Автоматизированные информационные системы и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:21, реферат

Краткое описание

Автоматизированные информационные системы – это системы для сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.
Деление АС на соответствующие классы по условиям их функционирования с точки зрения защиты информации необходимо в целях разработки и применения, обоснованных мер по достижению требуемого уровня защиты информации.

Содержание

1.Автоматизированные информационные системы и их классификация
2.Диалоговый режим автоматизированной обработки информации
3.Какие типы данных могут содержать электронные таблицы Excel?
4.Вчём состоит удобство применения относительной адресации к ячейкам при записи формул?
5.Что такое реляционные базы данных?
6.Этапы создания базы и банка данных
7.Что такое глобальная компьютерная сеть? История развития компьютерной сети Интернет?
8.Что такое серверы и рабочие станции и какие они имеют характеристики?
9.Что такое IP- адрес?
10.Назначение программ-браузеров.Интерфейс программы InternetExplorer?

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

итэ.docx

— 47.22 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1.Автоматизированные информационные системы и их классификация

 
2.Диалоговый режим автоматизированной  обработки информации 

3.Какие типы данных  могут содержать электронные таблицы Excel? 
4.Вчём состоит удобство применения относительной адресации к ячейкам при записи формул?

5.Что такое реляционные базы данных?

 
6.Этапы создания базы и банка  данных 
 
7.Что такое глобальная компьютерная сеть? История развития компьютерной сети Интернет?  
 
8.Что такое серверы и рабочие станции и какие они имеют характеристики?  
 
9.Что такое IP- адрес?  
 
10.Назначение программ-браузеров.Интерфейс программы InternetExplorer?  
 
 
Список литературы 
 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Автоматизированные информационные  системы и их классификация?

Автоматизированные информационные системы – это системы для  сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и  каналов связи.

 
Деление АС на соответствующие классы по условиям их функционирования с  точки зрения защиты информации необходимо в целях разработки и применения, обоснованных мер по достижению требуемого уровня защиты информации.  
 
Выбор методов и средств защиты определяется важностью обрабатываемой информации, различием АС по своему составу, структуре, способам обработки информации, количественному и качественному составу пользователей и обслуживающего персонала. 
 
Наиболее важны для нас три основных типа информационных систем: системы генерации отчетов, системы поддержки принятия решений, системы поддержки принятия стратегических решений.  
 
Системы генерации отчетов (information reporting systems - IRS) - наиболее распространенная форма управленческих информационных систем. Они обеспечивают управленческих конечных пользователей информацией, которая необходима для удовлетворения их ежедневных потребностей при принятии решений. Они производят и оформляют различные виды отчетов, информационное содержание которых определенно заранее самими менеджерами так, чтобы в них была только необходимая для них информация. Системы генерации отчетов выбирают необходимую информацию о процессах внутри фирмы из баз данных, подготовленных производственными информационными системами, и информацию об окружении из внешних источников.  
 
Результаты работы систем генерации отчетов могут предоставляться менеджеру по требованию, периодически или в связи с каким-либо событием.  
 
Системы поддержки принятия решений (decision support systems - DSS) - естественное развитие систем генерации отчетов и систем обработки транзакций. Системы поддержки принятия решений - интерактивные компьютерные информационные системы, которые используют модели решений и специализированные базы данных для помощи менеджерам в принятии управленческих решений. Таким образом, они отличаются от систем обработки транзакций, которые предназначены для сбора исходных данных. Они также отличаются от систем генерации отчетов, которые сосредоточиваются на обеспечении менеджеров специфической информацией.  
 
Вместо этого системы поддержки принятия решений обеспечивают управленческих конечных пользователей информацией в интерактивном режиме и только по требованию. DSS предоставляют менеджерам возможности аналитического моделирования, гибкие инструменты поиска необходимых данных, богатство форм разнообразного представления информации. Менеджеры имеют дело с информацией, необходимой для принятия менее структурированных решений в интерактивном режиме. Например, электронные таблицы или другие виды программного обеспечения поддержки принятия решений позволяют менеджеру задать ряд вопросов "что если?" и получить интерактивные ответы на них.  
 
Таким образом, информация, полученная с помощью DSS, отличается от заранее сформулированных форм отчетов, получаемых от систем генерации отчетов. При использовании DSS менеджеры исследуют возможные альтернативы и получают пробную информацию, основанную на наборах альтернативных предположений. Следовательно, менеджерам нет необходимости определять свои информационные потребности заранее. Взамен, DSS в интерактивном режиме помогают им найти информацию, в которой они нуждаются.  
 
