Информационная безопасность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы информационной безопасности играют сегодня огромную роль в сфере высоких технологий, где именно информация (особенно цифровая) становится одновременно «продуктом и сырьём». Огромный мегаполис IT построен на всемирных реках данных из разных точек планеты. Её производят, обрабатывают, продают и, к сожалению, зачастую воруют.
Говоря об информационной безопасности, в настоящее время имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретическое исследование
1.1. История и Государственная политика в области информационной безопасности
1.2. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Угрозы и их показатели.
1.3. Методика реализации политики безопасности
1.4. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США
1.5. Стеганография и ее применение в информационной безопасности
1.6. Классы информационной безопасности
1.7. Информационная безопасность Российской Федерации
Приложение
Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

Инф.безопасность.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)
    1. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Угрозы и их показатели

 

Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного общества привело к появлению ряда общих проблем информационной безопасности:

  • необходимо гарантировать непрерывность и корректность функционирования важнейших информационных систем (ИС), обеспечивающих безопасность людей и экологической обстановки;
  • необходимо обеспечить защиту имущественных прав граждан, предприятий и государства в соответствии с требованиями гражданского, административного и хозяйственного права (включая защиту секретов и интеллектуальной собственности);
  • необходимо защитить гражданские права и свободы, гарантированные действующим законодательством (включая право на доступ к информации).

Следует знать, что любая информационная система потенциально уязвима. И эта уязвимость по отношению к случайным и предумышленным отрицательным воздействиям выдвинула проблемы информационной безопасности в разряд важнейших, определяющих принципиальную возможность и эффективность применения ряда ИС в гражданских и военных отраслях.

Основная работа по снижению дестабилизирующих факторов в области информационной безопасности - раскрыть собственно суть проблемы, конкретизировать дестабилизирующие факторы и представить основные методы, способные значительно повысить защищенность ИС. Эта проблема в значительной степени решается посредством методов, средств и стандартов, поддерживающих системный анализ, технологию разработки и сопровождения программных систем (ПС) и баз данных (БД). Для достижения поставленной цели в необходимо рассмотреть исходные данные и факторы, определяющие технологическую безопасность сложных информационных систем:

  • показатели, характеризующие технологическую безопасность информационных систем;
  • требования, предъявляемые к архитектуре ПС и БД для обеспечения безопасности ИС;
  • ресурсы, необходимые для обеспечения технологической безопасности ИС;
  • внутренние и внешние дестабилизирующие факторы, влияющие на безопасность функционирования программных средств и баз данных;
  • методы и средства предотвращения и снижения влияния угроз безопасности ИС со стороны дефектов программ и данных;
  • оперативные методы и средства повышения технологической безопасности функционирования ПС и БД путем введения в ИС временной, программной и информационной избыточности;
  • методы и средства определения реальной технологической безопасности функционирования критических ИС.

Основываясь на полученных данных необходимо выработать стратегию и тактику направленную на уменьшение факторов способных вызвать те или иные деструктивные последствия.

Проблема информационной безопасности заключается в том, что любую систему можно взломать.

Терроризм, как выражение крайнего экстремизма, основанное на различного рода разногласиях (как национального, так и транснационального масштаба) в политике, экономике, на религиозной или криминальной почве, обсуждается и осуждается давно. При современном уровне развития высоких технологий расширяются возможности их использования для совершения террористических действий. Во многих странах сегодня ведется активная работа по анализу потенциальных возможностей подобных проявлений и выработке мер по борьбе с этим злом.

Терроризм - совокупность противоправных действий, связанных с покушениями на жизнь людей, угрозами расправ, деструктивными действиями в отношении материальных объектов, искажением объективной информации или рядом других действий, способствующих нагнетанию страха и напряженности в обществе с целью получения преимуществ при решении политических, экономических или социальных проблем.

Направления противоправных, злоумышленных действий на сетевой среде с целью использования их результатов для проведения террористических актов можно представить в виде следующих:

  • Разрушение инфраструктуры сети корпоративного, национального или транснационального масштаба посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных подсистем.
  • Несанкционированный (неправомерный) доступ к сетевой информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушение ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

Следует отличать террористические действия от действий террористов с использованием сетевых ресурсов (в том числе собственных в Интернет) в целях пропаганды своих взглядов, нагнетания обстановки страха, напряженности и т. д.

