Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:04, реферат
Формирование общенационального литературного немецкого языка происходило на протяжении многих столетий и неразрывно связано с историей немецкого народа, его носителя. В истории немецкого языка лингвисты выделяют несколько периодов. Критериями периодизации большинство лингвистов считает: 1) изменение тела языка , т.е. изменения в фонологической системе, в формо- и словообразовании, словарном составе языка; 2) изменение форм существования языка: важным при этом является, существует ли язык только в устной форме или имеет уже свою письменность, выступает ли он в форме региональных диалектов или появились его наддиалектные формы, а также в каком соотношении находятся диалекты и наддиалектные формы и т.д.
бое склонение основ прилагательных, соответствующее склоне-
нию существительных с основой на -n, что составляет одну из от-
личительных черт германских языков по сравнению с другими и.
е. языками.
Для немецкого языка в древний период его развития, как и
для других германских языков, характерным являлось наличие
двух типов склонения прилагательных:
1. Сильного (местоименного).
2. Слабого (именного).
При этом каждое прилагательное могло выступать в систе-
ме и сильного, и слабого склонения:
ср.: N. Sg. altaӡ — сильное склонение,
N. Sg. alta — слабое склонение.
Слабого типа склонения нет ни в одном и. е. языке. Система
склонения прилагательных в двн. была значительно сложнее, чем
в современном немецком языке. Число словоформ каждого при-
лагательного достигает 57, в то время как существительное имеет
всего лишь 9 словоформ. Употребление того или иного типа
склонения — сильного
или слабого — диктуется
ношениями внутри предложения. В основном же употребление
связано с наличием или отсутствием в словосочетании существи-
тельного с прилагательным определителя в виде указательного
местоимения (артикля). В первом случае мы встречаем слабую
форму склонения прилагательного, во втором — сильную. Со-
гласно правилу, слабый
тип прилагательного
гда, когда признаки падежа и грамматического рода выражены
формой артикля или местоимения — сопроводителя имени
(соблюдение принципа монофлексии).
В свн. период из категории падежа исчезает инструмента-
лис, как и у существительного. В свн. период в результате редук-
ции гласных в безударной позиции происходит унификация па-
дежных окончаний. Современная норма употребления сильного и
слабого типов склонения находится в стадии становления, по-
скольку в стадии становления находится и употребление опреде-
ленного и неопределенного артиклей.
В XII—XIII веках краткая форма прилагательного регулярно
употребляется в роли предикатива. Однако этот процесс нельзя
назвать завершенным, так
как краткая форма может
еще при существительном в роли атрибута.
В современном немецком языке эти две функции строго раз-
граничены: полная форма
— определение перед
ным, краткая форма — предикатив.
3. Степени сравнения прилагательных
Для образования сравнительной степени употребляются
суффиксы -ir, -or, в превосходной -ist, -ost.
Как указывалось, употребление этих суффиксов находилось
в зависимости от производящей основы. Однако трудно заклю-
чить в рамки четких правил употребление того или иного суф-
фикса. Нередко прилагательные имели дублетные формы, напри-
мер: heriro и heroro (старый, почтенный), hoh — hohiro — hohoro
(высокий).
В ряде случаев можно утверждать, что употребление того
или иного суффикса находится под влиянием диалектной основы
памятника. Суффикс -or только один раз засвидетельствован в
письменных памятниках на франкском диалекте, -ost чаще, но
уступает -ist. Суффиксы -or и -ost характерны для южных диалек-
тов.
В отдельных случаях в прилагательных при сопоставлении
участвуют разные основы, образуя супплетивный ряд. При этом
один корень свойственен положительной степени, второй —
сравнительной и превосходной: guot — beӡӡiro — beӡӡisto, mihhil
(gros) — mero (meriro, meroro) — meisto.
Основы, выступающие при этом в формах сравнительной и
превосходной степеней, сами, по-видимому, имели в прошлом
значение той или иной интенсивности, силы качества.
Некоторые прилагательные двн. языка являются дефектны-
ми в отношении форм степеней сравнения, то есть имеют лишь
одну, например, превосходную степень:
lezzisto (der letzte) (ср. совр. нем. язык).
