Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 12:11, реферат
LCD (Liquid Crystal Display — Жидкокристаллический дисплей) технология, до недавнего времени, являлась наиболее доступной. В основе технологии лежит матрица из тысяч разноцветных (красный, синий, зелёный) кристаллов, которые пропускают через себя световой луч, окрашивая его в соответствующий цвет. Под действием электрического сигнала кристалл поворачивается, чтобы блокировать луч света. Таким образом, открывая и закрывая кристаллы определённого цвета, матрица формирует изображение, которое мы видим на экране. Из-за того, что в закрытом состоянии кристалл всё ещё остаётся прозрачным и пропускает некоторое количество света.
Таким образом, если Вы покупаете проектор для проведения презентаций, но планируете также время от времени смотреть на нем кино, то выбирайте модель, которая хотя бы частично лишена перечисленных выше недостатков, ограничивающих кинотеатральное применение проектора. Ориентируйтесь на широкоформатную модель (как правило есть офисные варианты с разрешением 1280 на 800 пикселей), работающую относительно тихо и оснащенную HDMI-входом. Однако придется смириться с низкой яркостью цветов в случае DLP-проекторов и с невысокой контрастностью в случае офисных LCD-проекторов.
Среди кинотеатральных моделей при желании можно выделить три типа проекторов:
Деление на эти категории довольно условное, но, как мы считаем, такое разграничение помогает ориентироваться среди многообразия моделей.
Развлекательные центры все-в-одном представляют собой проектор, плеер и акустическую систему, объединенные в одном корпусе. Типичные представители это, например, Optoma DV10 (на смену ей пришла модель DV11),
и Epson EH-DM3.
Как правило, такие комбайны стоят не очень дорого, хотя, возможно, и дороже, чем комплект, состоящий из дешевых компонентов начального уровня: проектора, DVD-плеера и двухкомпонентной акустики. Главное преимущество комбинированных устройств — это простота установки (комбайн достаточно подключить к электропитанию и согласовать его положение с экраном) и эксплуатации. Главный недостаток — не самые лучшие характеристики встроенной акустики. Впрочем, как правило, такие центры допускают подключение внешнего ресивера, что позволяет получить полноценный 5.1 звук. Не лишним будет и наличие видеовходов, предоставляющих возможность подключать внешние источники видеосигнала — в частности можно будет не особо переживать, если встроенный плеер выйдет из строя или морально устареет, в связи с отсутствием поддержки новых форматов мультимедийного контента. Видимо, развлекательные центры все-в-одном являются хорошими кандидатами для работы в детской комнате, в случае мобильного использования — при частом перемещении устройства пусть и в пределах комнаты, а также, если хочется получить большую картинку, потратив минимум усилий на установку, возню с проводами и размещением компонентов.
В категорию кинотеатральных проекторов начального уровня попадают большинство проекторов с разрешением матриц до 1280 на 720 (800) включительно. Некоторые проекторы из данной категории позиционируются производителями как игровые развлекательные модели, например, Panasonic PT-AX200E или Epson EH-TW450. От кинотеатральных их отличает собственно позиционирование, чуть менее жесткие требования к уровню шума и качеству изображения и, возможно, более легковесный дизайн, например, светлый, а не черный корпус. Проекторы из категории кинотеатральных начального уровня обладают хорошим соотношением качество изображения/стоимость, что позволяет рекомендовать их к покупке, в ожидании пока видеоконтент в высоком разрешении станет более доступным, а цена на Full HD-проекторы понизится.
Признаки второй тенденции присутствуют. Ряд производителей выпустил недорогие версии Full HD-проекторов, которые можно отнести к категории начального уровня. От проекторов классом выше их отличает использование недорогих типов матриц (DarkChip1 в случае DLP и TN в случае LCD) и, как следствие, не очень высокая контрастность. Примеры бюджетный версий Full HD-проекторов: Acer H7530D, Epson EH-TW2900, Optoma HD20 и Sanyo PLV-Z700
Кинотеатральные проекторы высокого класса — это, прежде всего, Full HD-проекторы. Сюда же можно отнести проекторы с разрешением 1280 на 720, в которых основное внимание уделено качеству изображения, но так или иначе они вытесняются проекторами с разрешением матриц 1920 на 1080. Дорогой проектор с разрешением 1280 на 720 вряд ли будет выгодным приобретением.
