Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 16:36, курсовая работа
Актуальность и научная значимость работы обуславливается следующим:
- необходимостью анализа современной пост-модернистской прозы в Британии,
- повышением интереса к проблеме описания социума ключевой проблемы ХХ-ХХ1 веков.
Объектом исследования является дискурс прозы И.Макьюэна.
Предметом исследования является социальный дискурс в произведениях И. Макьюэна.
Цель настоящей работы - исследование основных тем социального дискурса в творчестве И. Макьюэна.
I. Современное зарубежное литературоведения на современном этапе 5
1.1. Современное литературоведение как наука 5
1.2. Актуальные направления развития литературоведения 9
II. Творчество И. Макьюэна как объект литературоведческого анализа 12
2.1. Исследование творчества И. Макьюэна в зарубежном и отечественном литературоведении 12
2.2. Основные черты творчества И Макьюэна как представителя современной прозы 14
3.1. Основные идеи постмодернистких романов И. Макьюэна 18
3.2. Дискурс любви 20
3.3. Дискурс судьбы 24
3.4. Дискурс философской исповеди 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
228
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Cовременный британский писатель Иен Рассел Макьюэн известен как автор «жутких» рассказов. В его призведених анализируется эмоциональная природа человека, его слабости и страхи. Макьюэн пытается выразить художественными образами стереотипы мировоззрения диалектические противоречия: мужчина и женщина, личность и общество, рациональность и интуитивность, естественные науки и мистическое начало.
Макьюэн прявляет живейший интерес к ключевыммоментамсудьбы, иррациональному, вмешиващемуся в размеренность человеческой жизни.
С большим интересом Макьюэн исследует доброе и злое начала в человеке. По мнениюписателя, в человеке одновременно уживаются любовь, доброта, изобретательность, способность к сочувствию и коварство, способность к уничтожению себе подобных.
Тема настоящего исследования - «Основные темы творчества Иэна Макьюэна» - позволяет раскрыть проблему художественной репрезентации социальных проблем общества сознании писателя.
Актуальность и научная значимость работы обуславливается следующим:
- необходимостью анализа современной пост-модернистской прозы в Британии,
- повышением интереса к проблеме описания социума ключевой проблемы ХХ-ХХ1 веков.
Объектом исследования является дискурс прозы И.Макьюэна.
Предметом исследования является социальный дискурс в произведениях И. Макьюэна.
Цель настоящей работы - исследование основных тем социального дискурса в творчестве И. Макьюэна.
Задачи работы состоят в следующем:
1) проанализировать особенности изучения творчества И. Макьюэна;
2) выделить основные
3) проанализировать особенности
репрезентации основных тем
Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики репрезентации социального дискурса в творчестве И. Макьюэна.
Методика исследования определяется особенностями исследуемого материала, цели и задач работы. Она включает в себя элементы сравнительно-типологического, рецептивного, структурного подходов и методов.
Теоретико-методологической основой работы стали труды Б.А. Успенского, В.И. Тюпы, A.A. Мендилоу, Ц. Тодорова, Ж.Женетта, П. Рикера; исследователей творчества: Д. Малкома, П. Чарльдза, Д. Хэда; исследователей современного литературного процесса: Д.В. Затонского, С.Н. Филюшкиной.
Структура работы состоит из введения, двух глав, списка литературы. Основное содержание исследования изложено на 44 страницах. Список литературы включает 40 наименования, из них 16 на английском языке.
I. Современное зарубежное литературоведения на современном этапе
Литературоведение как наука, занимающаяся изучением художественной литературы, её происхождении, сущности и развитии, как и любая научная дисциплина формировалась и формируется в определенном мировоззренческом контексте эпохи.
Традиционный литературоведческий подход к исследованию художественного текста подразумевает изучение его как продукта национальной культуры, общественной мысли, выявление его связи с современностью и культурно-художественной традицией, определение его места в литературном процессе. Это аналитически-доказующее рассмотрение литературного произведения в единстве его содержания и формы, при котором учитываются миропонимание и художественное мышление автора. Такой анализ предполагает раскрытие идейно-тематического содержания произведения и оперирует такими категориями литературоведческими как жанр, композиция, сюжет, образ, герой и т.д.
