Проблема классификации частей речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л.В. Щерба, В.В.Виноградов, А.А. Шахматов и др.
Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. История частей речи……………………………………………...3
1.1. Части речи с древнейших времен и по настоящее время………….3
1.2 Трудность в определении частей речи……………………………….4
1.3 О критериях установления частей речи………………………………6
Глава 2. Классификация частей речи……………………………………..8
2.1 Общие положения классификаций частей речи……………………..8
2.2 Основные проблемы частеречных классификаций…………………11
2.3 Классификация частей речи в трудах различных ученых………….12
Заключение………………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по языку.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос о частях речи принадлежит  к числу важнейших в теоретической  грамматике. Важность этой проблемы заключается  в том, что от исходных позиций  в классификации слов конкретного языка «по частям речи» зависит достоверность интерпретации многих существенных явлений грамматического строя изучаемого языка.

Вместе с тем история  изучения частей речи в разных языках обнаруживает, пожалуй, самое большое  число сталкивающихся мнений и суждений. Эти противоречия касаются в первую очередь вопроса о лингвистической природе частей речи, и об их количестве в изучаемом языке.

Постоянным импульсом  к более глубокому осмыслению частей речи является не только нормальное научное побуждение или научный азарт, закономерно вспыхивающий при всяком новом повороте грамматической мысли, но и все возрастающие требования, предъявляемые к практической нормативной грамматике, которая предназначается как для самих носителей данной языка, так и для иностранцев.

Грамматисты выдвигают различные  принципы классификаций слов по частям речи.

 Морфологический принцип  состоит в выяснении формально-грамматических  признаков, которые свойственны  определенным группам слов. Так,  например, в группу имени входят слова, имеющие формальные признаки числа и рода, в группу глагола – слова, обладающие свойством изменяться по формам числа, лица, времени, наклонения. Остальные слова относятся к частицам. Морфологический принцип, хотя он и способствует выяснению отдельных частно-грамматических характеристик различных классов слов, все же недостаточен для выделения частей речи.

Функциональный или синтаксический критерий состоит в распределении  слов по классам в соответствии с  их ролью в предложении. Вряд ли можно  считать функциональный критерий достаточным основанием для классификации слов по частям речи. Ведь ясно, что слова, взятые в своей словарной форме, вне предложения, тоже имеют какие-то признаки. Кроме того, грамматическое значение существительного не сводится к его способности выступать в функции подлежащего, а грамматическое значение глагола нельзя сводить к его предикативности.

Сторонники  логического принципа классификации  исходят из представления о том, что части речи соответствуют  обозначаемой ими реальности и логическим категориям, в которых понимается эта расчлененная реальность. Эти  идеи ведут свое начало от французских  философов-рационалистов XVII столетия и довольно прочно утвердились в западноевропейской грамматике. По мнению логицистов, имя существительное соответствует понятию субстанции, имя прилагательное -  понятию качества, глагол – понятию действия. Однако факты языка показывают, что существительное с логико-понятийной точки зрения может обозначать не только субстанцию, но и качество, действие; глагол – не только действие, но и состояние и качество.

Особый –  условно: «психологический» принцип  классификации. Его авторы считают, что части речи соответствуют не самим формам проявления бытия, а способам их мыслить и репрезентировать.

Главный недостаток разбираемой концепции состоит  в недостаточно четком и строгом  различении понятия субстанциональности  и слова, обозначающего субстанцию, хотя сам факт введения в научный обиход категорий реального предмета, человеческого понятия о нем и языковой формы выражения свидетельствует о правильных поисках пути перевода действительности в язык.

Многообразие  выдвигаемых принципов классификации иногда порождает скептическое отношение к возможности и необходимости создать приемлемую классификацию частей речи. Однако позволительно рассуждать и иначе: возможность разных подходов к классификации не отрицает, а подтверждает объективное существование грамматических классов слов, называемых частями речи.

Наиболее перспективным  принципом членения по частям речи является принцип выделения их по наиболее абстрактному грамматическому  значению, в зависимости от которого каждая часть речи обладает набором грамматических свойств. В основу выделения наиболее абстрактного грамматического значения следует, очевидно, положить семасиологический принцип, в соответствии с которым слова классифицируются на разряды. С морфологической точки зрения они могут быть разделены на изменяемые и неизменяемые. С синтаксической точки зрения – на самостоятельные и служебные. Это синтаксическое деление «морфологично» в том смысле, что принадлежность слов к той или иной категории является одним из дополнительных признаков каждой части речи.