Оставив вне рамок обсуждения сверхдорогие трехматричные DLP-проекторы, можно констатировать, что кинотеатральные проекторы домашнего использования — это или одноматричные DLP-проекторы, или LCD-проекторы (которые с подачи Epson все чаще называют 3LCD, дабы подчеркнуть наличие трех ЖК-матриц), или проекторы, в которых используется LCoS-технология (SXRD в версии Sony, см. статью «Full HD кинотеатральный SXRD-проектор Sony VPL-VW40», D-ILA в версии JVC, см. статью «Кинотеатральный D-ILA-проектор JVC DLA-HD750» и 3LCD Reflective в версии Epson, см. статью «IFA 2010 — проекторы, телевизоры и 3D» ). Несмотря на ряд отличий, технология LCoS все же ближе к 3LCD, поэтому в контексте данной статьи практически все, относящееся к LCD можно распространить на LCoS. Подробное описание технологий DLP и LCD дано в статье «Выбор портативного мультимедийного проектора, предназначенного для проведения презентаций». Добавим только, что в случае кинотеатральных DLP-проекторов обычно используется шестисегментный световой фильтр с двукратным чередованием красного, зеленого и синего цветов, хотя бывают и исключения из этого правила. Например, для повышения качества отображения темных оттенков добавляют пару узких темно-зеленых сегментов или, чтобы в характеристиках написать побольше люменов, светофильтр оснащают прозрачным сегментом и/или голубым, пурпурным и желтым сегментами.
Рассмотрим преимущества (недостатки проявляются в виде отсутствия преимуществ) кинотеатральных DLP- и LCD-проекторов.
Перечисление короткое, так как по другим характеристикам лучшие представители современных кинотеатральных проекторов, что DLP, что LCD, одинаково хороши. Разберем список по пунктам.
ANSI-контрастность (методика ее измерения описана тут) показывает насколько черный цвет в кадре засвечивается соседними яркими участками изображения. Чем выше этот показатель, тем засветка черного меньше. Высокая ANSI-контрастность DLP-проекторов обусловлена высокой эффективностью микрозеркал DMD-матрицы — свет или попадает на экран, или на поглотитель, — а также простотой конструкции одноматричных DLP-проекторов, содержащих минимум оптических элементов, на которых рассеивается свет. Типичная ANSI-контрастность кинотеатральных DLP-проекторов составляет 650:1, тогда как для LCD она редко превышает 300:1. Впрочем, компания Epson разработала специальный поляризационный фильтр (технология DeepBlack), обеспечивший прирост контрастности на 70% — от 223:1 в случае EMP-TW1000 до 380:1 для EMP-TW2000 — при использовании одинаковой оптики. Результатом применения аналога DeepBlack явилась контрастность в 460:1 уSanyo PLV-Z3000, а SXRD-проектор Sony VPL-VW80 продемонстрировал контрастность в 480:1. В итоге отрыв DLP от LCD и LCoS по ANSI-контрастности заметно сократится.
Кроме того, качество изображения в значительной степени зависит от глубины черного, достигаемого на темных сценах. Данный показатель лучше характеризует контрастность, полученная делением освещенности в центре экрана при выводе белого поля на освещенность при выводе черного полей — так называемая контрастностьfull on/full off. По этому показателю лучшие представители LCD- и особенно LCoS-проекторов наоборот значительно превосходят DLP-проекторы.
Отличная равномерность цветового тона по площади экрана у DLP-проекторов является следствием того, что свет проходит один и тот же путь, тогда как у LCD свет разделяется на три потока, проходит через три матрицы и снова комбинируется в один поток. Любое различие в пропускании или отражении компонентов системы на пути разделенных потоков приводит к локальному уменьшению/увеличению яркости одного из цветов. В результате на белом и/или черном поле возникают цветовые разводы. Для их устранения в LCD-проекторах применяются разнообразные технические ухищрения, вплоть до программной коррекции цветового тона локальных областей. В случае лучших представителей кинотеатральных LCD-проекторов указанный дефект практически отсутствует — едва заметная неравномерность цвета абсолютно не мешает просмотру фильмов.
Изображение от одноматричных DLP-проекторов характеризуется наличием эффекта «радуги». Сообщения о полном устранении этого эффекта являются выдумкой PR-отделов. Возникает «радуга» из-за того, что при быстром движении глаз яркие элементы изображения раскладываются на сетчатке глаза на составляющие их цвета.
Эффект «радуги» проявляется в виде расположенных перпендикулярно движению глаз красных, зеленых и синих контуров на краях контрастных светлых объектов (особенно белых). Для кинотеатральных DLP-проекторов характерна высокая частота чередования цветов (типично — 240 Гц при 60 Гц кадровой частоты, бывает и 360 Гц, см. «Кинотеатральный DLP-проектор Samsung SP-A800B»), что несколько ослабляет эффект «радуги».
Исследования показали, что длительный просмотр изображений от DLP-проекторов может приводить к усталости глаз. Впрочем, чувствительность к «радуге» у всех разная, многие ее вообще не замечают, другим она мешает (особенно страдают люди с заболеванием нистагм — спонтанные колебательные движения глазных яблок, — к счастью таких 1 на 1500). Возможно, в случае игрового применения DLP-проекторов цветные контуры будут особенно раздражать. В общем, советуем заранее определить свою чувствительность к описываемому эффекту.
