Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:53, лекция
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Информационной системой -- называется взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.
1. Понятие информационной системы
2. Этапы развития информационных систем
3. Процессы, протекающие в информационной системе
4. Структура информационной системы
5. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
6. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
7. Классификация ИС по степени автоматизации
8. Классификация по характеру использования информации
9. Классификация по сфере применения
В отечественной
законодательной и
ЭС «БЛОК» предназначена для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью и помогает установить возможные способы совершения краж при проведении строительных работ. Система позволяет:
на этапе ввода исходных данных сформулировать проблему;
определить возможные способы совершения краж;
составить список признаков, соответствующих тому или иному способу совершения кражи, который используется для планирования мероприятий по раскрытию преступления.
Для выработки решения о способе совершения преступлений используются следующие группы признаков:
экономические, технологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы -- носители информации.
Система отличается простотой ввода новых данных, что дает возможность быстро адаптировать ее в процессе эксплуатации.
В ЭС имеются подсистема помощи и подсистема обучения пользователя.
ЭС «БЛОК» реализована на базе естественной языковой оболочки ДИЕС для экспертных и информационных систем. Для разработки системы привлекались наиболее опытные сотрудники подразделений по борьбе с экономической преступностью. В развитие ЭС «БЛОК» предусматривается возможность обращения к автоматизированным учетам органов внутренних дел.
С 1964 г. в ВНИИСЭ успешно действует ЭС «АВТОЭКС» (последний вариант 1988 г. «Мод-ЭксАРМ»). Система в режиме диалога решает восемь вопросов, связанных с наездом на пешехода.
ЭС обеспечивает высокий уровень автоматизации экспертного исследования. В ней автоматизировано большинство операций:
экспертный анализ исходных данных, выбор хода исследования, выполнение расчетов, составление заключения, формулирование вывода с последующей распечаткой.
С помощью системы можно получить ответы на вопросы, касающиеся определения численных значений различных параметров дорожно-транспортного происшествия: скорость автомобиля, его остановочный путь, удаление автомобиля от места наезда в конкретный момент времени и т.п. Решаются также и расчетнологические вопросы: например, наличие или отсутствие у водителя транспортного средства технической возможности предотвратить наезд на пешехода. На производство одной экспертизы затрачивается в среднем пять минут: три минуты на ввод данных и две -- на исследование и печать. Система также позволяет исследовать наезды транспортных средств на препятствие и столкновения транспортных средств.
В перспективе экспертные системы могут эффективно использоваться и в практике систематизации законодательства для решения следующих проблем:
выявления и устранения путем экспертного толкования противоречивых правовых предписаний в актах различной юридической силы;
выявления и восполнения правовых пробелов с помощью аналогии права, аналогии закона;
доктринального (неофициального) толкования нечетко сформулированных в правовых актах правил, понятий, принципов.
Все экспертные системы строятся на общих и специальных знаниях в праве: существующих правовых концепциях, структуре правил, личностном восприятии права, правовой системе и подсистеме, юридической аргументации, логике, семантике, социологии и психологии права, а также философских теориях, носящих общеметодологический характер.
Конечно, современные компьютерные системы не могут обнаруживать моральные, религиозные, социальные и политические настроения, как это делают люди в процессе принятия решения. Они не обладают ни интеллектом, ни здравым смыслом, ни вдохновением, не проявляют общего интереса к всемирной проблематике, как это делает любой человек. Поэтому им отводится роль интеллектуального помощника (intelligent assistant).
В данном случае машина выступает в роли интеллектуального стимулятора, настроенного на то, чтобы фактор забывания, игнорирования или неучета существенных для рассматриваемого дела обстоятельств не послужил причиной неполного или неверного его исследования.
Никто не связывает
с такими компьютерными системами
возможности простого отыскания
истины, так как информация в них
сохраняет такие пороки, как недостаточность,
недостоверность и
Уже сейчас совершенно ясна польза подобных экспертных систем для решения проблемы пассивности некоторых народных заседателей: консультации ЭВМ, рассчитанные на не имеющего специального юридического образования заседателя, контрольные тесты помогут ему осознанно участвовать в слушании дела.
