Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:55, дипломная работа
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.
В процессе нашего исследования нами была поставлена цель: развитие коммуникативных умений учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.
Из поставленной нами цели следуют задачи:
- проработка научной литературы по заявленной тематике;
- разработка блока упражнений по формированию коммуникативных навыков;
- применение методических разработок в условиях экспериментальных исследований;
- оценка результатов эффективности разработанных упражнений.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках немецкого языка в средней школе………………………………………..7
Психологические аспекты обучения подростка говорению на основе чтения………………………………………………………………….7
Чтение как вид речевой деятельности……………………………..11
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам……………15
1.4. Говорение как вид речевой деятельности…………………...……...26
Глава 2 Опытно исследовательская работа по проблеме: «использование навыков и умений чтения при обучении говорению на иностранном языке учащихся 5-6 классов основной школы»…………………………………35
2.1. Организационно-диагностический этап...............................................35
2.2.Интерпритация полученных данных......................................................43
2.3. Обобщающий этап...................................................................................45
Заключение......................................................................................................47
Список литературы......................................................................................
3. Выделение трех видов общения: индивидуальное, групповое и публичное.
4. Разработка таких моделей речевой коммуникации как:
1) официальный индивидуальный контакт;
2) деловой разговор;
3) свободная беседа;
4) групповая официальная беседа;
5) монолог в групповой беседе;
6) публичное общение.
5. Выделение восьми сфер устного общения:
1) сервисная сфера;
2) семейная сфера;
3) профессионально-трудовая сфера;
5) сфера общественной деятельности;
6) административно-правовая сфера;
7) сфера игр и увлечений;
8) зрелищно-массовая сфера.
Основные трудности при обучении говорению связаны с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной функции:
- ученики стесняются
говорить на иностранных
- учащиеся не понимают речевую задачу;
- у учащихся не хватает
языковых и речевых средств
для решения поставленной
- учащиеся не вовлекаются
в коллективное обсуждение
- учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.
Глава II Опытно – исследовательская работа по проблеме: «Чтение как средство обучения говорению в 5-6 классах основной школы».
2.1 Организационно-диагностический этап.
Прежде чем перейти к описанию опытно-исследовательской работы, напомним о проблеме нашего исследования, в чем заключались цели, задачи, поставленные нами, и какова была сущность сформулированной нами гипотезы. Итак, проблема нашего исследования заключается в использовании чтения как средства обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы. Цель нашей работы была такова: развитие навыков говорения учащихся в процессе чтения текстов, посвященных знаниям о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены задачи исследования:
Для подтверждения гипотезы, суть которой заключалась в том, что обучение говорению на основе чтения реализуется при следующих условиях:
Мы определили следующие задачи практической части:
В соответствии с целью исследования, суть которого заключается в определении особенности использования аутентичного материала при обучении чтению на немецком языке и сформулированной нами гипотезы мы провели анализ государственного стандарта, программы и учебно-методического комплекта по немецкому языку. Чтение на среднем этапе обучения является очень важным. Учащийся должен уметь читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Согласно государственному стандарту, содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-6 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо
от вида чтения возможно
На средней ступени обучения учащиеся, согласно «Программе обучения иностранным языкам в 5-6 классах», должны уметь: Читать с пониманием основного содержания тексты, построенные на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Умения чтения, подлежащие формированию:
Объем текста – до 500 слов. |
Читать с полным пониманием тексты, построенные на облегченных аутентичных текстах разных жанров. Умения чтения, подлежащие формированию:
Объем текста - до 600 слов. |
Читать с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Учебно-методический комплект по немецкому языку „Deutsch. Die zweiten Schritte“ предназначен для учащихся двенадцатилетнего возраста, продолжающих изучать язык в шестом классе общеобразовательных школ общего типа. В комплект входят:
Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс |
Исследовательская работа нами была проведенная на базе Лицея №7, в 6 классе. Количественный состав учащихся насчитывает 10 человек. Из них 5 мальчиков и 5 девочек. Исследовательская работа проводилась в 3 этапа:
В ходе исследовательской
работы, нами были разработаны
4 вопроса беседы с учителями,
которые выявляют опыт
Вопросы для беседы с учителем немецкого языка:
Кроме этого мы провели анкетирование учащихся с целью выявить желание учащихся читать и говорить на немецком языке. Выявить трудности при чтении текстов. Данная анкета содержит 6 вопросов, построенных по открытому типу. При этом ответы учащихся выражают положительное или отрицательное отношение к использованию различных текстов при изучении немецкого языка.
