Информационная культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:28, реферат

Краткое описание

Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости уточнения определения информационной культуры личности, ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития общества.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………..….2
Информационная культура личности…………………………………………..3
Информационное мировоззрение…………………………………………….....5
Информационная грамотность личности………………………………………8
Формирование информационной культуры……………………………………10
Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей……………………....13
Современное состояние вопроса………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………....20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по тасо.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки  России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д. И. Менделеева» в филиале ТюмГУ

 

 

 

 

 

 

                Реферат

Информационная культура личности

 

 

                                                                                          Выполнила: студентка

                                                                            3 курса очной формы обучения          

                                                                    ЕНФ, 302 группы                                                                                                                                                                                               

                                                            специальность: «Математика, технология»

     Ганиева Эльмира                                                                                           Проверил: к.п.н., доцент

Алексеевнина А.К                                                                

                                                                                                         

 

 

 

 

                                                        Тобольск, 2014

 

Оглавление 

Ведение…………………………………………………………………………..….2

  1. Информационная культура личности…………………………………………..3
  2. Информационное мировоззрение…………………………………………….....5
  3. Информационная грамотность личности………………………………………8
  4. Формирование информационной культуры……………………………………10
  5. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей……………………....13
  6. Современное состояние вопроса………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

                                                      Введение

Информационная  культура сегодня требует от  современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной  среде.

Создаваемый в процессе информатизации  информационно-технический  потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных  и коммуникационных технологий. Многое зависит от уровня информационной   культуры,  как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной  эффективности информатизации является человеческий фактор.

Человек с развитой информационной культурой  характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.; во-вторых,  умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих,  способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации  с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных  поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать  большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной  этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

Информационная культура личности выступает  как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной  средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.

Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает  из необходимости уточнения определения информационной культуры личности, ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование  у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня  развития общества.

 

 

  1. Информационная культура личности

    Информационная культура личности - совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. 

Понимание сущности информационной культуры личности предполагает, прежде всего, её осознание как одного из проявлений общей культуры человека (культура от лат. culture - что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Любая культура, в том числе и информационная, есть продукт человеческой деятельности. Человек - творец, созидатель культуры и вместе с тем её пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной культуры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой - только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Именно в связи с этим об информационной культуре человека судят не потому, что он думает о себе сам или каким он желает казаться, а по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности . Информационная культура как одно из проявлений "культуры вообще" охватывает собой сферу отношений человека, отдельных социальных групп, общества к информации. Соответственно принято различать информационную культуру личности, информационную культуру определенной социальной группы (учителей, врачей, юношества и др.), информационную культуру общества в целом. Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной культуры личности, актуализируя тем самым задачи её формирования.

Решение этих задач направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              2.Информационное мировоззрение

   Информационное мировоззрение - система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

  Анализ теории и практики формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях, многолетнее изучение состояния информационной культуры различных социальных групп (учителей, юристов, врачей, студентов, школьников и других) позволяет утверждать следующее. Основной причиной низкой результативности, неэффективности деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности явилось:

1. нарушение принципа системного  подхода в определении содержания  работы с информацией и организации  информационного обучения;

2. дефицит информационно-методического  и обеспечения этой деятельности, неподготовленность кадров;

3. отсутствие мотивационного компонента, способствующего становлению информационного  мировоззрения гражданина информационного общества;

    Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по мнению Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой , на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода, культурологического подхода.

1. принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиции культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности, формирует её ценностные ориентации по отношению к информации как элементу культуры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе [8, с.60].

2. принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счёт введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его информационных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность, реализовать в соответствии с тезисом « целое больше, чем сумма его частей» достижение нового качества в определении содержания понятия «информационная культура личности» как залога эффективной деятельности по решению проблемы информационной подготовки граждан . Нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией проявилось в монодисциплинарном характере деятельности, которая сводилась к формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, компьютерной грамотности как отдельных, обособленных друг от друга направлений. Каждый из этих компонентов информационной культуры личности обладает несомненной полезностью. Вместе с тем автономное овладение знаниями и умениями, входящими в состав каждого из этих компонентов, не способно обеспечить формирование информационной культуры личности. Такой подход неправомерен с теоретической точки зрения, так как влечет неполноту, фрагментарность, отсутствие целостного представления о феномене информационной культуры; вдвойне не оправдан этот подход и с практической точки зрения, поскольку неизбежно влечет за собой дублирование, весьма расточителен и не экономичен в отношении времени и сил, требуемых на овладение материалом.

3. принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиции библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиции пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.

4. принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определённую совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечёт снижение качества результатов.

5. принцип интегративности даёт возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на ограниченное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих институтов по достижению общей цели - формированию информационной культуры личности.

6. принцип непрерывности предусматривает использование возможности всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего, среднего, высшего послевузовского) для формирования информационной культуры личности.

  Объектом изучения уровня информационной культуры явились такие категории потребителей информации, как студенты, учителя, врачи, юристы, инженерно-технические работники. Замер уровня информационной культуры производился по следующим параметрам:

1. умение самостоятельно сформулировать  свою информационную потребность  и выразить её словесно;

2. знание основных алгоритмов  поиска информации в зависимости  от вида информационного запроса (адресный, тематический, фактографический);

3. умение извлечь информацию  из источника и правильно оформить  результаты своей информационно-аналитической  деятельности [8, с.56].

Информация о работе Информационная культура личности