Грамматическая  природа слов, сложная сама по себе, еще более осложняется вследствие переплетения грамматических значений с неграмматическими. Если принять  во внимание, что живому языку свойственно  развиваться, то становится ясным, как  трудно добиваться последовательной грамматической классификации по частям речи. По целому ряду вопросов, связанных с причислением слов к той или иной части речи, к тому или иному разряду внутри уже выделенной части речи, до сих пор ведутся споры.

Также ведутся споры по поводу серии слов, именуемой по давней грамматической традиции местоимениями в связи с их двойственным поведением: с одной стороны, они образуют замкнутые ряды; с другой стороны, они обладают грамматическими значениями рода и числа могут функционировать в предложении как существительные или прилагательные.

2.2 Основные  проблемы частеречных классификаций

Задача распределения  всех слов по частям речи чрезвычайно  трудна. В любую научную классификацию  входят несколько задач: выделение  категориальных признаков, отсутствие взаимоисключающих случаев, включение в классификацию всех единиц языка.

Распределение слов по частям речи не отвечает требованиям  научной классификации, а только констатирует тот факт, что среди  слов есть группировки, объединенные не очень ясными, но существенными признаками.

Рассмотрим  критерии выделения частей речи. Первый критерий-морфологический. Этот подход не совсем адекватен из-за многофункциональности  слов и отсутствия флексий у многих слов. Формы словоизменения присущи  только традиционным существительным, глаголам, прилагательным, наречиям, ряду местоимений в очень ограниченном количестве. Хотя синтаксические признаки более устойчивы, чем морфологические, синтаксическая классификация также имеет свои недостатки. Например, одна часть речи может выражать несколько синтаксических функций, а одна синтаксическая функция может быть представлена различными частями речи.

Если принимать  во внимания валентностный и словообразовательный критерии, то становится понятным, насколько  трудно разработать лексико-грамматическую классификацию на основе такого количества данных.

Выделяются  основные недостатки различных частеречных  классификаций:

1.Отсутствие  единого принципа классификации

2.Не всегда  классификации основываются на  специфике конкретного языка.

3.Ряд классификаций,  несмотря на свою значительную  удаленность от традиционной  схемы, связан с ней терминологически.

4.Не всегда  четко выдерживается граница  между собственно лексическим  значением группы слов и общеграмматическим  значением части речи.

Существуют  определенные трудности в выделении  почти всех частей речи. Одни ученые выделяют неличные формы глагола  в отдельную часть речи, другие нет. Возникают проблемы и с числительными, и с местоимениями.

2.3 Классификация  частей речи в трудах различных ученых

По Ф. И. Буслаеву в языке девять частей речи: глагол, местоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие. Последнее Ф. И. Буслаев выделяет в особый отдел.

 Остальные  части речи делятся на знаменательные (существительное, прилагательное и глагол) и служебные (местоимение, числительное, предлог, союз и глагол вспомогательный); наречия по этой классификации (как, впрочем, и глаголы) попадают в две группы: произведенные от служебных частей речи относятся к служебным частям речи, а произведенные от знаменательных – к знаменательным. Тем самым получается, что членение слов на знаменательные и служебные не совпадает с их делением по частям речи.

Наиболее важным в отношении определения частей речи (которые    Ф.И.Буслаев рассматривал в синтаксисе) представляется его утверждение о том, что «для того, чтобы составить себе полное понятие об отдельных словах, употребляемых в речи, их нужно рассмотреть в двояком отношении: 1) в отношении к словарю 2) в отношении грамматическом. В первом отношении обращается внимание на выражение представлений и понятий в отдельном слове, а в последнем – на значение и принадлежности каждой части речи в отдельности». Эта констатация является, в сущности, ключевой для определения понятия частей речи в современной лингвистике.

Для А.А.Потебни чрезвычайно важным было установление связи между языком и мышлением в их функционировании и развитии. Потебня считает, что разобраться в частях речи можно только на базе предложения. Части речи для А.А.Потебни – грамматические категории, существующие только в предложении.