Класс 6, в классе 10 человек, из них на уроке присутствуют 10 человек.
Вопросы анкеты:
1. Испытываешь ли ты трудности при чтении текстов?
2. С чем связаны эти трудности?
3. Испытываешь ли ты
трудности при пересказе
4. Имеешь ли ты трудности при составлении рассказа на основе прочитанного текста?
5. Считаешь ли ты интересным при составлении рассказа использование сказок, рисунков, текстов на уроке немецкого языка?
6. Что тебе больше помогает при составлении рассказа:
a. Рисунок;
b. Серия картинок;
c. Текст;
d. Таблица.
Вопросы |
Ответы |
Ответы учащихся |
1. Испытываешь ли ты трудности при чтении текстов? |
Да Нет |
7 3 |
2. С чем связаны эти трудности? |
a.Сложный текст; b.Маленький словарный запас; c.Ты не знаешь как правильно произносятся слова; |
2
5
3 |
3. Испытываешь ли ты
трудности при пересказе |
Да Нет |
7 3 |
4. Имеешь ли ты трудности при составлении рассказа на основе прочитанного текста? |
Да Нет |
5 5 |
5. Считаешь ли ты
интересным при составлении |
Да Нет |
10 0 |
6. Что тебе больше помогает при составлении рассказа: |
a. Рисунок; b. Серия картинок; c. Текст; d. Таблица. |
2 4
4 0 |
В целях проверки предлагаемой
нами методики использования
чтения как средства обучения
говорению были проведены 2 урока
(Приложение №1), в ходе которого
осуществлялось введение
2.2.Интерпретация полученных результатов.
Как изложено в предыдущей части нашей работы нами была разработана и проведена беседа с учителем с целью выявления опыта массовой школы по формированию навыков чтения на немецком языке с использованием аутентичного материала. Беседа содержала 9 вопросов. В данной беседе участвовал 1 учитель:
Результаты беседы показали, что
учитель согласен с тем, что
на уроках немецкого языка
надо вводить аутентичный
Для того чтобы выяснить, как использовался учителем аутентичный материал для формирования навыков чтения на немецком языке мы провели анкетирование учащихся.
Результаты анкетирования показали, что 80% учащихся нравится изучать иностранный язык. Исходя из данных анкетирования 6-го класса, мы выявили, что 60% учащихся испытывают трудности при чтении текстов. Из них 70% испытывают сложности из-за того что тексты предлагаемые для чтения являются сложными для прочтения. А 30% имеют маленький словарный запас.
Проанализировав ответы, данные на вопросы;
Следующей задачей нашего исследования было наблюдение уроков в 5 классе. Результаты наблюдения свидетельствуют о том, что на уроках немецкого языка учитель уделяет незначительное внимание формированию навыка говорения. В пятом классе учащиеся плохо читают незнакомые тексты. В целях устранения этого недостатка нами было проведены 2 урока (Приложение №1).
Проведенные нами уроки с использованием аутентичного материала для формирования навыков говорения на основе чтения показали, что мы идем в правильном направлении, хотя после проведения 2 уроков по предложенной нами методике невозможно добиться каких либо ощутимых результатов, однако учащиеся были активны, заинтересованы и охотно высказывались по предложенной теме. Средний бал полученных оценок 4, что свидетельствует о том, что наша методика перспективна, однако нуждается в дальнейшей доработке и проведении основательного формирующего эксперимента.
2.3.Обобщающий этап.
Теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы и обобщение полученных результатов позволили нам разработать методические рекомендации для учителей немецкого языка при обучении подростка говорению с использованием аутентичного материала.
Информация о работе Чтение как средство обучения говорению учащихся 5-6 классов основной школы