Информационная культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:28, реферат

Краткое описание

Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости уточнения определения информационной культуры личности, ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития общества.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………..….2
Информационная культура личности…………………………………………..3
Информационное мировоззрение…………………………………………….....5
Информационная грамотность личности………………………………………8
Формирование информационной культуры……………………………………10
Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей……………………....13
Современное состояние вопроса………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………....20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по тасо.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Целенаправленное и последовательное формирование информационной культуры личности, с точки зрения профессора Кемеровского государственного института культуры и искусств Н.И. Гендиной , возможно за счет внедрения в образовательных учреждениях всех ступеней и уровней специальной учебной дисциплины. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний.

   Основными задачами курса являются:

1. формирование информационного  мировоззрения личности;

2. приобретение знаний и умений  по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности; овладение информационной компетентностью.

 

 

 

 

     3. Информационная грамотность личности

В понятие «информационная  грамотность личности» включены следующие компоненты:

¨ компьютерная  грамотность личности;

¨ знания   об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем мета знаний ,т.е. знаний об информации;

¨ наличие  у личности информационных потребностей широкого диапазона;

¨ умение  ориентироваться в информационных потоках;

¨ умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

¨ развитость алгоритмического мышления личности.

Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека  с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.

К компонентам компьютерной  культуры относятся:

а) знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИиКТ) в различных областях жизнедеятельности человека;

б) понимание соответствующей терминологии, связанной с ИиКТ;

в) знание принципов устройства  и работы компьютерной техники;

г) знание конкретных примеров  использования ИиКТ;

д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;

е) знание основ методов  моделирования (математического, логического, дидактического и др.);

ж) понимание принципов,  лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:

и) умение грамотно интерпретировать  результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники  и применять их в своей деятельности;

к) умение грамотно сформулировать  задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);

л) соблюдение морально- этических и правовых норм применения ИиКТ.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения  информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание  термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает   взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.

Информационная культура  предполагает  наличие у личности таких качеств, как:

1. информационная грамотность. Она  включает:

¨ стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том  числе компьютерных;

¨ умения  и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации ,дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования   всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;

2. осознанную мотивацию личности на:

¨ удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний ИиКТ;

¨ повышение  своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;

¨ развитие  умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе  использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;

3. определенный  стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.

 

 

 

4. Формирование информационной культуры

Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На мой взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.

В результате проведенных исследований выявлено, что структуру информационной культуры личности обучающихся можно представить по двум направлениям: горизонтально и вертикально.

«Горизонтальная» структура ИКЛ может быть представлена следующими ключевыми понятиями: «нормы», «знания», «значения» и «ценности».

Нормы способствуют поддержанию информационных связей в обществе.

Классифицированы нормы по нескольким основаниям:

1) побуждающие (нужно обязательно делать то или иное) и запрещающие (то, что нельзя делать);

2) общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;

3) по степени обязательности  — обязательные и не обязательные к исполнению.

Следование различным нормам приводит к тому, что человек в обществе начинает выполнять те или иные роли (член семьи, пассажир в общественном транспорте, пользователь в сети Интернет и т.д.).

Знания как результат процесса познания могут быть выражены в представлениях, суждениях, теориях и законах. Знания также формируют поведение человека.

Значения являются средством соединения двух миров: мира человека и внешнего мира посредством знаков. Особая роль в этом принадлежит символам. Знак или символ представляют собой повод реагировать на них соответствующим образом. Например, знаковость интерфейса настраивает человека реагировать определенным образом на то, что он видит, сидя за компьютером, на экране монитора.

Ценности являются способом регуляции поведения. Они придают смысл человеческой жизни.

Изучение культурологической и психолого-педагогической литературы позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты ИКЛ: когнитивный, содержательный, коммуникативный и рефлексивный.

5. Создание и использование современных мультимедийных средств для повышения информационной культуры пользователей

Идёт активный процесс преобразования библиотек в информационные центры, объединяющие научно-информационную и библиотечную сферы деятельности. В этой связи всё актуальнее становится задача обучения пользователей новым способам и средствам работы, овладению современными информационно-коммуникационными технологиями, без которых невозможно представить не только наше будущее, но и сегодняшнюю по-настоящему современную библиотеку.

Вузовские библиотеки выступают основным подразделением , обеспечивающим информационную базу учебного и научного процессов. Для того чтобы оставаться востребованными, они должны шире использовать современные инновационные технологии и технические средства, внедрять систему презентационного представления лекционного материала.