Системы поддержки принятия стратегических решений (executive information systems - EIS) - управленческие информационные системы, приспособленные к стратегическим информационным потребностям высшего руководства. Высшее руководство получает информацию, в которой оно нуждается из многих источников, включая письма, записи, периодические издания и доклады, подготовленные вручную и компьютерными системами. Другие источники стратегической информации - встречи, телефонные звонки, и общественная деятельность. Таким образом, большая часть информации исходит из некомпьютерных источников.  
 
Цель компьютерных систем поддержки принятия стратегических решений состоит в том, чтобы обеспечить высшее руководство непосредственным и свободным доступом к информации относительно ключевых факторов, являющихся критическими при реализации стратегических целей фирмы. Следовательно, EIS должны быть просты в эксплуатации и понимании. Они обеспечивают доступ к множеству внутренних и внешних баз данных, активно используя графическое представление данных.  
 
Другие способы классификации информационных систем обеспечивают более узкую или широкую классификацию, чем те, которые мы уже упомянули. Потому что эти информационные системы могут применяться: для поддержки производства и для управления.  
 
.  
 
Системы конечного пользователя (end user computer systems) - компьютерные информационные системы, которые непосредственно поддерживают как оперативные, так и управленческие функции конечных пользователей. Мы должны представлять конечного пользователя как непосредственно использующего информационные ресурсы вместо косвенного их использования, при помощи профессиональных ресурсов отдела информационных служб организации. Конечные пользователи информационных систем, как правило, используют автоматизированные рабочие места и пакеты прикладных программ для поддержки своей повседневной деятельности, такой, как поиск информации, поддержки принятия решения и разработки приложений.  
 
Важно понимать, что информационные системы непосредственно поддерживают практически все аспекты управленческой деятельности в таких функциональных областях, как бухгалтерский учет, финансы, управление трудовыми ресурсами, маркетинг и управление производством.  
 
 
2.Диалоговый режим автоматизированной обработки информации. 

. Диалоговый режим (запросный)  режим, при котором существует  возможность пользователя непосредственно  взаимодействовать с вычислительной  системой в процессе работы  пользователя. Программы обработки  данных находятся в памяти  ЭВМ постоянно, если ЭВМ доступна  в любое время, или в течение  определенного промежутка времени,  когда ЭВМ доступна пользователю. Взаимодействие пользователя с  вычислительной системой в виде  диалога может быть многоаспектным и определяться различными факторами: языком общения, активной или пассивной ролью пользователя; кто является инициатором диалога - пользователь или ЭВМ; временем ответа; структурой диалога и т.д. Если инициатором диалога является пользователь, то он должен обладать знаниями по работе с процедурами, форматами данных и т.п. Если инициатор - ЭВМ, то машина сама сообщает на каждом шаге, что нужно делать с разнообразными возможностями выбора. Этот метод работы называется «выбором меню». Он обеспечивает поддержку действий пользователя и предписывает их последовательность. При этом от пользователя требуется меньшая подготовленность.  
Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной. 
Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым - режим, при котором система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя. 
Различаются следующие способы обработки данных: централизованный, децентрализованный, распределенный и интегрированный. 
Централизованный предполагает наличие. При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и получают результаты обработки в виде результативных документов. Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа. 
Децентрализованная обработка. Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место.  
Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может быть реализован двумя путями: первый предполагает установку ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени. Второй путь - размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.). Преимущества распределенного способа: возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных; высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой; сокращение времени и затрат на передачу данных; повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня. 
Интегрированный способ обработки информации. Он предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ. Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных. 
Технические средства обработки информации делятся на две большие группы. Это основные и вспомогательные средства обработки. 
Вспомогательные средства - это оборудование, обеспечивающее работоспособность основных средств, а также оборудование, облегчающее и делающее управленческий труд комфортнее. К вспомогательным средствам обработки информации относятся средства оргтехники и ремонтно-профилактические средства. Оргтехника представлена весьма широкой номенклатурой средств, от канцелярских товаров, до средств доставления, размножения, хранения, поиска и уничтожения основных данных, средств административно производственной связи и так далее, что делает работу управленца удобной и комфортной. 
Основные средства - это орудия труда по автоматизированной обработке информации. Известно, что для управления теми или иными процессами необходима определенная управленческая информация, характеризующая состояния и параметры технологических процессов, количественные, стоимостные и трудовые показатели производства, снабжения, сбыта, финансовой деятельности и т.п. К основным средствам технической обработки относятся: средства регистрации и сбора информации, средства приема и передачи данных, средства подготовки данных, средства ввода, средства обработки информации и средства отображения информации.

