и приемами осуществления деятельности, и лишь после этого приступают к самой деятельности: к чтению текстов.

Мы соглашаемся с утверждением Т.Г. Егорова о том, что «техника чтения не является достаточным условием понимания текста, тем не менее, большой разрыв между технической и смысловой сторонами чтения невозможен» [8, 103 с.]. Развивая данную мысль, Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова отмечают, что одновременное восприятие формы и содержания, характерное для зрелого, опытного читателя, обеспечивает полное понимание текста [6, 232 с.].

Таким образом, на старшем этапе обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения, развитие ознакомительного и изучающего чтения у учащихся доводиться до уровня зрелости. Для повышения эффективности обучения чтению следует учитывать особенности психологического развития старших школьников.

Рассмотрим основные требования к текстам при обучении изучающему чтению на старшем этапе обучения. Требования к выбору текстов определяются целями и задачами обучения. Как пишет об этом С.К. Фоломкина, изучающее чтение предполагает достижение детального/полного и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, так как учащийся, имея установку на длительное запоминание, прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации [23, 95 с.].

Как сообщают исследователи Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, в основе изучающего чтения лежат следующие умения: определять важность информации; полно и точно понимать содержание текста; делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/предложений; раскрывать причинно-следственные связи; предвосхищать дальнейшее развитие событий; составлять план; отделять объективную информацию от субъективной; переводить текст полностью или выборочно [6, 242-243 с.]. О.В. Аликина также выделяет, выработку у учащихся установки на самостоятельную семантизацию незнакомых лексических единиц [1, 30 с.].

Информация о работе Особенности ознакомительного чтения на французском