Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структурно-коммуникативных и интонационных особенностей современной ораторской речи политических деятелей Великобритании.
Объектом данного исследования являются публичные речи политических деятелей Великобритании, запись которых осуществлялась непосредственно в момент выступления ораторов перед аудиторией.
Предметом исследования является непосредственно сама фоностилистика.
Введение
Фоностилистика –
это самая молодая отрасль
функциональной и является лингвистической
дисциплиной. Она занимается исключительно
устной речью. На основе экспериментально-
Фоностилистика всегда исходит из коммуникативного намерения. Изучение проблем звучащей речи является одним из актуальных направлений современной лингвистики. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным количеством системных исследований, проведенных в разных языках, а с другой - постоянно возрастающими практическими потребностями в области перевода, преподавания иностранных языков, создания рекламных и иных текстов воздействия. В центре внимания фоностилистики находятся звукоизобразительные средства, оказывающие воздействие на слушателя, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Такое воздействие основано на способности звуков вызывать первичные ассоциативные связи и восприниматься человеком в процессе коммуникации еще до логического анализа лексического содержания высказывания.
Актуальность.
Интерес к процессу коммуникации
появился еще в античные времена.
Проблема общения возникла в человеческом
обществе как потребность индивида передать другому индивиду необходимую
для совместного действия информацию.
И до сих пор современный человек живет
в условиях постоянного речевого воздейств
Развитие общества заставляет
подвергнуть изучению изменения, происходящие
на просодическом и лексико-синтаксическом уровнях публичных
выступлений британских политических
лидеров. В центре внимания настоящего
исследования находится изучение способов
и обеспечения оптимизации риторической комму
Современная фоностилистика особое значение придает взаимоотношениям оратора и аудитории, поэтому успешная речь находится в прямой зависимости от представления политического лидера о специфике устного публичного выступления, а также знания канонов риторики, которая тесно связана с фоностилистикой.
Целью данной курсовой работы является изучение структурно-коммуникативных и интонационных особенностей современной ораторской речи политических деятелей Великобритании.
Объектом данного исследования являются публичные речи политических деятелей Великобритании, запись которых осуществлялась непосредственно в момент выступления ораторов перед аудиторией.
Предметом исследования является непосредственно сама фоностилистика.
Материалом исследования послужили “Great Political Speeches», собранные Питером Хиллом в сотрудничестве с Би-Би-Си. В корпус исследования вошли аудиозаписи шести речей двух британских политиков: Джона Мэйджора (John Major) и Тони Блэера (Tony Blair) – далее Диктор M и Диктор B.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
Для решения вышеизложенных задач применен комплексный метод исследования, включающий теоретический анализ имеющейся литературы по изучаемым проблемам, аудиторский, электроакустический и функциональный анализы экспериментального материала.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения – вывода и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы фоностилистических исследований
1.1 Предмет и принципы фоностилистического исследования текста
Стилистика, с ее преимущественным вниманием к социокультурной обусловленности речевого отбора, к формам реализации творческих возможностей говорящего, к речи как инструменту культуры, не может считать единственным своим предметом устную речь, особенности индивидуальных или социальных диалектов, не отражаемых письмом, т. е. исключать из поля зрения механизмы и результаты речевого отбора при формировании основных вербальных «конденсаторов» культуры – текстов. Поворот современных исследований в сторону композиционно-игровых аспектов фразо- и текстообразования свидетельствует о том, что текст имеет прямое отношение к фонетике не только потому, что он может быть произнесен, но главным образом потому, что соткан из звуковых единиц – сегментных и суперсегментных, т. е. представляет собой специфичную звуковую последовательность и композицию, основанную на актуализации факторов звукового подобия и контраста [4, 23].
Созвучия и подобозвучия в разных стилях речи могут выполнять очень разнообразные функции. Эти функции до сих пор мало изучены в стилистике литературной и народно-разговорной речи. Для современной филологии, свидетельницы культа словесной игры и кризиса, задача функционального исследования специфических звуковых форм текста как продукта речевого творчества становится еще более актуальной [19, 28].
Синтезируя предельно
Коль скоро стилистический взгляд на язык и текст предполагает рассмотрение всякой единицы, всякого средства под углом зрения его возможной замены, с учетом его вариативной природы, фоностилистикой изучается избирательность в формировании конструктивных единиц текста в зависимости от их звуковой структуры, рассматриваются звуковые подобия и контрасты, повторы и конфигурации звуковых единиц, композиционные формы и приемы звукового построения текста как внутренне интегрированного многоуровневого образования. Если не считать отдельных фактов звукосимволизма, воздействия на текст зыбкого и фрагментарно актуализируемого «фонетического значения» (которое, к тому же, проявляется главным образом в составе синтагматически организованных единств, а не атомарно или суммарно), звуковые единицы языка лишены самостоятельных семантических функций [20, 11].
