Автоматизированные системы обработки данных системы поддержки принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Для успешного ведения бизнеса в наше время требуется информация. То, как успешно компания использует и управляет информацией, говорит о том, какого успеха эта компания может достигнуть. Невозможно принять верное управленческое решение не подвергая информацию обработке. Обработка данных - это процесс преобразования информации из первоначального вида к определенному результату. Сбор, накопление, хранение информации часто не являются конечной целью информационного процесса. Чаще всего первичные данные привлекаются для решения какой-либо проблемы, затем они преобразуются шаг за шагом в соответствии с алгоритмом решения задачи до получения выходных данных, которые после анализа пользователем предоставляют необходимую информацию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Понятие системы поддержки принятия решений……………………………5
2.Характеристика и назначение………………………………………………………6
3.Основные компоненты СППР……………………………………………….….…7
4.Корпоративные информационные системы и базы данных………………....11
5.OLTP-системы……………………………………………………………………...…15
6.Хранилища данных (Data Warehouse)……………………………………….....16
7. Оперативная аналитическая обработка (On-Line Analytical Processing, OLAP)……………………………………………………………………………………...20
8 .Интеллектуальный анализ данных (Data Mining……………………………23
9.Интеграция OLAP и Data Mining…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Информационные технологии в экономике.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)
  1. База данных играет в информационной технологии поддержки принятия решений (СППР) важную роль. Данные могут использоваться непосредственно пользователем для расчетов при помощи математических моделей. Рассмотрим источники данных и их особенности:

     1. Часть данных поступает от  информационной системы операционного  уровня. Чтобы использовать их  эффективно, эти данные должны  быть предварительно обработаны.

     Для этого существуют две возможности: 

     – использовать для обработки данных об операциях фирмы систему управления базой данных, входящую в состав системы поддержки принятия решений;

     – сделать обработку за пределами  системы поддержки принятия решений, создав для этого специальную  базу данных. Этот вариант более предпочтителен для фирм, производящих большое количество коммерческих операций. Обработанные данные об операциях фирмы образуют файлы, которые для повышения надежности и быстроты доступа хранятся за пределами системы поддержки принятия решений.

     2. Помимо данных об операциях фирмы для функционирования системы поддержки принятия решений требуются и другие внутренние данные, например данные о движении персонала, инженерные данные и т.п., которые должны быть своевременно собраны, введены и поддержаны.

     3. Важное значение, особенно для поддержки принятия решений на верхних уровнях управления, имеют данные из внешних источников. В числе необходимых внешних данных следует указать данные о конкурентах, национальной и мировой экономике. В отличие oт внутренних  внешние данные обычно приобретаются у специализирующихся на их сборе организаций.

     4. В настоящее время широко исследуется  вопрос о включении в базу  данных еще одного источника  данных – документов, содержащих  записи, письма, контракты, приказы  и т.п. Если содержание этих документов будет записано в памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам, потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит новый мощный источник информации.

     Система управления данными (СУБД) должна обладать следующими возможностями:

     составление комбинаций данных, получаемых из различных  источников посредством использования  процедур агрегирования и фильтрации;

     быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных;

     построение  логической структуры данных в терминах пользователя;

     использование и манипулирование неофициальными данными для экспериментальной  проверки рабочих альтернатив пользователя;

     обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз  данных, функционирующих в рамках фирмы.

  1. База моделей. Целью создания моделей являются описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.

     Например, модель линейного программирования дает возможность определить наиболее выгодную производственную программу выпуска нескольких видов продукции при заданных ограничениях на ресурсы.

     Использование моделей в составе информационных систем началось с применения статистических методов и методов финансового  анализа, которые реализовывались  командами обычных алгоритмических языков. Позже были созданы специальные языки, позволяющие моделировать ситуации типа «что будет, если?» или «как сделать, чтобы?» Такие языки, созданные специально для построения моделей, дают возможность построить модели определенного типа, обеспечивающие нахождение решения при гибком изменении переменных.

     Существует  множество типов моделей и способов их классификации, например по цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменных и т.п.

     По  цели использования  модели подразделяются на оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибыли или минимизации затрат), и описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизации).

