Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:04, реферат
Целью данной работы является реалий как лингвистических единиц и обзор основных способов их перевода. Для решения поставленной задачи в работе представлена классификация реалий по различным признакам, а также основные способы их передачи в язык перевода. Более детальное рассмотрение указанных способов приведено во второй, практической, части работы на основе примеров, взятых из оригиналов и переводов произведений художественной литературы.
Введение
1. Реалия как объект перевода
1.1 Реалия в языке
1.2 Осмысление реалий
1.3 Приемы передачи реалий в переводе
1.3.1 Транскрипция и транслитерация
1.3.2 Создание нового/сложного слова
1.3.3 Уподобляющий перевод
1.3.4 Контекстуальный перевод
1.3.5 Гипонимический перевод
1.3.6 Замена реалии
1.4 Перевод фразеологизмов, содержащих реалии
1.5 Выводы
2. Реалии в художественной литературе
2.1 Транскрипция
2.2 Транслитерация
2.3 Калька
2.4 Полукалька
2.5 Уподобляющий перевод
2.6 Контекстуальный перевод
2.7 Гипонимический перевод
2.8 Замена реалии исходного языка на реалию языка перевода
2.9 Передача чужой для исходного языка и языка перевода реалии
2.10 Опущение
2.11 Выводы
Заключение
Список научной литературы
Список источников языкового материала
Список лексикографических источников
Так, при передаче
на русский язык словосочетания «HolyLand»
в переводе «Айвенго» В.Скотта, переводчик
использовал топоним «Палестина»: «…itwasofEasternorigin,
havingbeenbroughtfromtheHolyLa
В переводе поэмы
А.С.Пушкина «Каменный гость» заимствованная
в русский язык реалия «гитана»,
которая толкуется в словарях
как «бродячий цыган-музыкант»
передана как «gypsyslut», что дословно
обозначает «цыган неряха». Употребление
такого эквивалента вполне оправдано,
так как переводчик в данном случае полагается
на ассоциации, которые вызывает у читателя
упоминание о бродячих цыганах, на известный
стереотип.
Уподобляющий перевод
также часто используется при
передаче реалий в переводе «Сказки
о рыбаке и рыбке» Пушкина. В этом
произведении автором для отражения
национального русского колорита использовано
большое количество реалий, которые
интересны с точки зрения их передачи
на русский язык.
Так, русское понятие
«землянка» переведено на английский
язык с использованием приближенного
соответствия, имеющего форму описания:
«thehovelofclayandwattle» (дословно - «лачуга
из глины и соломы»). «Столбовая дворянка»,
характерная русская реалия, также передана
посредством уподобляющего перевода:
«ahigh-bornlady». Аналогичный прием использован
при переводе словосочетания «за чупрун
таскает», который передается в английский
вариант как «pullstheirhair». В вышеуказанных
примерах переводчик передает смысловое
содержание реалий, теряя при этом
их национальную окраску.
Этот прием
является наиболее удачным,
Уподобляющий перевод,
несмотря на свои существенные недостатки,
употребляется довольно часто для
передачи различных видов реалий.
В рассказе М.Шолохова «Чужая кровь»
встречаются русские реалии советского
периода, для перевода которых на
английский язык переводчик использует,
в частности, уподобляющий перевод.
Например, «продразверстка» передается
в английском варианте словосочетанием
«FoodRequisitioning» (дословно – «изъятие продуктов
питания»). При таком переводе теряется
временная и национальная окраска реалии,
но ее смысловое значение полностью сохраняется:
Современный толковый словарь русского
языка толкует слово «продразверстка»
как «система заготовок продуктов сельского
хозяйства Советским государством в 1919-1921
гг., обязующая крестьян сдавать государству
все излишки хлеба и других продуктов
по твердым ценам».
Довольно широко
уподобляющий перевод применяется
для передачи фразеологических оборотов,
содержащих те или иные реалии. В
качестве примера можно рассмотреть
приведенный в «Русско-
2.6 Контекстуальный
перевод
Как разновидность
уподобляющего такой перевод
употребляется также довольно
часто. Использование данный
Для иллюстрации
данного приема можно привести
перевод высказывания одного
из персонажей романа «Айвенго»
2.7 Гипонимический
перевод
Замена видового
понятия на родовое при переводе
реалий, в основном, употребляется
при передаче чужих, незнакомых читателю
реалий. Так, например, в повести
Уэллса «Человек-невидимка» главный
герой останавливается в
«Advanced Learner’s Dictionary…»
даетследующеетолкованиереалии «inn»:
«a pub or a small old hotel in the country». Русскому понятию
«трактир» дается следующее объяснение:
«(ист.) гостиница с рестораном» [16], то
есть переводчик заменяет понятие «гостиница
в сельской местности» понятием «гостиница
вообще», прибегая к приему генерализации,
который и является основой гипонимического
перевода.
Пример употребления
данного приема также можно найти
в переводе уже упоминавшейся
выше «Сказке о рыбаке и рыбке»
Пушкина. В этом переводе русская
реалия «терем» передана в переводе
словом «mansion», которое имеет больше значений
(дача, особняк, усадьба и т.д.) и является
родовым понятием по отношению к русскому
слову «терем».