В двн. мы находим и целую группу прилагательных, оформ-
ленных суффиксами сравнительной и превосходной степеней при
отсутствии формы
folgende) — aft(e) rosto (ср. англ. after), ford(a)ro, ford(a)roro (der
vordere) — fordarosto.
В свн. период происходит изменение фонетического оформ-
ления структур степеней сравнения в соответствии с действую-
щими законами.
Следует также упомянуть, что начиная с двн. периода об-
разование степеней сравнения прилагательных сопровождается
умлаутизацией корневого гласного а (под влиянием i в последу-
ющем слоге):
alt — eltiro — eltisto,
jung — jungiro — jungisto.
В дальнейшем умлаут получают также гласные u, o:
jung — jünger — der jüngste,
hoch — höher — der höchste.
Словообразовательная
Словообразование представляет собой наиболее важный путь развития словаря немецкого языка, при этом путь, существенно отличающийся от изменения значения слов, заимствования и звукоподражания, т.е. от остальных путей развития и обогащения словарного состава. Словообразование значит, что новое слово образовано на основе существовавших ранее в языке слов и основ, путем изменения морфологической структуры этих слов или основ.
Новые слова возникают путем изменения корня, соединением основ, присоединения к корню словообразующего аффикса.
Слово может переходить в другой грамматический класс. Со словообразовательной техникой связаны некоторые понятия: способ словообразования, средства словообразования, словообразовательные правила.
Под способом словообразования понимают тип словообразования: словосложение, аффиксация, изменение корня. Средства словообразования – это конкретные морфемы, которые служат для образования новых слов. Под словообразовательными правилами следует понимать те действующие нормы языка, которые регулируют применение способов или средств образования новых лексических единиц.
Словообразовательный строй языка в основном устойчив, но он претерпевает изменения на протяжении истории развития, подчиняясь внутренним законам этого развития. Словообразовательный строй современного немецкого языка представляет собой продукт ряда эпох, соединение различных наслоений.
Существует пять основных способов словообразования в немецком языке, известных с древнейших периодов его развития: изменение значения слова, переход из одного лексико-грамматического класса в другой, словосложение, префиксация и суффиксация.
Словообразование в немецком языке существует в словообразовательных моделях, каждая из которых имеет свои особенности и свойства.
В современной грамматике различают следующие словообразовательные модели современного немецкого языка:
1. Модель корневых слов.
2.
Модель безаффиксного (
3. Префиксальная модель.
4. Суффиксальная модель. Модель словосложения.
Образование новых прилагательных происходит главным образом посредством словосложения и аффиксации.
1.Словосложение
Основным словом в сложном прилагательном всегда является имя прилагательное , а определяющим , кроме него , может быть и имя существительное , прилагательное, наречие ,глагол( встречается редко)
dunel+ grün- dunkelgrün
der Schnee+ weiß –schneeweiß
außer+gewöhnlich-
denken+fähig-denkenfähig
2.Аффиксация
С помощью суффиксов прилагательные образуются от глаголов, существительных, наречий, а также и от самих прилагательных. Наиболее продуктивными суффиксами для образования прилагательных являются :
-ig(сходство, подобие, признак ,свойство)
Heutig, hungrig, durstig, findig, häufig, gleichzeitig, ständig, zufällig
-lich(принадлежность, качество, свойство, признак, временная характеристика)
Friedlich, männlich, weiblich, täglich, abendlich, nächtlich, hässlich, erstaunlich, empfindlich, herzlich
-isch(принадлежность, свойство, признак)
Fantastisch, moralisch, optimistisch, europäisch, indisch, tierisch
-bar(способность, обязательность, возможность)
Dankbar, hörbar, wunderbar, dienstbar, steuerbar, zollbar
-sam и –haft (активность, способность, признак)
Arbeitsam, sparsam, furchtsam, wirksam
Wahrhaft, musterhaft, lehrhaft
Менее употребительны суффиксы –en/-ern(вещественный признак)
Golden, seiden, gläsern, hölzern
От заимствованных слов образованы прилагательные при помощи суффиксов:
-abel(komfortabel, transportabel, akzeptabel)
-al(emotional, formal, genial, universal)
-ell(aktuell, materiell, traditionell)
-ent(intelligent, kongruent)
-iv(attraktiv, demonstrativ, operativ)
Суффиксами и полусуффиксами прилагательных могут служить и полнозначные части речи:ähnlich, -gleich, -los, -frei,-bereit, -wert, -voll, -reich, -fähig,- bereit, -stark, -schwach, schwer,-leicht.