«При создании интеллектуальных систем в правовой сфере надо учитывать ее особенности. Справедливость нельзя измерить на точных весах ни логики, ни математики, как нельзя синтезировать на компьютере законопроект, вбирающий вековую мудрость юридической науки и практики.
Юридическая практика нуждается в первую очередь в естественном интеллекте, в гуманизации человеческих отношений. Ибо высшей ценностью является человек, его естественные, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы, его честь и достоинство. Именно с таких гуманистических позиций и должна рассматриваться проблема применения в сфере права компьютерных технологий, связанных с идеями, именуемыми искусственным интеллектом».
Перечисленные виды информационных систем могут входить составными частями в более сложные информационные образования.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) -- индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, призванные решать конкретные задачи из профессиональной деятельности.
Понятие АРМ
не является до конца устоявшимся. Так,
иногда под АРМ понимают только рабочее
место, оборудованное всеми
Поскольку АРМ отличаются от АИСС развитыми функциональными возможностями, последние могут входить в состав Обычно различают три способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения -- индивидуального пользования, группового пользования и сетевой. Следует лишь заметить, что сетевой способ построения кажется наиболее перспективным, поскольку позволяет получать информацию из удаленных банков данных, вплоть до федерального и международного уровня, а также обмениваться интересующей информацией между структурными подразделениями, не прибегая к другим средствам связи.
При работе с АРМ от специалиста не требуется детального знания системного и прикладного программного обеспечения.
Гораздо важнее, чтобы он умел ориентироваться в предметной области изучаемого явления.
Примером АРМ,
используемого в деятельности органов
внутренних дел, может служить АРМ
«ГРОВД», которое создано с целью
совершенствования
Другими видами сложных информационных образований являются автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО) и автоматизированные системы управления (АСУ). Указанные системы становятся необходимым условием информационного обеспечения государственного регулирования и управления.
Автоматизированные
системы управления (АСУ) -- комплекс
программных и технических
Основная функция АСУ -- обеспечение руководства информацией. Автоматизированная система управления обеспечивает автоматизированный сбор и передачу информации об управляемом объекте, переработку информации и выдачу управляемых воздействий на объект управления.
В настоящее
время активно разрабатываются
Примером современной АСУ ОВД является АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), которая предназначена для автоматизации управления силами и средствами подразделений и служб ОВД в процессе оперативного peaгирования на преступления и правонарушения. АСУ выполняет следующие основные функции: автоматизированный сбор и анализ информации об оперативной обстановке в городе, выдача решений и целеуказаний подразделениям ОВД, экипажам патрульных автомобилей, контроль за их исполнением в реальном масштабе времени;
автоматизированный сбор, обработка, хранение, документирование и отображение на средствах индивидуального и коллективного пользования в ДЧ и подразделениях ОВД информации о расстановке сил и средств, о положении и числе патрульных автомобилей, фактах преступлений и правонарушений на фоне электронных карт;
автоматизированный сбор по каналам связи из подразделений и служб ОВД информации о лицах, совершивших правонарушения, о похищенных вещах, угнанных транспортных средствах, другой оперативно-розыскной и справочной информации, а также выдача информации по запросам подразделений ОВД из региональных и общегородских банков данных;
автоматическая регистрация деятельности подразделений ОВД, подготовка аналитических и статистических отчетов, ретроспективный анализ процессов и событий.
Автоматизированная
система информационного
Список используемой литературы
1. Батурин, Ю.М.
Информация общества, право и
человек. Влияние научно-
2. Венгеров, А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. / А.Б. Венгеров. -М.: Юридическая литература, 1978.-178с.
3. Гаврилов, О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере / О.А. Гаврилов. - НТИ. Сер. 1. 1993, № 11.
4. Гаврилов, О.А.
Курс правовой информатики:
5. Информатика для юристов и экономистов / под ред. С.В. Симоновича. -М.: СПб.: Питер, 2002.-280с.
6. Материалы
научно-практической
Информация о работе Автоматизированная информационная система (АИС). Структура АИС