Связи традиционного литературоведения с другими гуманитарными науками многообразны, одни из которых (фольклористика, искусствоведение) близки к нему по задачам и предмету исследования, вторые (история, психология, социология) общей гуманитарной направленностью, третьи (философия, эстетика) служат его методологической базой. Многоплановые же связи литературоведения с языкознанием основаны на общности материала (язык как средство коммуникации и как «строительный» материал литературы) [2, 33].
Условия, в которых развивается современная художественная литература и современное состояние развития филологической науки во многом определяется глобальной тенденцией к интеграции, которая во второй половине ХХ – начале XXI вв. предопределила и масштабное изменение мышления (научно-гуманитарного, в том числе). Эти процессы поставили перед современным литературоведением целый ряд инновационных задач, самой актуальной из которых явилась необходимость выработки концептуально новой методологии литературоведческого исследования в целом, и анализа художественного текста, в частности. Глубокие и существенные изменения, происходящие в последнее десятилетие, выдвинули необходимость модификации принципов изучения литературных произведений. Сегодня все большую популярность в литературоведении завоевывают те исследования, которые по своей методологии находятся на пересечении ранее не пересекавшихся смежных дисциплин.
В любом художественном тексте заложены данные об отношении художника к тому материалу, который является основой вербального искусства – к языку, влияющему на категориальное восприятие мира. Притом, что структура текста задает характер восприятия, а результат понимания программируется автором текста с достаточной степенью жесткости, характер понимания и особенно интерпретации смысла художественного текста находится в зависимости от ряда внутренних, субъективных факторов. К их числу относятся: социальное положение читателя, знание языка текста, личная восприимчивость, прежний опыт, включенность в культуру и др. «Сотворчество» читателя с автором, по сути, связано с расшифровкой фигур, символов, мотивов, имеющихся в тексте, с постижением и осмыслением авторской модели мира [20, 44].
Разумеется, только подготовленный читатель сможет открыть и осознать эту авторскую модель, раскодировать его эстетическую информацию в целом и художественные детали в частности. Наука, комплексно занимающаяся областью понимания, междисциплинарная, а точнее, интердисциплинарная по своему определению, – это когнитивная наука, представляющая собой некий конгломерат научных дисциплин – психологии, философии, лингвистики, антропологии и др. Когнитология – новое направление, зародившееся примерно двадцать пять лет назад и ставшая ключевой дисциплиной еще в ХХ веке, ныне является одной из ведущих областей исследований. В результате чего старое разграничение между лингвистикой, психологией, искусствоведением и другими областями знания стали не столь явными.
В наши дни литературоведение всё теснее смыкается с культурологией, социологией, психологией, философией и другими науками. Все большее многообразие приобретают и методы исследования художественного текста. В свете новейших тенденций в развитии литературоведения, его усиливающейся ориентации на общекультурный контекст, на социологию и психологию чтения, на проблемы восприятия литературного текста появляются такие новые аспекты исследования, как проблема национального самосознания, социальные и психологические механизмы рецепции художественного текста и т.д [33, 44].
С конца 60-х годов ХХ века широкое применение в изучении литературного произведения получила концепция интертекстуальности, в соответствии с которой любой текст является пересечением других текстов, и, следовательно, он не может рассматриваться иначе, как вовлеченным в непрерывный процесс смыслообмена с широкой культурной средой. Каждый текст, таким образом, стал рассматриваться как интертекст, в котором другие тексты присутствуют на разных более-менее узнаваемых уровнях.
Влиятельным течением современного литературоведения является нарратология, или теория повествования. В настоящее время это достаточно самостоятельная дисциплина с собственными заданиями и возможностями изучения текстов. Объектом исследования нарратологии является способ воплощения формально-повествовательной структуры художественного текста с точки зрения прямого или опосредствованного (от первого, второго или третьего лица) диалога писателя с читателем. Фактически, предметом изучения нарратологии является способ подачи и распределения событий, о которых повествуется в литературном произведении, т.е. пространство и время, в которых происходит действие.