Имена прилагательные образуются также при помощи префиксов:
-un, -a,-de-/des-/dis,-il, -in,-ir,-miss, -non
В словообразовании прилагательных участвуют те же именные префиксы, что и в словообразовании существительных, а именно: ur-, erz-, un-, miß.
Un- в качестве префикса прилагательных имеет широкое распространение, выступает при этом всегда с одной и топ же отрицательной функцией (ср. с наличием наряду с отрицательной усилительной функции un- в качестве префикса существительных).
При помощи un- образуются от прилагательных с различным значением антонимы к этим прилагательным, ср.: unschön, unschwer, ungut, unbillig, ungerade, untreu, unreif, ungleich, unnötig, unheimlich и т. п.
Префикс un- соединяется не со всяким прилагательным. Так, он не соединяется с прилагательными, от которых нельзя образовать прямого антонима (напр.: наименования цветов: rot, gelb, grün и т. п., относительные прилагательные: golden, hölzern, nächtlich, heutig и т. п.), а также с большинством прилагательных, имеющих отрицательное значение (böse, übel, arg, gering и т.п.).
Обычно un- не соединяется также с прилагательными в том случае, если противоположное качество выражено словом другого корня, ср.:
groß — klein
dicht — mager
однако:
schön — häßlich — unschön
schwer — leicht —unschwer и т. п.
В таких случаях прилагательные с un- часто имеют несколько ослабленное отрицательное значение по сравнению с прилагательными другого корня.
Префикс un- очень часто употребляется с отглагольными прилагательными, в том числе и с адъективированными причастиями, напр.: unbegreiflich, unzulässig, unverständlich, unerfüllbar, unheilbar, unfaßbar, unbegründet, unbefriedigend, unbewacht и т. п.
С отрицательным значением употребляется также при прилагательных и причастиях префикс miß- (значительно реже, чем un-), ср.: mißtreu, mißvergnügt.
Иногда прилагательное употребляется только с miß-, ср: mißliebig, mißhellig и т. п.
В большинстве случаев прилагательные с miß- представляют собой суффиксальные образования от соответствующих существительных (mißgünstig — Mißgunst, mißmutig — Mißmut) или глаголов (mißtrauisch — mißtrauen, mißfällig — mißfallen).
Префикс ur- указывает на древность, первоначальность признака. Ср.: urverwandt, urgermanisch, ureigentümlich, ureigen (ср. со значением префикса в существительных: Urmensch, Urgeschichte, Urform и т. п.). В некоторых случаях это значение связано с усилением. Так, прилагательные ureigen и ureigentümlich одновременно выражают исконность признака и его исключительность, самобытность, напр.: die ureigene Schönheit dieses Landes. Таким образом, из значения первоначальности постепенно развивается чисто усилительное значение, например, в прилагательных: uralt, urplötzlich, urkräftig, urkomisch и т.п.
Erz- употребляется в качестве усилительного префикса прилагательных преимущественно при основах с отрицательным значением, ср.: erzdumm, erzfaul, erzkatholisch (с ироническим оттенком). Префикс erz- в данной функции относится к словообразовательным средствам с экспрессивной окраской.
Как cktletn из вышеизложенного, префиксация играет при образовании прилагательных еще меньшую роль, чем при образовании существительных. Из четырех префиксов, участвующих в словообразовании прилагательных, два (un-, miß-) имеют отрицательное, два (ur-, erz-) — усилительное значение. При этом широкое применение находит только префикс un-.
Прилагательные, образованные при помощи префиксов, обычно принадлежат к устойчивым, общеупотребительным словам, некоторые из них, обособившиеся от своих основ, могут быть отнесены к основному словарному фонду (напр.: unendlich) [11, с.229-232].
Информация о работе Формирование общенационального литературного немецкого языка