Основная
функция фонемы – выступать экспонентом
морфемы – надстраивается здесь
вторичной, конструктивно-
Анализ и описание фоностилистических явлений сопряжены с несколькими существенными методологическими трудностями. Главная из них – выбор метаязыка исследования. Звуковое строение текста – то, что распознается «на слух», т. е. в той или иной мере произвольно; вычленяемое в звуковом повторе как значимое для текста зависит от умонастроения исследователя, его читательских вкусов и филологических навыков в гораздо большей степени, нежели явления, наблюдаемые в сфере организации текста на более высоких его уровнях. Вторая трудность – по преимуществу бессознательная природа звуковой организации, точнее – ее статус промежуточного и опосредующего звена между сферами осознанного и безотчетного, требующая искать в наблюдаемых приемах манифестациею принципов и правил образования звуковой цепи, не контролируемых сознанием. Третья трудность – собственно дефицит «научной доказательности» в описании явлений фоностилистики, особенно проявившийся в истории разработки теории анаграмм [6, 16].
Повторяемость в области звуковых форм речи сама по себе неизбежна в силу ограниченности знаковых средств, а на таких маленьких участках текста, на которых действует конкретное созвучие, статистические данные не могут быть достаточно показательными, поэтому, при отборе материала «нам приходится иметь дело с малыми объемами, на которых статистика не работает». Поскольку текстообразование имеет принципиально линейный и «просодичный» характер, надежным критерием оценки композиционной роли звуковых средств не может служить и «геометрия текста», случаи «симметрии» в распределении звуковых элементов [9, 112].
1.2. Изучение
Звукоизобразительные средства находятся во взаимодействии с интонацией, а также с другими, как звуковыми, так и незвуковыми средствами языка. Суггестивность звукоизобразительных средств значительно повышается в звучащей речи. Интонация является наиболее сильным актуализатором звуковой изобразительности; изучение интонационно-ритмической структуры текста необходимо для установления степени его суггестивности [2, 123].
Минимальным носителем
фонетического значения является звук,
который закрепляется в нашем
сознании с помощью буквенного образа.
Для отличия данного комплекса
от обычных звуков в принято использовать
специальное понятие «
Однако уже с первых шагов становления науки о языке появляется гипотеза о знаковом характере самих звуков, тогда как идея морфемы начинает складываться в европейской языковедческой традиции только в Средневековье и окончательное оформление получает у И.А. Бодуэна де Куртенэ. С середины XVII века отмечены первые наблюдения над некоторыми звукосочетаниями, повторяющимися в различных словах, которые, в свою очередь, оказываются близкими по своим значениям. Так зарождается мысль о корневых смыслообразующих частях, получивших в ХХ веке название «фонестемы» [30, 566].
В отечественном языкознании
Исследованию этого же звукосочетания, только во французском языке, посвящена статья А.Б. Михалёва. Автор установил, что из 160 br-лексем 154 образуют семантическое пространство, составленное взаимосвязанными семантическими полями. В качестве центра условно выделяется значение «Рука», как по объему лексики, так и по количеству связей – прямых и опосредованных – с различными полями данного семантического пространства: «Рука» – «Действие рукой» / «Деятельностъ»; «Борьба», «Разрушение», «Связывание». «Рука» – «Инструмент» – «Острый»/«Резкий». «Разрушение» – «Огонь», «Малость» – «Уничижительность». «Огонь» –«Сгораемые материалы», «Свечение», «Пар». Можно спорить о характере связей между полями и о названии некоторых полей, однако, несомненным остается сам принцип системной организации плана содержания у начального консонантного звукосочетания [7, 64].
С точки зрения диахронического подхода, «следует отталкиваться от факта генетической конгруэнтности формы и значения», т.е. исходить из принципа первичности звукоизобразительности. Поэтому, прежде всего, нужно обратить внимание на слова, обозначающие или коннотирующие звуковые проявления и/или отражающие синестемические (термин С.В. Воронина: синестезические + эмоциональные) соответствия [14, 89].
Аналогия между полиморфемными словами языка североамериканских индейцев оджибве и английскими моносиллабами, так же просматривается комбинация двух аспектов значения: семантического и прагматического. Так, слово ring («звонить, звенеть») интерпретируется авторами, как «издавать/производить звук с неотрывистым началом и протяженным звучанием». Разделив слово на начальную часть r- и конечную -ing, они замечают, что первая реализует значение «неотрывистое начало (звуков)» (ср., rumble, rattle, roar), а вторая - «протяженность звучания» (ср., ding, ping, sing). Развивая это наблюдение, авторы предлагают рассматривать эти и другие части английских односложных слов как морфемы. Причем, в отличие от предыдущих мнений, синтаксис и семантика этих морфем достаточно ограничены и систематизированы. В частности, они интерпретируют рифму-вершину -oop (loop, hoop, droop, swoop, stoop, scoop) как обозначение «кривой, огибающей линии», а -ap (flap, strap, map, slap, clap, snap) как «быть поверхностью или на поверхности» [18, 27].
Ассонансы, в отличие от рифм, проявляют большую семантическую когерентность, т.е. в более явном виде демонстрируют свои знаковые свойства. Изучив слова-моносиллабы с начальным звукосочетанием (ассонансом) BR- в английском языке, Лолер замечает определенные семантические единства внутри этого лексического корпуса и считает, что объяснить их можно только с когнитивных и фоносемантических позиций. Звукоизобразительные средства актуализируются и приобретают наибольшую суггестивность в звучащей речи, во взаимодействии с интонацией. Взаимодействие звуковых изобразительных средств и других элементов языковой системы можно проследить на примере поэтических текстов [33, 189].