В арсенал современного литературоведения входит также герменевтика, которая позволяет исследовать текст, исходя из него самого, не подменяя его содержание социальными или культурно-историческими влияниями. Методологический подход с позиций герменевтики означает учет универсальных законов восприятия, понимания и истолкования художественного текста, т.е. его интерпретации, ныне признанной важнейшей составляющей литературоведения.
Среди новейших аспектов исследования важное место занимает изучение гендерной проблематики. Гендерные исследования, посвящены изучению специфики художественного сознания, они дают возможность анализировать произведения с точки зрения представлений о понятии «мужественного» и «женственного».
В XX в. во всей культуре актуализировался интерес к изучению классического и архаического мифа, и сегодня широкое распространение в литературоведении получает методология мифологической критики, или мифокритики. Многогранному видению гуманитарных проблем способствует также исследование литературной ономастики (в частности, антропонимики), являющейся одной из смежных дисциплин гуманитарных наук, вбирающей в себя элементы литературоведения, языкознания, этимологии, мифологии, культурологии [27, 30].
Ныне художественный текст становится также предметом изучения психолингвистики, дающей возможность выявления типов персонажей, их характеров, мотиваций поведения литературных героев в сходных жизненных ситуациях. Главное, что данный метод направлен на изучение такого важного фактора в методике изучения литературных текстов, как способы типизации образов.
Широкое распространение получили в настоящее время метапоэтические исследования. Основной объект исследования метапоэтики – словесное творчество, в узком смысле, это проблема мастерства художника. При включении в процесс анализа художественного произведения исследователь, как правило, подкрепляет анализ текста наблюдениями и замечаниями самого художника, которые фактически являются частью литературоведческих, частью общелингвистических, частью философских, эстетических и культурологических изысканий.
Междисциплинарность, существующая в современной науке, не могла не проникнуть и в литературоведение, поскольку, очерчивая достаточно жесткие границы между собой и другими дисциплинами, оно рисковало остаться в научной изоляции. В настоящее время при изучении литературных произведений применимо рациональное сочетание различных методов и подходов (литературоведческий, лингво-культурологический, эпистемологический, типологический, контекстуальный, интертекстуальный, имманентно-текстовой и др.) [20, 44].
Следует отметить, что при всем многообразии методик и множества концепций анализа художественных текстов, современную ситуацию в литературоведении отличает и определенное внутреннее единство в высокой оценке роли художественной литературы в жизни общества и развитии человечества в целом.
Современное состояние развития филологической науки в целом во многом определяется глобальной тенденцией интеграции, которая предопределила и масштабное изменение мышления в XXI веке, научно-гуманитарного, в том числе.
Эти процессы поставили перед современным литературоведением целый ряд новационных задач, самой актуальной из которых явилась необходимость выработки концептуально новой методологии литературоведческого исследования в целом, и анализа художественного текста, в частности. С одной стороны, эта задача актуализировала целый ряд методов уже известных филологической науке (герменевтика, имасиология, контекстуальный и имманентно-текстовой анализ, историко-генетический метод и т.д.), трансформировав систему их теоретико-практических взаимоотношений в бинарности аналитического плана «теоретическая поэтика - интерпретирующая поэтика». С другой стороны, сегодня предпринимаются серьёзные научные попытки к выработке новой методологии в литературоведении, более приспособленной к так называемой «текстовой филологии» (рассмотрение художественных текстов как некой эмпирической данности - Textphilologie, термин М. Верин) [9, 20].
На наш взгляд, это наука из перспективнейших областей современного литературоведения, которое в какой-то степени, не имеет на данный момент инструмента анализа таких ключевых литературных явлений, теоретически сформированных в новейший период литературного развития, как «художественное сознание», «интертекстуальная литература», «культурный код» и т.д. Во многом отсутствие такого инструмента привело к невозможности формирования единой теории, оценки такого важнейшего пласта литературного процесса современности, как «постмодернистская литература». С этим связана и другая перспективная область литературоведческих исследований в сфере «проблемы глобализации и литературного развития» - историко-литературная и теоретическая разработка категории «художественное сознание» (классическое, модернистское, масс-медийное, реалистическое и т.д.).
Информация о работе Творчество И. Макьюэна как объект литературоведческого анализа