3.Какие типы данных  могут содержать электронные  таблицы Excel?

Типы данных в ячейках  электронной таблицы Excel.

Ячейки электронной таблицы  могут содержать данные произвольного  типа (по мере необходимости пользователь может загружать в них самую  любую информацию - данные числового, логического типа, даты массивов OLE-объекты, формулы, финансовые, статистические и  другие функции и т. д.) Действие с  ячейками выполняется по однотипным данным, которые задаются в формате  ячеек. Ячейки рабочего листа электронной  таблицы могут содержать:

- исходные или первичные  данные - константы;

- производные данные, которые  рассчитываются с помощью формул  или функций.

Ячейки, содержащие константы, называются влияющими, а ячейки с  формулами - зависимыми.

В обычном режиме работы в ячейках с производными данными  отображаются значения, а формулы  можно увидеть лишь при активации (выделении) ячейки в строке ввода  и редактирования.

Данные в ячейках таблицы  могут относиться к одному из следующих  типов: текст, числа, даты, формулы и  функции. Тип данных подразумевает:

- допустимое множество  значений, которые можно принимать  константа или переменная;

- допустимое множество  операций над этими данными.

1) Текст - последовательность  букв, иногда цифр или некоторых  специальных символов.

2) Числа могут включать  цифры и различные символы:  знак процента, знак мантиссы, круглые  скобки, денежные обозначения, разделители  и др.

Разделители в разных странах  отличаются: десятичный - в США точка, а в России и многих других странах  запятая; для обозначения тысяч - в России иногда ставят пробел, в  США - запятая, во многих странах - точка.

3) Дата и время. Вводятся  как числа и выравниваются  по правому краю. Дата и время  могут быть использованы в качестве аргументов для формул. Вид и тип написания даты определяются в формате ячейки.

4) Формула. Формулой в  электронной таблице называют  арифметические и логические  выражения. Формула всегда начинается  со знака равенства (=) и вводится по латинскому регистру. Формулы могут содержать константы - числа или текст (в двойных кавычках), ссылки на ячейки, знаки арифметических, логических и других операций, встроенные функции, скобки, закладки и др. Сохраняется принятый в математике порядок выполнения операций.

5) Функция. Представляет  собой программу с уникальным  именем, для которой пользователь  должен задать конкретное значение  аргументов.

Все функции имеют одинаковый формат записи и включают имя функции  и находящийся в круглых скобках  перечень аргументов.

Excel содержит более 400 встроенных функций.

4.Вчём состоит удобство  применения относительной адресации  к ячейкам при записи формул?

Относительная адресация  используется только в командах ветвления. Адрес следующей команды образуется сложением текущего содержимого  счетчика команд и заданного во втором байте команды 8-битного смещения. Смещение является знаковым числом и  может задаваться прямым (указывается  в явном виде сразу после кода операции) или непрямым (после кода операции указывается адрес, по которому хранится смещение) способами .

 
Принцип относительной адресации  обозначает следующее: адреса ячеек, используемые в формулах, определены не абсолютно, а относительно места расположения формулы. Это приводит к тому, что  при всяком перемещении формулы  в другое место таблицы изменяются адреса ячеек в формуле. 
 
Применение этого принципа, помогает заполнять таблицы, содержащие большое количество формул одного типа.  

В режиме относительной адресации всякие изменения в местоположении формулы путем копирования блока, переноса блока, вставки или удаления строк или столбцов приводят к автоматическому изменению адресов переменных в формулах, находящихся в смещенных ячейках. Иначе говоря, формулы модифицируются в соответствии со своим новым положением.

Преимущество этого способа адресации заключается в возможности создания «перемещаемых» программ – программ, которые можно размещать в различных частях памяти без изменения команд программы. То же относится к программам, обрабатывающим по единому алгоритму информацию, расположенную в различных областях. В этих случаях достаточно изменить содержимое базового адреса начала команд программы или массива данных, а не модифицировать сами команды. По этой причине относительная адресацияоблегчает распределение памяти при составлении сложных программ и широко используется при автоматическом распределении памяти в мультипрограммных вычислительных системах.

5.Что такое реляционные  базы данных?

 
Базы данных с табличной формой организации называются реляционными БД. 
 
