Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:06, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы
19.Влияние идей В. Гумбольдта на языкознание ХIX-XX вв. Неогумбольдтианство.
Идеи В. фон Гумбольдта в большей или меньшей мере будоражили многих учЈных 19 и 20 вв. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков идеи В. фон Гумбольдта имели место сперва в Германии (в работах Х. Штайнталя, отчасти В. Вундта, Э. Гуссерля, Л. Вайсгербера), затем в России (в работах А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, А.Ф.Лосева). Сложилось в ряде разновидностей так называемое гумбольдтианство, которое характеризуют как совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. фон Гумбольдта. Гумбольдтианство предполагает антропологический подход к языку, его изучение в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью. Но во второй половине 19 в. Отсекается прежде всего универсальный компонент, наличие которого признавалось логической грамматикой и отвергалось грамматикой психологической. В соответствии с духом этого времени не нашли своего продолжения попытки В. фон Гумбольдта синтезировать логический и психологический подходы к языку, гумбольдтианцы целиком перешли на позиции психологизма. Довольно произвольную трактовку гумбольдтовского учения о внутренней форме языка давал Х. Штайнталь, а под его влиянием и А.А. Потебня. У них понятие внутренней формы языка было заменено иным по своему содержанию понятием внутренней формы слова.В 20 в. идеи В. фон Гумбольдта нашли развитие в так назывемом неогумбольдтианстве. Содержательно ориентированная грамматика (inhaltbezogene Grammatik, Sprachinhaltsforschung) создана в 50-х гг. неогумболдтианце Лео Вайсгербером (р. 1899) в духе "энергейтического" понимания языка. Она предназначена прежде всего для использования в преподавании немецкого языка в школе.
Неогумбольдтианство представляет собой совокупность концепций и школ, исходящих из приписывания В. фон Гумбольдтом языку созидающей силы, которая создаЈт благодаря своей классифицирующей и структурирующей роли своеобразный мир языковых содержаний (значений). Процессы умственного структурирования мира и формирования мировидения членов определЈнной языковой общности сводятся к действию внутренней формы языка.Неогумбольдтианцами акцентируется творческая роль языка в упорядочении хаотичного опыта и конструировании картины мира как связного целого, в процессах мышления и познания, в построении культуры, соответствующей данному языку. ПодчЈркиваются различия между картинами мира у носителей разных языков. Внутренняя форма языка трактуется как система его понятийных и бсинтаксических возможностей, являющихся ключом к миропониманию и основой различий в мышлении говорящих на разных языках людей.
Неогумбольдтианство возникло в 20-х гг. 20 в. как реакция на "формализм" младограмматического подхода к языку в европейском и американском языкознании 20 в. (философская концепция неокантианца Эрнста Кассирера; работы школа Лео Вайсгербера, Йоста Трира, Ханса Глинца, Харольда Хольца, Гюнтера Ипсена, Петера Хартмана, Хельмута Гиппера, Йоханнеса Эрбена). В США идеи неогумбольдтиансставлены в антропологической лингвистике Эдварда Сепира и Бенджамина Ли Уорфа. Европейское течение неогумбольдтианства, неоромантическое по своей окраске, наиболее чЈтко представлено прежде всего в Германии и других немецкоязычных странах (с его преимущественным вниманием к семантической стороне языка, к изучению связей языка и культуры, языка и мышления, языка и познания мира).
В содержательно ориентированной
грамматике исследуется постулируемый
(на основе идеи В. фон Гумбольдта о внутренней
форме языка) "языковой промежуточный
мир" (sprachliche Zwischenwelt), представляемый
свойственной родному языку "картиной
мира" (Weltbild). Промежуточный языковой
мир понимается как духовная, умственная
структурирующая инстанция, связывающая
неупорядоченный реальный мир вещей с
соответствующей языковой общностью и
направляющая динамический процесс освоения
мира через родной язык, через процесс
"вербализации мира" (Worten der Welt) путЈм
понятийного развЈртывания словаря. ПодчЈркивается
категоризующая познавательная функция
языка в построении словаря (представление
в нЈм, например, созвездия Ориона не как
материально существующего объекта, а
как результата умственного приЈма). Акцентируются
отличия мира языковых содержаний от языка
к языку.Предлагается четырЈхступенчатая
структура содержательно ориентированной
грамматики: а) грамматика, ориентированная
на звуки или структуры (формы); б) грамматика,
ориентированная на содержания (семантически
обусловленная организация лексики в
лексические поля); в) грамматика, ориентированная
на функции (Leistungen), изучающая процесс
умственного освоения мира через посредство
языка; г) грамматика, ориентированная
на результаты действия (Wirkungen) в жизненной
практике языковой общности.Первые двух
ступени имеют статический характер и
последние двух ступени динамический
характер.Европейские неогумбольдтианцы
(В. Порциг,Г. Ипсен, Й. Трир) внесли заметный
вклад в построение теорий понятийных(семантических,
лексических) полей, что обусловило более
глубокое понимание системных связей
в лексике и в формирование современной
структурной лексикологии(и структурной
семантики). В 50--60-х гг. их идеи внедряются
в школьные и народные грамматики (грамматика
немецкого языка в серии Duden).Главные упрЈки
критиков данной концепции направлены
на такие моменты, как преувеличение познавательной
роли языка в ущерб его коммуникативной
функции, как недооценка роли самого говорящего.Немецкие
неогумбольдтианцы уже на начальном этапе
пытались дополнить гумбольдтовский подход
к языку соссюровскими идеями (понятия
языкового знака, системы языка,дихотомии
языка и речи); в 70--80-х гг. они ищут точки
соприкосновения с генеративной лингвистикой
и особенно с лингвистической прагматикой.Этнолингвистика
(этносемантика, антрополингвистика)
Собственно этнолингвистика выделилась в первой четверти 20 г. благодаря работам Франца Боаса (1858--1942) и первого поколения его учеников. Свою роль сыграли научные опыты генеалогической классификации америндских языков с использованием подходов сравнительно-исторического