2.8 Замена реалии
исходного языка
на реалию языка перевода
Применение данного
приема нельзя назвать переводом
в полном смысле, поскольку оно
ведет к подмене колорита реалии,
вследствие чего может возникнуть нежелательный
(порой комичный) эффект и несоответствие
реалии общему фону текста.
Например, в переводе
неоднократно упоминавшегося романа В.Скотта
«Айвенго» описание кольчуги рыцаря
(«…
В этом романе можно
найти еще один пример замены реалий.
Упоминавшийся в одном из эпизодов
романа английский титул «baron» («барон»)
переведен на русский язык понятием «помещик»,
что является грубым нарушение как временного,
так и национального колорита: «помещик»
- «в России до 1917г: землевладелец (обычно
дворянин)» [Современный толковый словарь
русского языка 2002:485]. Действие романа
разворачивается в двенадцатом веке, когда
в России такого понятия еще не существовало.
В переводе «Сказки
о рыбаке и рыбке» также употреблена
замена реалий: обращение «барыня-сударыня-
2.9 Передача чужой
для исходного языка
и языка перевода реалии
С проблемой такого
характера переводчик встречается
при наличии в тексте оригинала
реалии, заимствованной исходным языком
из «третьего» языка. Зачастую в тексте
оригинала такие реалии сопровождаются
дополнительными средствами осмысления,
которые также могут вызвать
трудности при переводе.
Например, в переводе
в тексте повести «Ася» Тургенева
встречается заимствованная из латинского
языка реалия «Gaudeamus», переданная латинскими
буквами и заключенная в кавычки. В переводе
повести на английский язык эта реалия
выделена графически курсивом без каких-либо
дополнительных средств осмысления. Очевидно,
прибегая к данному приему, переводчик
полагается на широту фоновых знаний читателя
и его способность соотнести эту реалию
с необходимыми фактами истории и культуры.
2.10 Опущение
Опущение реалии
в большей степени можно
Так, в тексте романа
«Айвенго» содержится упоминание такой
исторической реалии как «Уордорский
манускрипт»: «…
В переводе романа на
русский язык упоминание этого
документа, так же как и соответствующие
авторские примечания, отсутствует:
«…саксонский летописец, рассказ которого
служит для меня первоисточником, подробно
описывает…». Реалия, а соответственно
и присущий ей колорит, были опущены
переводчиком, однако, следует заметить,
что ссылка на этот документ («саксонский
летописец», «первоисточник») в тексте
перевода сохранены. Данный пример относится
к случаям, когда «…обозначаемые
реалиями понятия являются предметом
сообщения и поэтому не могут
быть опущены» [Бреус 2002 : 207].
2.11 Выводы
Все вышеупомянутые
примеры демонстрируют
С точки зрения частоты
употребления приемов практически
все способы применяются часто,
однако опущения реалий при переводе,
несмотря на свою простоту, не находят
широкого употребления. Это свидетельствует
о предпочтении переводчиков придерживаться
текста оригинала и при выборе
того или иного приема руководствоваться
авторским замыслом.
Следует также отметить
зависимость выбора приема перевода
реалии от опыта переводчика и
его знания о получателе текста.
Это в большей степени касается
перевода реалий, имеющих регулярные
соответствия в языке перевода. Однако,
остановив свой выбор на определенном
приеме, переводчик должен понимать, что
он несет перед автором и
Заключение
Проблема исследования
методов перевода реалий до сих пор
остается открытой. Это связано не
только с различными взглядами переводоведов
на данный вопрос, но и от обилия факторов
и нюансов, влияющих на его решение.
Проблема перевода
реалий послужила основой большого
количества научных работ. Данный вопрос,
по своей сути, состоит из нескольких
спорных моментов. Различные переводоведы
спорили и до сих пор спорят о толковании
самого понятия «реалия»; множество противоречивых
мнений существует по вопросу классификации
реалий (в частности, на основе каких признаков
следует подразделять на группы рассматриваемые
языковые единицы). Спорным также является
вопрос о выделении и разграничении непосредственно
способов перевода реалий, а также о правомерности
и необходимости применения того или иного
приема и факторах, накладывающих на их
употребление определенные ограничения.
Практически все
способы перевода реалий (за исключением
опущения и замены реалии исходного
языка на реалию языка перевода)
можно назвать
Вопрос о переводе
реалий вследствие своей спорности
представляет собой большое поле
для проведения самых разнообразных
исследований, поскольку дать полный
и абсолютный перечень приемов перевода
реалий, указаний и пояснений
к ним невозможно. В данной работе
перечислены и подробно рассмотрены
наиболее часто употребляющиеся
способы, которые применимы при
переводе основной массы реалий. Однако
вследствие разнообразия этих языковых
единиц и их индивидуальных особенностей,
приемы передачи реалий в язык перевода
могут видоизменяться и соприкасаться
друг с другом.
Анализ примеров
из художественной литературы показал,
что переводчики прибегают к
самым разнообразным способам работы
с реалиями, что указывает на наличие
субъективного фактора в