У LCD-проекторов выше к.п.д., т.е. меньше потребляемая мощность при том же световом потоке. Вращающийся светофильтр одноматричных DLP-проекторов поглощает свет — несколько упрощая, можно утверждать, что до экрана доходит только треть света от лампы. Поэтому DLP-проекторы с одной матрицей при той же яркости выделяют больше тепла, что может приводить к более высокому уровню шума или большим размерам корпуса. Электричества они расходуют также чуть больше, но это уже не принципиально.
Кинотеатральные LCoS-проекторы по неэкономичности ближе к DLP. Однако, достижение высокой контрастности в топовых LCD-проекторах тоже не дается даром — при той же мощности лампы их световой поток ниже, чем у менее контрастных собратьев.
Обе технологии — DLP и LCD — продолжают совершенствоваться. С выходом новых поколений LCD- и DMD-матриц возрастает их пропускная/отражающая способность, в результате увеличивается достигаемый контраст и яркость изображения. Частным следствием является уменьшение темной границы между пикселями LCD-матриц — можно утверждать, что в современных LCD-проекторах этой проблемы нет (чему косвенно способствовал и рост разрешения). Про поляризационный фильтр, резко увеличивший контрастность LCD-проекторов, сказано выше. Упомянем также инициативу компании Texas Instruments, которая продвигает технологию BrilliantColorдля DLP-проекторов (см. «Мультимедийный DLP-проектор InFocus IN35W»). Принципиально нового в ней ничего нет — предлагается за счет добавления новых цветов в светофильтр или использования стыков между цветами увеличить цветовой охват и яркость картинки. Конкретные способы реализации BrilliantColor варьируются в зависимости от производителя проекторов. Прогресс DLP-проекторов также может быть связан с переходом к трехматричной схеме в массовых моделях (потенциал есть — сейчас трехматричные проекторы стоят дороже трех одноматричных). Кроме того, в случае DLP-проекторов использование светодиодных источников света может уменьшить эффект «радуги» и увеличить к.п.д.
На какие характеристики следует обращать внимание при выборе кинотеатрального проектора? Оставив в стороне вопрос цены, выделим четыре ключевых параметра:
Световой поток (часто эту характеристику не совсем правильно называют яркостью) характеризует количество света, испускаемого проектором. Измеряется световой поток в люменах (лм). Чем больше люменов, тем ярче изображение на экране. Стандартом 196M SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers) определено значение «достаточной» яркости изображения в диапазоне 41-75 кд/м². При этом 55 кд/м² — это рекомендуемое значение яркости изображения при полном отсутствии посторонней засветки. В слегка затемненном помещении яркость должна быть не менее 75 кд/м², а в незатемненном (при условии отсутствия прямого солнечного света) — 200 кд/м² и более. Для сравнения, яркость ЭЛТ-телевизоров примерно 200 кд/м², а ЖК-телевизоров — 250-450 кд/м². Яркость на улице в пасмурный день около 350-1000 кд/м². Яркость изображения, полученного с помощью проектора, равна световому потоку, деленному на площадь экрана (что дает освещенность в лк) и умноженному на коэффициент, зависящий от отражающих свойств экрана. При использовании для экрана простого белого матового полотна этот коэффициент равен примерно 1/3, т.е. яркость (в кд/м²) белого поля на экране примерно в 3 раза меньше освещенности (в лк). Рекомендованные значения яркости позволяют рассчитать примерные размеры экрана при заданном световом потоке и типе помещения. В таблице ниже приведена максимальная ширина экрана с соотношением сторон 16:9 (м, в скобках — диагональ).
Световой поток проектора, лм |
Помещение | ||
затемненное |
слегка затемненное |
незатемненное | |
500 |
2,3 (2,6) |
1,6 (1,9) |
1,2 (1,3) |
750 |
2,8 (3,2) |
2,0 (2,3) |
1,4 (1,6) |
1000 |
3,3 (3,7) |
2,3 (2,6) |
1,6 (1,9) |
1250 |
3,7 (4,2) |
2,6 (3,0) |
1,8 (2,1) |
1500 |
4,0 (4,6) |
2,8 (3,2) |
2,0 (2,3) |
1750 |
4,3 (5,0) |
3,1 (3,5) |
2,2 (2,5) |
2000 |
4,6 (5,3) |
3,3 (3,7) |
2,3 (2,6) |
2250 |
4,9 (5,6) |
3,5 (4,0) |
2,4 (2,8) |
2500 |
5,2 (5,9) |
3,7 (4,2) |
2,6 (3,0) |