Ущерб от террористических действий на сетевой среде связан:

  • с человеческими жертвами или материальными потерями, вызванными деструктивным использованием элементов сетевой инфраструктуры;
  • с возможными потерями (в том числе гибелью людей) от несанкционированного использования информации с высоким уровнем секретности или сетевой инфраструктуры управления в жизненно важных (критических) для государства сферах деятельности;
  • с затратами на восстановление управляемости сети, вызванными действиями по ее разрушению или повреждению;
  • с моральным ущербом как владельца сетевой инфраструктуры, так и собственного информационного ресурса;
  • с другими возможными потерями от несанкционированного использования информации с высоким уровнем секретности.

Отличие подходов к предотвращению и реагированию на действия в случае террористического характера целей от других противоправных действий в сетях общего пользования связано с более высоким уровнем требований к безопасности систем, обусловленных их назначением, целями и средой безопасности, и, соответственно, величиной издержек от подобных злоумышленных действий.

В качестве понятия, интегрирующего противодействия кибертерроризму, рассмотрим антитеррористическую информационную безопасность с тем, чтобы подчеркнуть отличие от традиционной информационной безопасности.

Антитеррористическая информационная безопасность - совокупность механизмов, инструментальных средств, методов, мер и мероприятий, позволяющих предотвратить, обнаружить, а в случае обнаружения, - оперативно реагировать на действия, способные привести:

  • к разрушению инфраструктуры сети посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных ее элементов;
  • к несанкционированному доступу к информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушению ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

Основа антитеррористических действий с использованием сетевой среды - традиционная информационная безопасность, ее методология, модели, механизмы и инструментальные средства. Разработка, построение и сопровождение систем информационной безопасности для отдельных продуктов, изделий и комплексов на сетевой среде, особенно на сетях пакетной коммутации и Интернет, - сложная, многоплановая задача.

Антитеррористическая информационная безопасность является важным пунктом в информационной безопасности и ему уделяется особое значение.

Угроза безопасности информации - совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и/или несанкционированными и/или непреднамеренными воздействиями на нее.

По способам воздействия на объекты информационной безопасности угрозы подлежат следующей классификации: информационные, программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.

К информационным угрозам относятся:

  • несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
  • незаконное копирование данных в информационных системах;
  • хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
  • нарушение технологии обработки информации;
  • противозаконный сбор и использование информации;
  • использование информационного оружия.

К программным угрозам относятся:

  • использование ошибок и "дыр" в ПО;
  • компьютерные вирусы и вредоносные программы;
  • установка "закладных" устройств;

К физическим угрозам относятся:

  • уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
  • хищение носителей информации;
  • хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты данных;
  • воздействие на персонал;

К радиоэлектронным угрозам относятся:

  • внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства и помещения;
  • перехват, расшифровка, подмена и уничтожение информации в каналах связи.

К организационно-правовым угрозам относятся:

  • закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;
  • нарушение требований законодательства и задержка в принятии необходимых нормативно-правовых решений в информационной сфере.

Словарь терминов Гостехкомиссии определяет понятие угроз национальной безопасности России в информационной сфере следующим образом:

Угрозами национальной безопасности России в информационной сфере являются:

  • стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;
  • разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем; а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним.

К мерам противодействия указанным угрозам необходимо отнести:

  • постановку и проведение научных исследований, направленных на получение методик исследования программного обеспечения и выявления закладных устройств;
  • развитие отечественной индустрии в области создания и производства оборудования элементов телекоммуникационных систем;
  • минимизацию числа иностранных фирм - поставщиков;
  • координацию действий по проверке надежности указанных фирм;
  • уменьшению номенклатуры поставляемого оборудования;
  • переходу от поставок оборудования к поставкам комплектующих на элементарном уровне;
  • установлению приоритета в использовании отечественных средств защиты этих систем.

Существует много видов угроз.

 

    1. Методика реализации политики безопасности

 

Первоочередными мероприятиями по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

  • разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации, осуществления государственной информационной политики;
  • принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан, развитие инфраструктуры единого информационного пространства России, комплексное противодействие угрозам информационной войны, создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, пресечение компьютерной преступности, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения;
  • развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.

Также существует система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Она предназначена для реализации государственной политики в данной сфере.

Основными функциями системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

Информация о работе Информационная безопасность Российской Федерации