Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:42, курсовая работа
Вопросы информационной безопасности играют сегодня огромную роль в сфере высоких технологий, где именно информация (особенно цифровая) становится одновременно «продуктом и сырьём». Огромный мегаполис IT построен на всемирных реках данных из разных точек планеты. Её производят, обрабатывают, продают и, к сожалению, зачастую воруют.
Говоря об информационной безопасности, в настоящее время имеют в виду, собственно говоря, безопасность компьютерную. Действительно, информация, находящаяся на электронных носителях играет все большую роль в жизни современного общества.
Введение
Глава 1 Теоретическое исследование
1.1. История и Государственная политика в области информационной безопасности
1.2. Проблемы информационной безопасности и борьба с терроризмом. Угрозы и их показатели.
1.3. Методика реализации политики безопасности
1.4. Стандарты безопасности Гостехкомиссии. Стандарты Европы и США
1.5. Стеганография и ее применение в информационной безопасности
1.6. Классы информационной безопасности
1.7. Информационная безопасность Российской Федерации
Приложение
Вывод
Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных). Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена. Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов. Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.
В связи с интенсивным внедрением зарубежных
информационных технологий в сферы деятельности
личности, общества и государства, а также
с широким применением открытых информационно-
Сложившееся положение дел в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации требует безотлагательного решения таких задач, как: разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики; развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам; разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств; совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации; установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности; координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения "информационного оружия".
Разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России. Разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации; обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники. Разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны. Создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время; расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи; обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем; создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.
Разработка и принятие нормативных правовых
актов Российской Федерации, устанавливающих
ответственность юридических и физических
лиц за несанкционированный доступ к информации,
ее противоправное копирование, искажение
и противозаконное использование, преднамеренное
распространение недостоверной информации,
противоправное раскрытие конфиденциальной
информации, использование в преступных
и корыстных целях служебной информации
или информации, содержащей коммерческую
тайну; уточнение статуса иностранных информационных
агентств, средств массовой информации
и журналистов, а также инвесторов при
привлечении иностранных инвестиций для
развития информационной инфраструктуры
России; законодательное закрепление приоритета
развития национальных сетей связи и отечественного
производства космических спутников связи; определение
статуса организаций, предоставляющих
услуги глобальных информационно-
Организационно-техническими методами
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации являются: создание
и совершенствование системы обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации; усиление правоприменительной деятельности
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, включая предупреждение
и пресечение правонарушений в информационной
сфере, а также выявление, изобличение
и привлечение к ответственности лиц,
совершивших преступления и другие правонарушения
в этой сфере. Разработка, использование и совершенствование
средств защиты информации и методов контроля
эффективности этих средств, развитие
защищенных телекоммуникационных систем,
повышение надежности специального программного
обеспечения. Создание систем и средств предотвращения
несанкционированного доступа к обрабатываемой
информации и специальных воздействий,
вызывающих разрушение, уничтожение, искажение
информации, а также изменение штатных
режимов функционирования систем и средств
информатизации и связи; выявление технических устройств и программ,
представляющих опасность для нормального
функционирования информационно-
Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя: разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Приложение
Законы, регулирующие информационную безопасность:
Информация о работе Информационная безопасность Российской Федерации