Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:39, контрольная работа
Замечено, что на рубеже веков усиливается тенденция к тесному взаимодействию наук, видов искусства, философии и политики. Каждый раз, завершая очередной столетний период своей истории и готовясь отсчитывать новое время, человеческая цивилизация как бы вновь осознает себя как единое целое. Свидетельством этого являются многочисленные попытки интеграции, синтеза разнообразных отраслей духовного знания.
В общественных науках это выражается в росте междисциплинарных исследований и взаимопроникновении экономики, социологии, политологии и др. наук в предметные области друг друга.
Примером революции, которая восстанавливала доминирующее положение институтов западной институциональной матрицы, является эпоха французских революций периода 1789-1871 гг. А. Токвиль, сравнив Францию первой половины XIX века с Францией до революции 1789 г., объяснил причину революции сверхцентрализацией правительственной и местной власти (Tocqueville). Аналогичное противоречие в устройстве политической системы Франции отмечал наш соотечественник С. Ю. Витте, считавший причиной французских революций несоответствие парламентской формы правления как основы политического строя французского государства, административному централизованному устройству местных учреждений (Витте). С точки зрения концепции институциональных матриц, в стране имели место попытки деформации политической структуры федеративного типа в направлении, характерном для унитарно-централизованных политических систем. Следствием этого стала революция, означавшая стихийный возврат французского общества к имманентной его природе политической структуре.
На наш взгляд, "восстановительный" характер имеют современные так наз. революции в государствах Восточной Европы. После войны в результате сильного внешнего влияния они оказались вынуждены заменять базовые институты институтами альтернативной общественной системы, что противоречило исходной институциональной матрице большинства этих стран. Когда внешнее влияние ослабло, то восточно-европейские страны смогли относительно быстро восстановить исторически свойственный им институциональный порядок.
Естественно, что для общественного
прогресса наиболее предпочтительным
является путь целенаправленного
Заключение
Призвание науки, в том числе и общественной, заключается в нахождении за видимой сложностью мира его невидимой простоты. Многие ученые полагают простоту гипотез одним из наиболее решающих критериев их корректности. Способности природы и общества создавать все свое многообразие, используя ограниченный набор элементов, доказаны и на философском уровне, и получили свое подтверждение в достижениях естественных наук. Мы полагаем, что предложенная концепция институциональных матриц может послужить поиску тех простых основ воспроизведения общественной жизни, которые позволят предвидеть пути развития различных стран, и, прежде всего, нашей России.