Любая библиотека в наше время может работать над повышением информационной культуры пользователей с применением мультимедийных средств. Создание и использование собственных мультимедийных ресурсов в целях обучения и воспитания информационной культуры пользователей вуза уже стало важным направлением в её деятельности. Мультимедийные средства стимулируют мотивацию обучения, активизируют внимание пользователей, повышают интерес к новой теме. Обучение становится занимательными эмоциональным, приносит эстетическое удовлетворение. Повышается качество излагаемой преподавателем информации, наглядность обучения; обеспечивается повтор наиболее сложных моментов лекции.

В настоящее время в библиотеках создаются собственные мультимедийные средства: рекламные ролики, презентации информационного характера, обучающие программы.

Рекламные ролики создаются для широкого информирования пользователей о деятельности и новых информационных возможностях ВУЗов. В рекламных роликах представляется краткая информация о библиотеке и ее ресурсах. Залы электронных ресурсов подталкивают к созданию рекламных роликов пропагандирующих электронные ресурсы библиотеки.

Презентации информационного характера направлены на раскрытие фондов и сохранение традиций библиотеки, например «Редкие и ценные книги», «История библиотеки». Презентации выполняются в стандартных компьютерных программах типа Office Power Point (текст, графика, звуковые эффекты и т.д.), что делает их яркими и запоминающимися. Если материала много, лучше обратиться к другой программе, например Windows Movie Maker.

Презентации используются на межвузовских мероприятиях, на занятиях со студентами разных курсов и т. д.

Специальные обучающие программы по повышению информационной культуры различных категорий пользователей. Несмотря на знание технологических аспектов информатизации и владение навыками компьютерной грамоты, пользователи не обладают достаточным уровнем информационной культуры, испытывают дефицит знаний об источниках информации и умения работать с ними.

Пути формирования информационной культуры могут быть разными. Сейчас разработана многоуровневая учебная программа с использованием мультимедийных средств по формированию информационной культуры всех категорий пользователей университета: абитуриентов, студентов младших и старших курсов, аспирантов и преподавательского состава, а так же школьников. Формы обучения разные: групповые и индивидуальные практические занятия и тренинги в залах электронных ресурсов, совместные мероприятия с кафедрами университета и др. Программа помогает быстрее адаптироваться в библиотеке и в целом в университете. В ней даются сведения о библиотеке и ее фондах, правила пользования ими и много другой информации, необходимой на первых шагах обучения. Эта программа помогает сократить время на массовую выдачу литературы первым курсам университета.

Главные задачи: научить студентов работать с информацией, приблизить обучение к конкретным информационным проблемам пользователей, их непосредственной практической (учебной) деятельности, а также создать условия для саморазвития и самосовершенствования. На занятиях студенты получают комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными и традиционными информационными ресурсами; учатся технологии подготовки и оформления учебных и научно-исследовательских работ.

Информация, представленная в мультимедийной форме, лучше запоминается студентами; заметно повышается их внимание, возрастает интерес к занятиям; материал усваивается значительно лучше. Лекции могут читаться потоками всем факультетам; а практические занятия, закрепляющие лекционный материал, проходить по группам в залах электронных ресурсов.

Быстрое развитие новых информационных технологий привело к необходимости серьезно пересмотреть традиционные формы работы, обратиться к новым — наиболее эффективным и оптимальным для обучения пользователей, отдающих предпочтение электронным продуктам и услугам.

Можно сделать вывод, что для достижения лучших конечных результатов необходим синтез разнообразных материалов и презентаций, которые обогащают и расширяют возможности воздействия на пользователя. Это позволит рациональней использовать имеющуюся информацию с целью наиболее эффективного обучения пользователя и пропаганды информационных возможностей библиотеки.

В процессе создания различных мультимедийных средств (роликов, презентаций, фильмов) повышается интеллектуальный уровень сотрудников библиотеки, растут их профессиональное мастерство и компетенция. Со стороны пользователей усиливается интерес к деятельности библиотеки. Её роль становится всё более значимой в информационном и образовательном пространстве вуза, школы или иного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      5.Современное состояние вопроса

Развитие современных технологий существенным образом меняет жизнь общества и оказывает влияние на культуру. Происходит подлинная революция в приобщении человечества к накопленному культурному богатству, затрагивается его жизнедеятельность.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Овладение информационной культурой – это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании ИК играет открытое образование, которое должно формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения: дифференциации информации; выделении значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Эффективность этой работы зависит от уровня подготовки профессорско-преподавательского состава.

Информация о работе Информационная культура личности