А.А.Потебня  подходил к процессу речи, в котором  только и выявляется язык, с позиции  отдельного индивидуума. И поэтому  в его трудах имеется смешение словоизменения и словообразования, иногда понимание чуть ли не каждого употребления слова как отдельного, самостоятельного слова

В своих ранних работах при классификации частей речи А.А.Шахматов опирался прежде всего на семасиологические критерии, считая, что каждой части речи присуща некоторая система грамматических форм. Позже он отнес определение частей речи к синтаксису, рассматривая вместе с тем в морфологии не только словоизменение и связанные с ним категории, получающие у А.А.Шахматова семантическое наполнение, но и структуру основы.

В соответствии с теми «представлениями», которые  выражаются словами, А.А.Шахматов делит их на три группы: знаменательные слова, выражающие обязательно основные представления с или без отношения к сопутствующим грамматическим категориям (существительное, глагол, прилагательное наречие); незнаменательные слова, служащие для выражения той или иной самостоятельной грамматической категории (местоимение, числительное, местоименное наречие); служебные части речи, служащие для выражения той или иной несамостоятельной грамматической категории (предлог, союз, префикс, частица); особо стоит междометие как эквивалент слова.

При делении  слов на части речи А. М. Пешковский вводит понятие «синтаксической», т.е. зависящей от других слов в речи, и «несинтаксической» (словообразовательной) формы, что дало возможность наречия, деепричастия и инфинитивы, как слова с несинтаксическими формами, не только не считать «бесформенными», но и различать между собой.

А.М.Пешковский придает немалое значение психическим  ассоциациям, которые возникают у говорящего и у слушающего при произнесении слов. А.М.Пешковский отождествляет части речи с «основными категориями мышления в их примитивной общенародной стадии развития».

Л. В. Щерба говорил, что исследователь при классификации  частей речи должен использовать ту схему, которая навязывается самой языковой системой, т.е. установить общую категорию, под которую подводится то или иное лексическое значение слова в каждом отдельном случае или, иначе, какие общие категории различаются в данной языковой системе. Отсюда у Л.В.Щербы признание возможности экспериментального установления состава частей речи.

Щерба считал, что  нет никакого основания приписывать  особую роль в выделении частей речи формальным морфемам. Важно и положение  Щербы о пучке формальных признаков как характеристике части речи, причем допускается, что отдельные слова, принадлежащие к данной части речи, могут и не обладать отдельными признаками этого пучка.

Л. В. Щербой так  же был поставлен вопрос о различной  степени яркости и выраженности свойств отдельных частей речи. Он считает, что некоторые слова могут обладать признаками двух частей речи (например, причастия подводятся под категорию прилагательного и под категорию глагола), а с другой стороны, допускает возможность омонимии между частями речи.

И.И.Мещаниновым  делается попытка типологического  анализа членов предложения и  частей речи в языках различных типов  на базе выдвинутой И.И.Мещаниновым идеи о «понятийных категориях», т.е. своего рода грамматических универсалиях, без которых, по его мнению, невозможно типологическое сопоставление грамматик различных языков.

Генезис частей речи, по И. И. Мещанинову, можно описать  как результат процесса использования  слов определенного значения в некоторой  определенной синтаксической функции, что вело далее к выработке некоторых специфических для данной группы слов морфологических примет, различных в разных языках.

Части речи, по И. И. Мещанинову, представляют собой  лексическую группу, характеризуемую  соответствующими синтаксическими  свойствами.

В. В. Виноградов отстаивал синтетический подход к частям речи на базе углубленного анализа понятия слов, его формы  и структуры в языке.

Классификация не может игнорировать ни одной стороны  в структуре слова, хотя лексические  и грамматические критерии, по его мнению, должны играть решающую роль, причем морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в «органическое единство», так как нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике.

В. В. Виноградов отмечает, что способы выражения грамматических значений и сам характер этих значений неоднородны у разных семантических типов слов. В системе частей речи, по В. В. Виноградову, наиболее резко и определенно выступают грамматические различия между разными категориями слов. Членение частей речи на основные грамматические категории обусловлено:

Информация о работе Проблема классификации частей речи