Язык и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО — одна из центральных проблем современной лингвистики, связанная с исследованием общественного характера возникновения, развития и функционирования языка, природы его связей с обществом, его социальной дифференциации в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы, социальных различий в использовании языка, функционального многообразия языка в связи с многообразными сферами его применения, взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах, условий приобретения одним из языков функций средства межнационального общения, формы сознательного воздействия общества на язык, и т. п.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность языка…………………………………………………..4
1.1.Функции языка в обществе…………………………………………4
Глава 2. Язык как общественное явление………………………………...6
2.1. Идиолект…………………………………………………...……….7
2.2. Диалект……………………………………………………...………8
2.3. Говор……………………………………………………………..….8
2.4. Литературный язык………………………………………………...9
2.5. Стилистическая дифференциация языка………………….…….10
Глава 3. Языковая ситуация……………………………………………...13
Глава 4. Языковая политика………………………………………...……15
Заключение………………………………………………………………..16
Список используемых материалов………………………………..……..17

Вложенные файлы: 1 файл

языкознание.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность языка…………………………………………………..4

     1.1.Функции языка в обществе…………………………………………4

Глава 2. Язык как общественное явление………………………………...6

     2.1. Идиолект…………………………………………………...……….7

     2.2. Диалект……………………………………………………...………8

     2.3. Говор……………………………………………………………..….8

     2.4. Литературный язык………………………………………………...9

     2.5. Стилистическая дифференциация языка………………….…….10

Глава 3. Языковая ситуация……………………………………………...13

Глава 4. Языковая политика………………………………………...……15

Заключение………………………………………………………………..16

Список используемых материалов………………………………..……..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Язык возникает, развивается и  существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается  в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.   

 Понятие общества относится  к одному из трудно определимых. Общество — это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей. Индивид как член общества может быть идентифицирован на основе большого количества отношений, которые его связывают с другими индивидами. Особенности языкового поведения индивида и его поведения вообще оказываются в значительной мере обусловлены социальными факторами.

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО — одна из центральных  проблем современной лингвистики, связанная с исследованием общественного характера возникновения, развития и функционирования языка, природы его связей с обществом, его социальной дифференциации в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы, социальных различий в использовании языка, функционального многообразия языка в связи с многообразными сферами его применения, взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах, условий приобретения одним из языков функций средства межнационального общения, формы сознательного воздействия общества на язык, и т. п.

 

Глава 1.Сущность языка

 

История науки о языке свидетельствует о том, что вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений:

1. Язык есть явление биологическое,  природное, не зависящее от человека. (А.Шлейхер)

2.Язык есть явление психическое,  возникающее вследствие действия  индивидуального духа – человеческого  или божественного. (В.Гумбольдт)

3.Язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе. (Ф.де Соссюр)

Если признать язык явлением биологическим, то его следует рассматривать  тогда в одном ряду с такими способностями человека, как есть, пить, спать, ходить и т.д., и считать, что язык наследуется человеком, так как заложен в самой его природе. Однако это противоречит фактам, так  как язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих. Вряд ли правомерно считать язык и явлением психическим, возникающим в результате действия индивидуального духа. В этом случае человечество имело бы огромное множество индивидуальных языков, что привело бы к непониманию друг друга. Несомненно, что язык – явление социальное: он возникает и развивается только в обществе благодаря потребности общения людей друг с другом.

 

1.1.Функции языка в обществе

 

Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, т.е. обладает определенными функциями. Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:

  • коммуникативная / иформативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации, коммуникантами),
  • познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира),
  • интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),
  • регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие  коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
  • контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
  • эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения),
  • эстетическая (создание художественных произведений),
  • магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в практике  заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
  • этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
  • метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).История каждого языка самым тесным образом связана с историей народа, являющегося его носителем.
  • идентифирующая (есть существенные функциональные различия между языком племени, языком народности и языком нации. Язык играет исключительно важную роль в консолидации родственных (и не только родственных) племён в народность и в формировании нации.

 

 

Глава 2 . Язык как общественное явление

 

Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. Человек не может быть изолирован от общества, индивидуум вольно или невольно отражает общественные отношения. Язык тем более связан с обществом, его историей. Социальная сущность языка хорошо видна при сравнении его со звуковой сигнализацией животных. Животные имеют органы, схожие с органами человека, в том числе мозг, органы чувств и носоглотку. Человек может научить животных произносить и воспринимать человеческие слова. Однако ни одно животное не воспринимает и не производит звуков вне конкретной ситуации, для обозначения понятий.

Вопрос о связи языка и  общества имеет разные решения. Согласно, одной точки зрения, связь языка и общества отсутствует, т.к. язык развивается и функционирует по своим законам (Е.Курилович), согласно другой – эта связь является односторонней, т.к. развитие и существование языка полностью определяется уровнем развития общества (Ж.Марузо) или наоборот -  язык сам обуславливает специфику духовной культуры общества (Э.Сепир, Б.Уорф). Однако наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой связь языка и общества является двусторонней.

О влиянии языка на развитие общественных отношений свидетельствует прежде всего тот факт, что язык –  один из консолидирующих факторов образования нации. Он является, с одной стороны, предпосылкой и условием ее возникновения, а с другой – результатом этого процесса. Кроме того, об этом свидетельствует и роль языка в воспитательной и образовательной деятельности общества, т.к. язык является орудием и средством передачи от поколения к поколению знаний, культурно-исторических и иных традиций.