Главное достоинство таблиц — в их понятности. С табличной информацией мы имеем дело практически каждый день. Например, в дневнике: расписание занятий там представлено в виде таблицы, ведомость с оценками за четверти имеет табличный вид. Когда мы приходим на вокзал, смотрим расписание электричек. Какой вид оно имеет? Это таблица! А еще есть таблица футбольного чемпионата. И журнал учителя, куда он ставит оценки — тоже таблица. 
 
Мы настолько привыкли к таблицам, что обычно не требуется никому объяснять, как ими пользоваться.В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец — полем. В общем виде это выглядит так: 
 
Каждое поле таблицы имеет имя. Например, в таблице «Игрушки» имена полей такие: НАЗВАНИЕ, МАТЕРИАЛ, ЦВЕТ, КОЛИЧЕСТВО. 
 
Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице. 
 
Например, одна запись о каком либо объекте — это информация об одной игрушке. 
 
Поля — это различные характеристики (иногда говорят — атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту. Разные поля отличаются именами. А чем отличаются друг от друга разные записи? Записи различаются значениями ключей. 
 
Главным ключом в базах данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. 
 
В БД «Домашняя библиотека» разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания, полка. Но инвентарный номер у каждой книги свой (поле номер). Он-то и является главным ключом для записей в этой базе данных.  
 
Не всегда удается определить одно поле в качестве ключа. Вот, например, база данных, которая хранится в компьютере управления образования области. В ней содержатся сведения обо всех средних школах районных центров в виде такой таблицы: 
 
В такой таблице у разных записей не могут совпасть только одновременно два поля: горд и номер школы. Эти два поля вместе образуют составной ключ: город-номер школы. Составной ключ может состоять и более чем из двух полей. 
 
С каждым полем связано еще одно очень важное свойство — тип поля. 
 
Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. 
 
В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей: 

  •  
    числовой; 
  •  
    символьный; 
  •  
    дата; 
  •  
    логический. 

 
Числовой тип имеют поля, значения которых могут быть только числами. Например, в БД «Погода» три поля числового типа: температура, давление, влажность. 
 
Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и т.п.). Примерами символьных полей являются поля автор и название в БД «Домашняя библиотека»; поле телефон в БД «Школы». 
 
Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день/месяц/год» (в некоторых случаях используется американская форма: месяц/день/год). Тип «дата» имеет поле день в БД «Погода». 
 
Логический тип соответствует полю, которое может принимать всего два значения: «да» — «нет» или «истина» — «ложь» или (по-английски) «true» — «false». Если двоичную матрицу представить в виде реляционной БД (табл. 6.4, 6.5), то ее полям, принимающим значения «О» или «1», удобно поставить в соответствие логический тип. При этом «1» заменится на значение «истина», «О» — на значение «ложь». 
 
Итак, значения полей — это некоторые величины определенных типов. 
 
От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. 
 
Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими — нельзя. 
 
Для взаимодействия пользователя с базами данных используют системы управления данными (СУБД). 
 
Принципы построения систем управления баз данных следуют из требований, которым должна удовлетворять организация баз данных: 

 
Производительность и готовность. Запросы от пользователя базой данных удовлетворяются с такой скоростью, которая требуется для использования  данных. Пользователь быстро получает данные всякий раз, когда они ему  необходимы. 
 
Минимальные затраты. Низкая стоимость хранения и использования данных, минимизация затрат на внесение изменений. 
 
Простота и легкость использования. Пользователи могут легко узнать и понять, какие данные имеются в их распоряжении. Доступ к данным должен быть простым, исключающим возможные ошибки со стороны пользователя. 
 
Простота внесения изменений. База данных может увеличиваться и изменяться без нарушения имеющихся способов использования данных. 
 
Возможность поиска. Пользователь базы данных может обращаться с самыми различными запросами по поводу хранимых в ней данных. Для реализации этого служит так называемый язык запросов. 
 
Целостность. Современные базы данных могут содержать данные, используемые многими пользователями. Очень важно, чтобы в процессе работы элементы данных и связи между ними не нарушались. Кроме того, аппаратные ошибки и различного рода случайные сбои не должны приводить к необратимым потерям данных. Значит, система управления данными должна содержать механизм восстановления данных. 
 
Безопасность и секретность. Под безопасностью данных понимают защиту данных от случайного или преднамеренного доступа к ним лиц, не имеющих на это права, от неавторизированной модификации (изменения) данных или их разрушения. Секретность определяется как право отдельных лиц или организаций решать, когда, как какое количество информации может быть передано другим лицам или организациям.

Информация о работе Автоматизированные информационные системы и их классификация