     По  способу оценки модели классифицируются на детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных, и стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, так как исходные данные заданы вероятностными характеристиками.

     Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, потому что они менее дорогие, их легче строить и использовать. К тому же часто с их помощью получается вполне достаточная информация для принятия решения.

     По  области возможных  приложений модели разбиваются на специализированные, предназначенные для использования только одной системой, и универсальные – для использования несколькими системами.

     Специализированные модели более дорогие, они обычно применяются для описания уникальных систем и обладают большей точностью.

     В системах поддержки принятия решения  база моделей состоит из стратегических, тактических и оперативных моделей, а также математических моделей  в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения.

     Система управления базой  моделей (СУБМ) должна обладать следующими возможностями: создавать новые модели или изменять существующие, поддерживать и обновлять параметры моделей, манипулировать моделями.

  1. Система управления интерфейсом. Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет: язык пользователя; язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея; знания пользователя.

     Язык  пользователя – это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экране; джойстика; «мыши»; команд, подаваемых голосом, и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.

     Значительно возросла за последнее время популярность визуального интерфейса. С помощью манипулятора «мышь» пользователь выбирает представленные ему на экране в форме картинок объекты и команды, реализуя таким образом свои действия.

     Управление  компьютером при помощи человеческого  голоса – самая простая и поэтому самая желанная форма языка пользователя. Она еще недостаточно разработана и поэтому малопопулярна. Существующие разработки требуют от пользователя серьезных ограничений: определенного набора слов и выражений; специальной надстройки, учитывающей особенности голоса пользователя; управления в виде дискретных команд, а не в виде обычной гладкой речи. Технология этого подхода интенсивно совершенствуется, и в ближайшем будущем можно ожидать появления систем поддержки принятия решений, использующих речевой ввод информации.

     Язык  сообщений – это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером.

     Каждая  форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои достоинства и недостатки.

     Долгое  время единственной реализацией  языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея  отчет или сообщение. Теперь появилась новая возможность представления выходных данных – машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде. Использование машинной графики значительно повышает наглядность и интерпретируемость выходных данных и становится все более популярным в информационной технологии поддержки принятия решений.

     За  последние несколько лет наметилось новое направление, развивающее  машинную графику, – мультипликация. Мультипликация оказывается особенно эффективной для интерпретации  выходных данных систем поддержки принятия решений, связанных с моделированием физических систем и объектов.

     Например, система поддержки принятия решений, предназначенная для обслуживания клиентов в банке, с помощью мультипликационных моделей может реально просмотреть различные варианты организации обслуживания в зависимости от потока посетителей, допустимой длины очереди, количества пунктов обслуживания и т.п.

     В ближайшие годы следует ожидать  использования в качестве языка  сообщений человеческого голоса. Сейчас эта форма применяется  в системе поддержки принятия решений сферы финансов, где в процессе генерации чрезвычайных отчетов голосом поясняются причины исключительности той или иной позиции.

     Знания  пользователя – это то, что пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером.

     Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:

     – манипулировать различными формами  диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;

     –передавать данные системе различными способами;

     – получать данные от различных устройств  системы в различном формате;

     – гибко поддерживать знания пользователя (оказывать помощь по запросу, подсказывать). 

    4.Корпоративные информационные системы и базы данных 

     Во  время жизненного цикла корпорации накапливают большие объемы данных, которые несут в себе потенциальные возможности по получению новой аналитической информации. На основе полученной информации необходимо строить стратегию фирмы, выявлять тенденции развития рынка, находить новые решения, обусловливающие успешное развитие в условиях конкурентной борьбы.

     Понять, что такое корпоративные базы данных невозможно без введения двух понятий: экономическая информационная система и корпоративная информационная система, частью которых и являются корпоративные базы данных.

     Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединённых в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

     Корпоративная информационная система (КИС) - это масштабируемая ЭИС система, предназначенная для  комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности больших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих  из группы компаний, требующих единого управления. Они являются развитием систем для рабочих групп и ориентированы на крупные компании. Могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз. Наиболее существенной чертой комплексной информационной системы должно стать расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующейся системы, способной гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования.

Информация о работе Автоматизированные системы обработки данных системы поддержки принятия решений