Влияние общества на язык является опосредованным. Одной из форм такого влияния является социальная дифференциация языка, обусловленная социальной неоднородностью общества. Различаются следующие основные социальные формы существования языка:

  • идиолект – совокупность особенностей, характеризующих язык отдельного индивидуума;
  • говор – совокупность идиолектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально ограниченной группы;
  • диалект – совокупность говоров, объединенных значительным внутриструктурным языковым единством;
  • литературный язык – высшая (наддиалектная) форма существования языка, характеризующаяся нормированностью, а также наличием широкого диапазона функциональных стилей.

 

2.1. Идиолект

 

Идиолект – совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи отдельного носителя данного языка. Термин «идиолект» создан по модели термина «диалект» для обозначения индивидуального варьирования языка в отличие от территориального и социального варьирования, при котором те или иные речевые особенности присущи целым группам или коллективам говорящих.

 Идиолект в узком смысле  — только специфические речевые особенности данного носителя языка; в таком аспекте изучение идиолекта актуально прежде всего в поэтике, где основное внимание уделяется соотношению общих и индивидуальных характеристик речи (стиля), а также в неиролингвистике, где необходимо представить соотношение индивидуальной и типовой клинической картин при различных видах расстройств речи.

 В широком смысле идиолект – реализация данного языка в устах индивида, т. е. совокупность текстов, порождаемых говорящим и исследуемых лингвистом с целью изучения системы языка; И. всегда есть «точечный» представитель определенная идиома (лит. языка, территориального или социального диалекта), соединяющий в себе общие и специфичные черты его структуры, нормы и узуса.

 

2.2.Диалект

 

Диалект – разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

Диалект является полноценной  системой речевого общения (устной или  знаковой, но не обязательно письменной) со своими собственными словарём и грамматикой.

Традиционно под диалектами понимались прежде всего сельские территориальные  диалекты. В последнее время появилось  немало работ и о городских диалектах; в частности, к ним относят речь негритянского городского населения США, чей английский язык существенно отличается от других разновидностей американского английского. Французские лингвисты наряду с термином «диалект» (dialecte) используют термин «патуа» (patois), который также обозначает локально ограниченную речь определённых групп населения, главным образом сельского.

 

2.3. Говор

Говор – наименьшая территориальная  разновидность языка, используемая в качестве средства общения жителями одного или нескольких соседних, обычно сельских, населенных пунктов, не имеющих территориально выраженных языковых различий.

Говор – функционирующая языковая система, которая может отличаться от систем др. говоров своеобразием фонетических, грамматических, словообразовательных и лексических черт. Степень сложности системы говора зависит главным образом от экстралингвистических факторов: от степени изолированности говора, уровня контактов носителей говора с представителями другого говоров и языков, воздействия на говор литературного языка. В говоре, испытывающем интенсивное воздействие литературного языка или другого говора, выделяются противопоставленные друг другу и в разной степени различающиеся традиционный (архаический) и новый слои, характерные для речи разных групп населения.

Различают говора переходные (смешанные), занимающие промежуточное положение между другими говорами и совмещающие в себе характерные черты несколько говоров (языков); говор материнский — язык жителей насел, пункта, откуда переселилась его часть, образовавшая говор переселенческий; говор островной — находящийся в окружении др. языка или резко отличающегося по мн. языковым чертам диалекта того же языка.

 

2.4.Литературный язык

 

Литературный язык – вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Он функционирует в письменной форме (в книге, газете, в официальных документах и т. д.) и в устной форме (в публичных выступлениях, в театре и кино, в радио- и телепередачах). Для него типично наличие сознательно применяемых правил, т. е. нормы, которой обучают в школе. Письменная разновидность литературного языка наиболее строго кодифицирована, устная тоже регламентируется, в частности орфоэпическими нормами (нормами правильного произношения), отвергающими, например, севернорусское «оканье».

Литературный язык – основная, наддиалектная форма существования  языка, характеризующаяся большей  или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и  тенденцией к регламентации. По своему культурному и социальному статусу литературный язык противостоит территориальным диалектам, разным типам обиходно-разговорному койне и просторечию — как высшая форма существования языка.

Литературный язык – историческая категория. Его функциональная нагрузка неодинакова в разных ист. условиях, определяющую роль здесь играет уровень развития общества и общей культуры народа, а также условия формирования.

 Статус литературного языка – большая или меньшая его функциональная нагрузка зависят от закрепления отдельных сфер общения за той или иной формой существования языка, иначе говоря, от языковой ситуации, характера и числа ее компонентов. Так, в тех случаях, когда в сфере устного общения господствуют территориальные диалекты или полудиалекты, литературный язык оказывается ограниченным сферой письменности

 

2.5. Стилевая дифференциация языка

 

О связи языка с обществом  свидетельствует и факт стилистической дифференциации языка, зависимость  использования языков средств от социальной принадлежности носителей  языка (их профессии, уровня образованности, возраста) и от потребности общества в целом.

Обслуживая общество в самых  различных областях его жизни и деятельности и как бы приноравливаясь к различным формам и случаям человеческого общения, язык, естественно, обнаруживает еще один тип внутренних различий — различия функционально-стилистические. Ср. нейтральные, вполне уместные и в случаях официального общения слова отец и мать с неофициальными, употребляемыми в семье и в кругу близких друзей словами папа и мама, или поэтическое очи и нейтральное глаза, или разговорное картошка и книжное картофель и т. д.

Информация о работе Язык и общество