Автоматизированная информационная система (АИС). Структура АИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:53, лекция

Краткое описание

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Информационной системой -- называется взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Содержание

1. Понятие информационной системы
2. Этапы развития информационных систем
3. Процессы, протекающие в информационной системе
4. Структура информационной системы
5. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
6. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
7. Классификация ИС по степени автоматизации
8. Классификация по характеру использования информации
9. Классификация по сфере применения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов  власти.

В правовом обеспечении можно  выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение  этапов функционирования информационной системы включает:

- статус информационной  системы;

- права, обязанности  и ответственность персонала;

- правовые положения  отдельных видов процесса управления;

- порядок создания  и использования информации и  др.

 

2.     

1.5 Классификация информационных  систем по признаку структурированности  задач

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача -- задача, где известны все  ее элементы и взаимосвязи между  ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача -- задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной  задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей  точный алгоритм решения Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер.

Целью использования  ИС для решения структурированных  задач является полная автоматизация  их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

Решение неструктурированных  задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, косвенной информации из разных источников.

В практике работы любой  организации существует сравнительно немного полностью структурированных  или совершенно неструктурированных  задач. О большинстве задач можно  сказать, что известна лишь часть  их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать ИС, получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.

ИС, используемые для  решения частично структурированных  задач, подразделяются на два вида:

- создающие управленческие  отчеты и ориентированные главным  образом на обработку данных (поиск,  сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;

- разрабатывающие возможные  альтернативы решения. Принятие  решения при этом сводится  к выбору одной из предложенных  альтернатив.

Рис. 1.3. Классификация  ИС по признаку структурированности задач

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых  облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Основными функциями модельной информационной системы являются:

- возможность работы  в среде типовых математических  моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;

- достаточно быстрая  и адекватная интерпретация результатов  моделирования;

- оперативная подготовка  и корректировка входных параметров и ограничений модели;

- возможность графического  отображения динамики модели;

- возможность объяснения  пользователю необходимых шагов  формирования и работы модели.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку  и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.

1.6 Классификация информационных  систем по функциональному признаку  и уровням управления

Функциональный признак  определяет назначение подсистемы, а  также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Mapкетинговая деятельность  включает в себя:

- анализ рынка производителей  и потребителей выпускаемой продукции,  анализ продаж;

- организацию рекламной  кампании по продвижению продукции;

- рациональную организацию  материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы  на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Указанные направления  деятельности определили типовой набор  информационных систем:

- производственные системы;

- системы маркетинга;

- финансовые и учетные  системы;

- системы кадров (человеческих  ресурсов);

- другие ИС, которые  выполняют вспомогательные функции  в зависимости от деятельности  фирмы.

 

Таблица 1.3.Функции информационных систем

1.7 Классификация ИС  по степени автоматизации

В зависимости от степени  автоматизации информационных процессов  в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются  отсутствием современных технических  средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

Автоматические ИС выполняют  все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная  роль отводится компьютеру.

 

1.8 Классификация по  характеру использования информации

Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, по характеру использования информации и по сфере применения.

Информационно-поисковые  системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Они классифицируются по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделяют два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой  человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

1.9 Классификация по  сфере применения

Информационные системы  организационного управления предназначены  для автоматизации функций управленческого  персонала. К этому классу относятся  информационные системы управления как промышленными фирмами, так  и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации  функций производственного персонала. Они используются при организации  поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного  проектирования (САПР) предназначены  для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или  технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация информационных систем

Классифицировать  информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного  развития структур и функций.

В качестве признаков  классификации используются: область  применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура  и др.

По территориальному признаку автоматизированная информационная система (АИС) классифицируются на геоинформационные, международные, общегосударственные, областные, республиканские, окружные, городские, районные и т.д.

По сфере применения различают АИС в экономике, в  промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.

В рамках одной  сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы  можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной  практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, -- автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.

Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

Так можно выделить АИС, основанные на системе нормативных  правовых актов. Например, информационно-поисковые  по законодательству и справочные правовые системы. Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.

С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную  социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.

Автоматизированные  информационные системы принято  также подразделять на полнотекстовые и фактографические.

В полнотекстовых АИС собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание. Поскольку документированная информация -- это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель1, то указанные реквизиты являются основанием для классификации обрабатываемой информации.

Информация о работе Автоматизированная информационная система (АИС). Структура АИС